Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в ходе творческого проектирования

Опыт работы воспитателя ДОУ. Развитие духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников в ходе творческого проектирования
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Так в Общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.
С начала учебного года мы работаем с педагогическим проектом «Развитие духовно - нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста по всем образовательным областям посредством ознакомления с русскими народными традициями». Детей знакомим с русскими народными и православными праздниками. Анализируя свою работу, пришли к выводу, что одним из эффективных методов воспитания духовно-нравственных чувств является метод детского проектирования. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Метод проектирования дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов. Н.Е.Веракса и А.Н.Веракса выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную. С исследовательской проектной деятельностью мы работали, нас очень заинтересовала творческое проектирование.
Творческий проект мы реализовывали поэтапно. (Приложение №1)
На первом этапе подготовительном участники проекта это воспитатели, специалисты, родители. Форма проведения для родителей анкетирование (Приложение №2), а для воспитателей, специалистом по изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре проведена беседа, на которой была определена тема проекта, проведение христианского праздника «Пасха».
На втором этапе участники педагог и дети. Беседуя с детьми в «Дружном кружочке» о празднике «Пасха», дети узнали, что это за праздник, почему красят яйца, как на Руси красили яйца (крапанки, писанки) и т.д. Задала вопросы детям: «Хотят ли они отметить праздник?» и «Как можно его отметить?» Не секрет дети очень любят праздники, это всегда веселье, разные игры и подарки. Вот и сейчас все дети без исключения согласились провести праздник и к празднику украсить группу.
На третьем этапе так же в «Дружном кружочке» с начало с одной подгруппой, а потом и с другой решали, а как же это сделать. Над этим вопросом и задумались. Далее пошло продумывание и высказывание разных вариантов, с последующим коллективным обсуждением. Дети активно высказывали свои идеи, на удивление, даже те ребята, которые малоразговорчивые «молчуны». Идей получилось 27.
Список идей:
1. Слепить пасхальные яйца и развешать их в группе.
2. Нарисовать на ватмане большого пасхального кролика с пасхальными яйцами (поздравительная открытка для родителей от всех детей группы)
3. Слепить из пластилина корзинку и в нее положить киндер-сюрпризы
4. В группе красить вареные яйца
5. На празднике прятать киндер-сюрпризы и их искать
6. Принести из дома покрашенные яйца и обменяться с другом
7. Сделать пасхального кролика
8. Из картона вырезать пасхальное яйцо с корзиной
9. Нарисовать дома открытку поздравительную и подарить ее воспитателям и младшему воспитателю группы
10. Из ткани вырезать кролика, сделать аппликацию
11. Принести из дома вареное раскрашенное яйцо и подарить другу
12. Спеть пасхальную песню
13. Надуть воздушные шарики и раскрасить как пасхальные яйца, развесить в группе
14. Сделать для праздника ушки кроликов
15. Нарядиться в кроликов и яйца
16. Раскрасить ковер в пасхальной тематике
17. Нарисовать, как пасхальный кролик под подушку кладет ребятам пасхальные яйца
18. Нарисовать кролика с корзинкой на ковре самолете, вырезать и приклеить на стену, как будто он летит и поздравляет всех
19. Сделать коробку для яиц
20. Сфотографироваться с мягким кроликом, вырезать ему корзинку и принести для выставки в группу
21. Выложить из магнитов кролика на магнитной доске
22. Белую футболку раскрасить кроликами и яйцами
23. Сделать гирлянду из кроликов и повесить ее на шторы в группе
24. Сочинить сказку о пасхальном кролике и изготовить книжку
25. Придумать игры для праздника
26. Спрятать сюрпризы в группе, нарисовать карты, где они спрятаны, поменяться картами и искать
27. Попросить родителей принести пасхальные картинки, для раскрашивания (раскрасить и развешать в группе)
На следующем этапе каждый ребенок зарисовывал на листе бумаги одну или несколько идей и средства, с помощью которых можно реализовать идею. Дети работали по подгруппам. Эта задача оказалась для детей очень сложной. Идей при обсуждении было много, а когда надо было их изобразить на бумаге, все дети зарисовывали 3-4 одни и те же идеи. Объясняя, что это лучшие идеи, и им хочется реализовать именно их. Хотя на самом деле проще заглянуть к соседу и сделать то же самое.
