Из опыта работы учителя литературы. Проведения литературной гостиной в школе
Для учителя литературы один из сложных вопросов — как увлечь учеников чтением? Особенно остро он звучит в старших классах. При проведении мероприятий в рамках предметного месячника русского языка и литературы нам хотелось применить такую форму мероприятия, которая максимально погрузит детей в мир литературы. Одна из таких форм — литературная гостиная. Она заимствована из салонной жизни Петербурга девятнадцатого века и совмещает общение мира литературы и искусства: писателей, композиторов, героев произведений.
Литературная гостиная — содружество трёх муз: Поэзии, Музыки, Театра. Н. Бердяев писал: «В красоте нужно жить, чтобы узнать её». Мы разными средствами создавали атмосферу прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый ощутил эмоциональный настрой «на самый высший лад». Темой гостиной стали балы в русской литературе. Разработку мероприятия позаимствовали из интернета, она называлась «И блеск, и шум, и говор бала...». Разумеется, мы адаптировали её к своей ситуации, исключив некоторые части и добавив своё. Участниками мероприятия стали старшеклассники, а учащиеся 8-х классов пришли по желанию.
В нашей гостиной побывали А.С. Пушкин и его герои: Маша Троекурова и Владимир Дубровский, Евгений Онегин и Татьяна Ларина, герои М.Ю. Лермонтова: Григорий Печорин и княжна Мери, князь и Маска из драмы «Маскарад», герои Л.Н. Толстого: Андрей Болконский и Наташа Ростова, а также обязательные на каждом балу светские сплетницы: ка же без их комментариев?! Все учащиеся пришли на мероприятие в бальных костюмах, в вечерних туалетах.
Ребята инсценировали эпизоды из известных произведений, в которых есть балы. По замыслу организаторов, все сценки из произведений были органично включены в «бал» и происходили между кадрилью, падеграсом, норвежским танцем, вальсом. По окончании части вечера, предусмотренной сценарием, всем хотелось танцевать ещё, фотографироваться, в чём мы не ограничивали детей.
Вели мероприятие мальчик и девочка из 11 класса, все гости расположились на стульях по периметру актового зала. Уютную обстановку в зале создали, отключив общее освещение, на центр зала были направлены прожекторы, на стенах тусклый свет издавали новогодние гирлянды. Также в некоторых эпизодах включалась установка, производящая задымление, стелющееся по полу. Весь вечер звучали классические музыкальные произведения. Зал блистал светом, нарядами и улыбками гостей.
Вечер оставил у всех заряд положительных эмоций и желание повторять такой праздник литературы и танца ещё и ещё.
На взгляд организаторов мероприятия, успех ему обеспечило то, что каждый ученик участвовал в вечере. Предварительно в течение 3-х недель каждый день в актовом зале происходило разучивание бальных танцев и репетиции сценария. Просто зал был открыт для всех, кто в данный день может прийти и заниматься, ведь у многих внеурочные занятия, репетиторство. Одни и те же дети не могли ходить каждый день, приходилось обучать детей по очереди, потом находить время, чтобы прорепетировать всем вместе. Работа сложная, потребовала много времени. Но оно того стоило: многие ребята назвали литературную гостиную самым запомнившимся мероприятием года.
Мы, учителя, думаем, как организовать в школе традицию проведения для учащихся балов. Этому способствует то, что есть у нас дети, профессионально занимающиеся хореографией, и то, что не занимающиеся ею тоже получают огромное удовольствие от танцев. И это будет уже новая наша история.
Похожие записи:
Литературная гостиная для старшеклассников
Прием "Облако мыслей" на примере образа А. Болконского
Литературная гостиная в старшей группе
Литературная гостиная в школе