Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция «Лирический эпос войны»
Цели:
- расширить представление о устном народном творчестве;
- воспитывать чувство патриотизма;
- формировать культуру устного выступления.
Оборудование: мультимедийный проектор,
Ход мероприятия
(На монитор спроецирован плакат «Родина – мать зовёт». Звучит песня «Священная война» на слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова)
1 ведущий:
Жанр песни, посвящённой Великой Отечественной войне, стал частью народной культуры, своего рода символом борьбы за Победу. В военных песнях отразились все грани жизни военного времени: сражения, солдатский быт, чувства, мечты и надежды.
2 ведущий:
Когда мы говорим о фольклоре, то обычно представляем себе стареньких бабушек и, существенно реже, дедушек, которые рассказывают сказки об Иване-царевиче и Марье и всё время говорят о том, что в их время люди были другими и жили хоть и тяжело, но дружно, и это другое время для нас такое же далёкое, как время былинных героев. А на самом деле это время совсем рядом. Молодость людей, от которых мы записываем сейчас фольклор, - это та самая молодость, которая опалена войной.
1 ведущий:
Каждый фольклорист во время экспедиции по сёлам рано или поздно оказывался у памятника, на котором были выбиты имена жителей, не вернувшихся с войны. На нём в небольшом селе, где сейчас двести жителей, может быть около двух тысяч фамилий.
2 ведущий:
Две тысячи людей пели песни, рассказывали сказки, играли на гармони или на рожке, резали наличники, да, в конце концов просто жили, а потом началась война и они ушли из своего села, чтобы никогда не вернуться.
1 ведущий:
И не помогли им ни «Живые помощи», ни завёрнутые кольцом берёзки, ни мешочки с землёй, ни заговоры от оружия – ничего из того, что должно было помогать солдату на войне.
2 ведущий:
Они не вернулись, но о них сохранили память их родные и земляки. И от них остались песни, пословицы, рассказы – всё то, что мы называем фольклором Великой отечественной войны.
1 ведущий:
В жанровом отношении песенный фольклор войны необычайно многообразен. Среди песен встречаются и марши, и баллады, и песни – письма, и песни – переделки.
2 ведущий:
Песни – переделки использовали наиболее популярные в 30 – 40-х годах песни. Безусловно, лидером здесь является «Катюша» (на стихи М. Исаковского), которую на фронте пели и в оригинальной версии, и в многочисленных переделках.
Звучит запись песни «Катюша»
1 ведущий:
В них Катюша сначала изображалась девушкой, которая любит и ждёт своего возлюбленного. Однако довольно быстро она стала сама бороться с врагами, находясь в партизанском отряде или на фронте.
Чтец 1:
Мы любим петь о девушке Катюше,
Что выходила на берег крутой…
О Кате песню новую послушай,
О девушке суровой и простой.
Когда враги вдруг налетели стаей
И замолчал внезапно пулемёт,
Катюша наша, девушка простая,
Она рванулась заменить расчёт…
2 ведущий:
Или:
Чтец 2:
Отцвели, вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой,
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой.
1 ведущий:
У Катюши даже может появиться фамилия:
Чтец 2:
Наш вишнёвый сад в цветенье снова,
И плывут туманы над рекой.
Выходила Катя Иванова
На высокий берег, на крутой.
Выходила – твёрдо порешила
Мстить врагу за Родину свою,
Сколько воли, сколько хватит силы,
Не жалея молодость в бою.
2 ведущий:
В различных вариантах песни, которых известно более сотни, Катюша – это и «с автоматом девушка простая», и медицинская сестра, которая «раны крепко перевяжет, на руках из боя унесёт».
1 ведущий:
В то же самое время появляются песни – переделки, также связанные с песней «Катюша», но посвящённые не девушке, а реактивному миномёту, которому присвоили имя героини любимой песни.
Чтец 1:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенки «Катюши»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
2 ведущий:
В таких переделках передаётся ужас, который внушало это оружие немцам.
Чтец 2:
Вот к передней «Катя» подходила.
Подвозя снаряды за собой,
И такую песню заводила,
Что фашисты поднимали вой.