Пятый этап, презентация детских идей нам очень понравился. На презентации дети организовали место для индивидуальной презентации, каждый ребенок рассказал о той проделанной работе необходимой для создания праздника, показывал рисунок и пояснял его. Дети с большим энтузиазмом рассказывали о необходимой работе, которую надо сделать для праздника. Все дети справились с этим заданием.
Далее проходил следующий этап – голосование и выбор идей. Участниками этого этапа были педагог и дети. Дети, стоя вокруг стола, на котором разложены рисунки детей, голосовали за более понравившуюся идею или несколько идей с помощью фишек. Голосование проходило по подгруппам, а затем всей группой в разные дни.
В итоге были выбраны следующие идеи для реализации проекта:
1. Нарисовать на ватмане большого пасхального кролика с пасхальными яйцами (поздравительная открытка для родителей от всех детей группы)
2. Сочинить сказку о пасхальном кролике и изготовить книжку
3. Провести праздник:
• Игры соревнования, русские народные игры, игра «Найди сюрприз»
• Маски кроликов сделать
• Изготовить открытку для малышей и подарить им
• Оформить группу пасхальными картинками, шариками, раскрашенными под пасхальные яйца
• Подарить воспитателям открытки сделанные дома
Для того чтобы активизировать родителей для совместной работы, на стенд объявлений вывесили такой лист с текстом: «Дорогие мамы и папы! Мы хотим провести интересный и веселый праздник «Пасха» Обращаемся к вам за помощью: для оформления группы нам нужны воздушные шарики, картинки пасхальные для раскрашивания. Нам нужна ваша помощь в создании открыток. Ваши дети». Так же ребята подходили к своим родителям и рассказывали им о проделанной работе по проекту и что еще надо сделать. Родители откликнулись на просьбу детей, но как откажешь, если на тебя с просящими милыми глазами смотрит твой нежно-любимый ребенок. Родители принесли шарики, подарки-сюрпризы для детей на праздник, много разных картинок для раскрашивания, для изготовления открыток атласные ленты, разноцветные перья, пайетки.
Следующий этап нашего творческого проекта реализация замысла (создание продукта). Участники этого проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Нарисовать кролика на ватмане дети решили компаниями. Сначала одна компания детей решили крупно нарисовать кролика – Девятова Настя нарисовала его посередине, а другие ребята раскрашивали. Следующая компания украсили поздравительную открытку вырезанными из цветной бумаги пасхальными яйцами. Другие ребята добавили кролику пасхальное яйцо, нарисовали и раскрасили его. Ребята, не ссорясь, договаривались друг, с другом обговаривая, кто, что будет делать. В итоге получилась яркая поздравительная открытка.
Наши дети любят сочинять сказки, и в этот раз получилась интересная сказка. Сначала дети придумали героев сказки – это пасхальный кролик, овечка, волк, лиса и ежик. Поговорили, какие это животные, как они выглядят, их характер. После сочинения, дети сели за столы, каждый выбрал, какого персонажа нарисует к этой сказочной истории и что будет нарисовано на каждой странице книги. Получилась интересная, красочная книга.
Для проведения праздника совместно с инструктором по физической культуре были выбраны конкурсы для соревнований с использованием различных предметов похожих на форму яйца (воздушные шары, мячи, деревянные шарики и др.) И русские народные игры «Найди наперсток», «Катание яиц».
