НОД для детей старшего дошкольного возраста с элементами обучения грамоты «Простоквашино»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей об окружающем, продолжать обогащать, активизировать словарь детей за счет имен существительных, прилагательных, глаголов; согласовывать прилагательные с существительными; развивать грамматический строй речи;
- Закреплять умение называть первый звук в слове. Закреплять деление слов на слоги. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха). Развивать зрительное внимание.
- Учить, грамматически правильно строить предложения при ответе на поставленный вопрос. Учить называть слова с заданным звуком. Учить проводить звуковой анализ слова. Закреплять знания о гласных, дать понятие о согласных звуках. Продолжать развивать фонематический слух. Учить образовывать однокоренные слова (кот – котик - коток).
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: учить поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и взрослыми, оказывать помощь.
Демонстрационный материал: мячик, фишки – синие, красные, зеленые, картинка - кот Матроскин со звуковой схемой слова.
Методические приёмы: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, физкультминутка, игры на интерактивной доске, звуковой разбор слова, анализ, подведение итогов.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте.
Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?
А какие, мультфильмы вам больше всего нравятся?
Ответы детей.
Я тоже очень люблю, смотреть мультфильмы.
И мой самый любимый мультфильм это «Трое из Простоквашино».
Ребята, а кто из вас смотрел новые серии «Простоквашино»?
Что интересного случилось в них?
А кто из вас не смотрел еще, новые серии обязательно посмотрите.
«Простоквашино» – это деревня, а мы живем где?
Дети: В городе
Пойдемте, посмотрим и сравним.
(слайд две картинки: город с машинами и деревня)
Посмотрите картинки
А какие дома в деревне?
Дети: в деревне дома деревянные одноэтажные.
А какие дома в городе?
Дети: высокие, кирпичные, многоэтажные дома.
А вы знаете, как можно назвать дом, где очень-очень много этажей – высотный!
Ребята, подумайте и скажите, где больше дорог и машин в деревне или городе?
Дети: В городе машин больше.
А в деревне?
Дети: В деревне машин меньше.
А какой звук издают едущие машины?
Ш-ш-ш-ш…
Если машины едут тихо, то колеса шумят как?
Ш-ш-ш-ш
А если машины разгоняются и едут быстро, то они шумят громко.
Ш-ш-ш-ш
А до деревни «Простоквашино» ехать далеко.
Давайте наберем побольше воздуха и проедем дольше
Шшшшшш
Что-то ваши машины мало проехали
Ну- ка, Света и Арина, попробуйте вдвоем, кто из вас проедет дольше
шшшшш
Молодцы! Теперь мы точно доедем в «Простоквашино».
Возьмите рули и поехали.
(слайд. Деревня «Простоквашино», около дома сидит кот Матроскин)
Посмотрите, кот Матроскин сидит около дома.
Какой он ребята?
Дети: грусный.
Наверное, он поссорился со своим другом Шариком. Он очень любит, когда его ласково называют.
А Шарик его все Матроскин, да Матроскин зовет.
Давайте, вспомним, потренируемся и научим Шарика, говорить ласковые слова.
Игра с мячом «Назови ласково».
Я буду называть слово, а вы мне должны его сказать ласково.
Лист – листик, листочек,
Лес - лесок, лесочек
солнце – солнышко,
дерево – деревце,
трава – травка, травушка,
мост – мостик, мосточек.
камень - кумушек,
кот – котик.
Конечно, котик, теперь Шарик знает, как называть кота Матроскина ласково.
Как ребята?
Дети: котик.
А еще котика, раньше наши бабушки называли коток.
Котя – котенька – коток.
Ну, что пойдемте поближе подойдем и посмотрим, кота Матроскина.
Радостный он стал?
Дети: Нет печальный
У Матроскина и Шарика много домашних животных и птиц, а они все разбежались, хозяйство разваливается.
А мы все дружные ребята, и быстро поможем им расселить их по домикам.
Игра на интерактивной доске «Чей домик?»
Нужно назвать, животное или птицу и определив, сколько слогов в слове, расселить в нужный домик.
И так перед вами три домика.
В домике, где одно окно, будут жить животные и птицы, в чем названии один слог.
В домике, где два окна, будут жить животные, в чем названии два слога.
Ну а в третьем домике ребята, кто будет жить?
Дети: Животные и птицы в чем названии три слога.
Как мы определяем, сколько слогов в слове?
Дети: Хлопаем в ладоши.
Сколько хлопков, столько и слогов.
Ко-за,
ко-ро-ва,
ку-ри-ца,
бык,
гусь.
Молодцы! Ребята, всех расселили правильно по домам.
Давайте научим кота Матроскина и Шарика, как нужно дружить.
Найдите себе пару, возьмитесь за руки.
Физкультминутка «Дружба»
Я рос, ты рос,
У меня нос, у тебя нос,
У меня щечки, у тебя щечки,
У меня плечики, у тебя плечики,
Вместе мы друзья и нам сориться нельзя.
(беремся за руки обнимаем друг друга)
Какие дружные ребята, кот Матроскин и Шарик обязательно научатся дружить.
Присаживайтесь на стульчики.
Кот Матроскин отправил Шарика в магазин и сказал купить продукты.
А Шарик растерялся.
(Слайд. Шарик рядом магазин с продуктами)
Нужно помочь Шарику, и положить в корзину, только те продукты, в названии которых первый звук «м».
Четко проговорив его.
Игра на интерактивной доске «Магазин»
Молоко,
Хлеб,
Масло,
Мука,
Мед,
Сосиски,
Морковь.
Молодцы, ребята. Помогли Шарику сложить в корзину все продукты, названия которых начинаются на звук «м».
Ребята, послушайте, я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь о ком идет речь:
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это - (Кот).
А из каких звуков, состоит слово - КОТ мы сейчас разберем.
Проходите за столы.
(на столах лежат картинки – кот, со схемой слова, фишки: синие, красные, зеленые.)
Ребята, давайте вспомним, какие есть звуки?
Дети: гласные, которые мы можем пропеть.
Пропойте их.
Дети: «а», «о», «и», и т.д.
А еще есть согласные звуки, которые мы не можем пропеть.
Это «б», «т», «к»
Давайте разберем слово кот и определим, сколько звуков в нем.
Назовите 1-й звук в слове кот?
- «К».
Это согласный, твердый.
И он обозначается синим цветом.
Назовите 2-й звук в слове кот?
- второй звук «О».
Ребята, проговорите его «О-о-о-о» мы можем его пропеть
Значит, какой он ребята?
Он гласный и обозначается красным цветом.
Назовите мне 3-й звук в слове кот?
- третий звук «Т».
Он согласный, твердый.
И мы обозначаем его синим цветом.
Внимание на экран – проверка.
У всех так же как на экране, молодцы!
(слайд. Кот Матроскин и пес Шарик вместе улыбаются)
Ребята, посмотрите, кот Матроскин и пес Шарик помирились.
Мы научили их дружить.
Шарик теперь знает, как называть Матроскина ласково.
А еще? Что мы сделали?
Вам понравилось в деревне «Простоквашино»?
А нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Возьмите рули и поехали!
Как шумят, колеса машин?
Ш-ш-ш-ш-ш
Рекомендуем посмотреть:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте в подготовительной группе
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра
Конспект занятия по предшкольной подготовке. Тема: Звуки л