1 ведущий:
Помимо собственно песен – переделок были песни, которые имитировали ответы на известные стихотворения и песни.
2 ведущий:
Так, если у Константина Симонова в стихотворении «Жди меня» лирический герой просил свою любимую терпеливо ждать и твёрдо верит в его возвращение с фронта, то в переделке – ответе лирическая героиня говорит, что она очень ждёт своего любимого и твёрдо верит в радостную встречу с ним. Песня – переделка начинается словами:
1 ведущий:
Жду тебя, хороший мой,
Очень крепко жду.
Жду уральскою зимой,
Жду весной в цвету.
Жду, и дни быстрей идут,
Гаснут вечера.
И со мной сегодня ждут
Все, кто ждал вчера.
2 ведущий:
Солдатские стихи и песни тех лет хотя и имели в большинстве своём авторское происхождение, тем не менее становились «общенародным» достоянием. Они «перепевались», в них входили другие герои и новые детали, иначе развивались сюжеты, появлялись дополнительные куплеты.
1 ведущий:
В период войны возникло большое количество
пословиц, в которых говорилось о храбрости и верности воинскому долгу:
«Смело иди в бой: Родина за тобой!»
«На печи не храбрись, а в бою не трусь.»
«Лучше смерть в бою, чем позор в строю.»
«Партизаны в плен не сдаются, они насмерть бьются.»
«Партизаны в слободе – фашисты в беде.»
«Отведали фрицы партизанской горчицы.»
«Пришёл к Москве Гитлер, ушёл от Москвы Битлер.»
«С миру по нитке – Гитлеру петля.»
2 ведущий:
В воспоминаниях фронтовиков встречались и другие шутливые формы:
Чтецы:
Немцы: «Сталинград возьмём бомбежкой, а в Москву придём с гармошкой!»
Русские: «Не поможет вам бомбёжка, отнесут вас без бомбёжки!»
1 ведущий:
В годы войны большое развитие получил жанр устного рассказа. Эти тексты повествуют о подвигах, храбрости и героизме солдат.
2 ведущий:
В основе всех устных рассказов лежат подлинные исторические факты, но это не исторические документы, а художественные произведения, в которых образы создаются по законам типизации с использованием художественного вымысла.
1 ведущий:
Особое место в фольклоре Великой Отечественной войны занимает образ врага. Его называют «фриц», «немец» или «фашист». Называя врага местоимением «он», немцев ставят в один ряд с демонологическими персонажами, как бы указывая на их нечеловеческую природу.
2 ведущий:
Особенно образ немца – неудачника, проигравшего войну и обманутого в своих ожиданиях, эксплуатируется частушкой.
Подготовленные участники исполняют частушки:
Немец шёл в Россию прямо,
Из России – косяком.
Шёл в Россию он обутый,
Из России – босиком.
Фриц бежал версту за гусем,
Думал: «Ну, теперь закусим!»
Гусь в насмешку: (гогочет) -
Взял и скрылся от врага.
Гитлер вздумал угоститься –
Чаю тульского напиться.
Зря, дурак, позарился –
Кипятком ошпарился.
Ехал Гитлер на Москву
На машинах – танках,
А оттуда, из Москвы –
На разбитых саночках.
Ночка тёмная настала,
На полях стоит туман.
Гитлер смазывает пятки
От орловских партизан.
На осине две верёвки,
Любо-дорого смотреть.
Скоро Гитлер с Муссолини
Будут рядышком висеть.
1 ведущий:
В целом фронтовой фольклор – это своеобразная летопись войны, состоящая не из сухих сводок, а из песен, рассказов.
2 ведущий:
Пословиц и частушек, в которых сохранилась память о людях и событиях, о подвигах и поражениях, о победе и славе.
Рекомендуем посмотреть:
Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне для 7-11 классов
Литературно-музыкальная композиция для студентов колледжа. Сценарий
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы для школьников 7-11 класса. Сценарий
Мероприятие ко Дню памяти воинов-интернационалистов. Сценарий
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для старшеклассников. Великая Победа
Сценарий литературно музыкальной композиции для школьников «Россия - Родина моя»