Игру «Найди пасхальный сюрприз» придумал Тарасов Вадим. Правила игры: дети делятся на три команды, каждая команда прячет конверт с сюрпризом в определенном месте группы, потом чертят карту группы и черточками отмечают, сколько шагов и в какую сторону надо идти к нужной цели. Только перед тем как дети начинают чертить карту, обязательно надо обговорить какие шаги маленькие или большие они будут использовать для мерки. Детям очень понравилась эта игра, они действовали по правилам, обговорённым в начале игры. Сначала в группе действовала одна подгруппа детей, прятала, чертила, приглашала другую подгруппу детей, они менялись и так с последующей подгруппой. Самое интересное, что дети на удивление (ведь эта игра проходила впервые), так слажено взаимодействовали друг с другом. Один ребенок прятал, другие соглашались с ним, второй чертил, третий шагами считал, а четвертый помогал тому ребенку, который чертит не ошибиться начертить правильно, куда вправо или влево надо ставить черточки. После того как все конверты с сюрпризами были спрятаны, карты начерчены обменивались картами и начинали искать. Вот тут - то у нас и произошла маленькая заминка дети меряли разными шагами. Но это нисколько не испортило настроение от игры. Ведь они все нашли спрятанные сюрпризы. Дети решили и дальше использовать эту игру для других праздников. Рябинина Вера предложила, а давайте сами делать сюрпризы, прятать для друзей и чертить карты каждый день.
Открытку для малышей тоже дети делились по группам, садились в кружочки, обговаривали, что они хотят, чтобы у них было на открытке, что им необходимо, какой материал для создания ее. Здесь дети говорили тихо шёпотом, для того чтобы другие группы детей не узнали, об их идее создания открытки, для того чтобы только у них была такая особенная открытка.
Каждая группа детей села за отдельные столы. Одни делали открытку на альбомных листах, рисуя фломастерами и пастелью, кролика с корзиной, наполненной пасхальными яйцами, открытка получилась солнечной, что интересно они договорились сами, что один рисует кролика, другой солнышко, третий корзину и фон открытки. Так у них получились три открытки. А вот четвертый ребенок из этой группы не захотел рисовать кролика, нарисовал поросенка, а других попросил дорисовать такое же солнышко, корзину и пасхальные яйца. Дети согласились.
Вторая же группа детей сделали аппликацию, на альбомных листах, из цветной бумаги корзинка, из цветного картона яйца, пастелью нарисовали траву и цыпленка вылупившегося из яйца. Получилось очень красиво. Работали так же слажено, как и первая группа детей. Один вырезал, другой клеил, третий рисовал, а вот украшали разными насекомыми, рисуя их на своей открытке.
Третья группа детей была самой шумной, по началу мальчишки не хотели соглашаться с девочками, но те все - таки их убедили, хотя как, же сложно не вмешаться в их разговор, но интересно кто кого убедит. Мальчики хотели открытку сделать из пластилина, нанесенного на картон фоном и на нем сделать узоры, а девочки объясняли, что это будет очень долго и не аккуратно и предлагали свой вариант, надо фон раскрасить пастелью, а узоры и яйца наклеить пластилином. Получилось оригинально и необычно. После проведения праздника ребята подарили свои открытки малышам. При преодолении трудностей в выполнении этой работы, при предвосхищение будущего успеха побуждало детей к настойчивости, к развитию произвольности поведения, умение достигать поставленной цели.
А в конце дня дети дарили разрисованные воздушные шары друг другу. Рисовали на шарах все дети, для того, чтобы рисунок не смазывался с шарика, сначала наносили клей и поверх рисовали фломастерами.
Раскрашивали вырезанные из бумаги ушки кроликов, украшали группу пасхальными картинками. Особое внимание мы уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности детей, предоставив им разнообразный материал.
Праздник получился веселый, интересный, насыщенный.
Следующим этапом было презентация детских проектов в социуме. Даря открытки малышам, дети не просто вручали их, они поздравляли с праздником и рассказывали, что изображено на той или иной открытке, как они ее делали. Им очень хотелось поделиться тем, что они старались, делая эти открытки.
Книжку со сказкой ребята каждый показывал своим родителям. Ребята рассказывали, как все вместе сочиняли сказку, какую лепту он внес в создание этой сказки.
А еще приходя из дома, дети в течение недели дарили нам пасхальные открытки, сделанные самостоятельно или с помощью родителей.
Конечным этапом нашего творческого проекта стал разговор – беседа, в котором делали выводы, что понравилось, а что нет. Ксюша сказала, что ей не понравилось, почему ребята не выбрали ее идею. Ребята объяснили и успокоили Ксюшу, у Тимы в его идее сразу несколько идей, и твоя идея там тоже есть. Из разговора с детьми было понятно, что детям участвовать в этом проекте понравилось, как и нам.
Проектная творческая деятельность направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников и способствовала проявлению у детей инициативы, самостоятельности, оригинальности и коллективной творческой сплоченности при выполнении проекта. У детей формируются и развиваются такие духовно-нравственные качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое до конца.
Создавая благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников в разных видах деятельности, мы хотим видеть детей овладевшими культурными основными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, а главное счастливых и успешных.
Результаты: дети узнали о празднике «Пасха», как его отмечали наши предки, научились русским народным играм, применять полученные знания в художественно-речевом творчестве. Научились работать в командах, договариваясь друг с другом.
Литература:
1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
3. «ФГОС ДО», Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17. 10. 2013 г. № 1155
Приложение №1
Структура проведения творческого проекта в старшем дошкольном возрасте
1 этап
Поиск ситуаций, содержащих смысл (подготовительный).
Задача:
- определить социально значимые события (праздники, сезонные изменения, социальные запросы), задать тему проекта.
Участники: взрослые (воспитатели, специалисты, родители).
Форма проведения: анкетирование, беседа, деловая игра, педагогический совет, проектный день для педагогов.
2 этап
Раскрытие детских смыслов.
Задача:
- способствовать проявлению активности детей через раскрытие детских смыслов.
Участники: педагог, дети.
Форма организации: подгруппа детей и взрослый сидят на стульчиках по кругу (или за круглым столом).
Описание действий педагога и детей:
взрослый повествует детям о предстоящем событии (например, о каком-то празднике), описывает ситуацию, немного рассказывает о событии, опираясь на представления, опыт детей. Выясняет их отношение к этому событию, постепенно приводит их к проблеме: «как его можно отметить?»; совместно обсуждают последствия, если проблема не будет решена («Что будет, если мы не будем к этому готовиться, в этом участвовать?»)
Примечание: проводится сначала с одной подгруппой детей, затем с другой.
3 этап
Инициирование идей.
Задача:
- способствовать поддержанию и развитию активности, инициативы детей.
Участники: педагоги, дети.
Форма организации: подгруппа детей и взрослый сидят по кругу.
Материал: микрофон.
Описание действий педагога и детей:
взрослый предлагает детям решить проблему: как мы можем в этом проявиться?; дети предлагают свои идеи, по очереди, взрослый принимает предложения детей, не показывая своего отношения (не оценивая), уточняет необходимые детали, стараясь удержать детей в рамках заданного смысла.
Примечание: проводится поочередно с одной и другой подгруппой.
4 этап
Зарисовка идей.
Задача:
- способствовать поддержанию и развитию активности, инициативы детей.
Участники: педагоги, дети.
Форма организации: подгруппа детей работает за круглым столом.
Материал: простой карандаш, лист бумаги, разделенный на сектора.
Описание действий педагога и детей:
воспитатель предлагает детям с одной стороны листа зарисовать одну или несколько идей, а с другой - средства, с помощью которых можно реализовать идею («что мне для этого понадобится»); еще раз напоминает о том, что идеи должны быть реальны в воплощении.
Примечание: дети работают поочередно в тех же подгруппах.
5 этап
Презентация идей.
Задача:
- установить связь между ребенком и смыслом; помочь детям увидеть смысл другого ребенка; поддержать индивидуальность каждого ребенка.
Участники: педагог, дети.
Форма организации: подгруппа детей сидит на стульчиках по кругу; 1 ребенок у доски.
Материал: стенд или магнитная доска, магнитики, указка, зарисовки детских идей.
Описание действий педагога и детей:
каждый ребенок по очереди выходит к доске, помещает свою работу на стенд и «защищает», озвучивая идеи и средства для их реализации; педагог выявляет индивидуальность ребенка, помогает ему как можно лучше выразить себя («Почему именно ЭТО?», «Что ты хотел этим выразить?»), при необходимости снова работает с ребенком над смыслом.
Примечание: сохраняются те же подгруппы детей.
6 этап
Голосование. Выбор идей.
Задача:
- продолжать устанавливать связь между проблемой и смыслом, воспитывать уважение к другим детям, показать, что каждый ребенок прав и его смысл верен, воспитывать выдержку, чувство ответственности.
Участники: педагог, дети.
Форма организации: дети стоят вокруг стола.
Материал: детские рисунка разложены на столе, фишки - по 3 штуки на каждого ребенка.
Описание действий педагога и детей:
взрослый предлагает детям выбрать 1 рисунок - идею или несколько с помощью фишек; дети осуществляют выбор.
Примечание: голосование проходит по подгруппам, а затем всей группой (В разные дни).
7 этап
Встреча детей со взрослыми.
Задача:
- заинтересовать всех взрослых (родителей, специалистов детского сада) выдвинутыми идеями детей, привлечь их к взаимодействию, сотрудничеству, распределить обязанности.
Участники: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Материал: информация о предстоящей деятельности.
Описание действий педагога и детей:
ребенок в индивидуальной форме при поддержке педагога дает информацию своим родителям о том, что придумали дети группы, тем самым вовлекая родителей в процесс; также дети обращаются с запросом к специалистам детского сада
8 этап
Реализация замысла (создание продукта)
Задача:
- помочь детям удержать цель на протяжении всей деятельности; развивать коммуникативные способности, умение договариваться, работать сообща, обращаться за помощью; развивать творческие способности; воспитывать чувство времени.
Участники: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Форма организации: работа в компаниях, подгруппах, индивидуально.
Материал: подбор средств зависит от задуманного продукта.
Описание действий педагога и детей:
дети при поддержке взрослых разбиваются на компании, распределяют обязанности, планируют деятельность, устанавливают сроки ее выполнения, работают над созданием продукта; воспитатель помогает детям заполнять «календарь идей».
Примечание: календарь может быть как общий, так и индивидуальный.
9 этап
Презентация детских проектов в социуме.
Задача:
- помочь ребятам утвердиться в социуме, проявить свое «Я», свою индивидуальность, неповторимость и уникальность, развивать творческость, активность, инициативу, воспитывать чувство уверенности.
Участники: все субъекты проекта (дети и взрослые).
Форма организации: индивидуально, в подгруппах или коллективно (зависит от условий).
Материал: сам продукт (концерт, выставка, книга и т.п.).
Описание действий педагога и детей:
дети самостоятельно презентуют свой проект в социуме; взрослые поддерживают, в случае необходимости приходят на помощь.
Примечание: в презентации могут участвовать только дети, а также дети совместно со взрослыми.
10 этап
Подведение итогов проделанной работы.
Задача:
- учить детей анализировать сам процесс и полученный результат, оценивать свои действия и действия другого ребенка; развивать умение получать удовольствие от проделанной работы; вызвать эмоциональный Отклик в социуме.
Участники: дети, педагоги, родители, представители социума.
Форма организации, обсуждение за круглым столом.
Материал: живой разговор - беседа; письма, открытки, благодарности (от представителей социума).
Примечание: обсуждение может проходить в индивидуальной форме, подгрупповой и групповой (в зависимости от готовности детей к этому этапу).
Приложение №2
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.
Что по-вашему входит в понятие «традиции и обычаи русского народа»?
_________________________________________________________________
Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа?
_________________________________________________________________
Какие традиции и обычаи на Руси вы знаете?
_________________________________________________________________
Какие семейные традиции есть в вашей семье?
_________________________________________________________________
Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
_________________________________________________________________
Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
_________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Пособие для детей раннего возраста. Фигурный конструктор
Опубликовано: 2144 дня назад (10 января 2019)
Просмотров: 1317
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!