Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация работы по русскому языку по УМК А.Д. Шмелева, 5-6 класс

Организация работы обучающихся 5 — 6 классов по русскому языку по УМК под редакцией А.Д. Шмелева
В связи с внедрением ФГОС основного общего образования возникла необходимость в учебниках, в которых по-новому представлен теоретический и дидактический материал, способствующий формированию универсальных учебных действий. Учебник — не единственное средство обучения, но основное, поэтому ему придаётся большое значении. Один из таких вариантов - УМК под ред. А. Д. Шмелева, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.). Выпущен Издательским центром для 5 класса в 2012 году, для 6 класса — в 2013 году.

УМК под редакцией А.Д. Шмелева состоит из учебника «Русский язык», авторы А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, И.В. Пешков, Е.Я. Шмелева. Серия называется «Алгоритм успеха», учебник в двух частях, к нему имеется «Приложение», приложение на компакт-диске. Может использоваться в школах и классах с углублённым изучением русского языка.

В УМК по русскому языку под ред. А.Д. Шмелева отражены системный подход к освоению знаний о языке и речи; направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. В курсе русского языка значительную роль играет исследовательская и проектная деятельность обучающихся, нацеленная на овладение учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.

Учебники строятся по модульному принципу и содержат 8 глав. Например, в курсе 5 класса предлагаются главы «Наш родной язык», «На каком языке мы говорим», «Как язык служит для общения», «В чём заключается богатство языка», «Как в языке выражаются отношения людей», «Чем различаются устная и письменная речь?», «Что такое современный язык?», «Как язык объединяет людей». В курсе русского языка в 6 классе предлагаются главы «Что значит «современный литературный язык»?», «Что значит работать над своей речью?», «Что такое сферы общения?», «Сколько стилей в современном литературном языке?», «Трудно ли освоить язык науки?», «В чём особенности официальных документов?», «В чём особенности публицистической речи?», «Есть ли правила у беседы?». Каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи», «Повторение». Приложение к учебнику содержит тексты упражнений для прослушивания, отмеченных в книге специальным значком.

Структура учебника отражает содержательные линии программы:
1. Первая содержательная линия – коммуникативной компетенции – направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами «Язык и речь», «Текст».
2. Вторая содержательная линия программы, обозначенная как языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативного подхода. Разделы учебника «Система языка» и «Правописание» в основном направлены на обеспечение учебными материалами реализацию этой линии программы.
3. Формирование функциональной грамотности учащихся через достижение культурной компетенции, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии – линии культурной компетенции, которая реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи».

В учебнике используется модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.

Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.

Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены формированию коммуникативных навыков. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается приложением к учебнику, включающим материалы к разным типам заданий.

Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативного подхода.

В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культурной компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие приложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.

Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.

В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Также приняты условные обозначения, предполагающие разные виды деятельности: «Обсуждаем свои предположения и догадки», «Вспоминаем изученное», которые могут использоваться на этапе актуализации знаний. Имеются упражнения со значками «Слушаем приложение», «Составляем устное или письменное высказывание», «Задание повышенной трудности» и «Читаем в приложении учебную статью». Каждый параграф содержит тексты. Содержится большое количество иллюстраций: это репродукции картин, рисунки по содержанию упражнения, рисунки в схеме, сюжетные фотографии.

Многие параграфы имеют рубрику «Лингвистическая кладовая», в которой даётся информация по истории языка, нетипичных случаях образования, строения, изменения слова и других интересных явлениях в языке.

Раздел «О языке и речи» содержит общие сведения о истории языка, о учёных и писателях, исследовавших особенности языка и речи, разновидности речи. При изучении этих тем я считаю целесообразным ознакомительное чтение с последующими ответами на вопросы, рассматривание географических карт, составление по ним рассказов о наречиях и говорах. Иногда в таких параграфах предлагаются отрывки художественных произведений, помещены портреты писателей, с которыми обучающиеся знакомятся обязательно.

Построение материала в данном учебнике концентрическое, поэтому в 6 классе предлагаются для повторения системы звуков русского языка схемы с пропусками, которые легко восстанавливаются по имеющимся записям и полученным ранее знаниям. Дети восстанавливают пропущенное и рассказывают о всей системе звуков. Впоследствии при выполнении упражнений по фонетике неоднократно возможно обращение к этой схеме.

Учебник содержит карты, схемы, таблицы, по которым целесообразно составлять связные высказывания, формирующие лингвистическую компетенцию. Это, например, географическая карта при изучении диалектизмов. Я предлагаю детям рассмотреть карту, рассказать по ней о тех городах, местностях, областях нашей страны, в которых говорят на разных диалектах или наречиях. Дети ориентируются на выделения цветом (их значение есть в «условных обозначениях») и на названия городов, которые известны им из других источников информации. Имеются таблицы, в которых следует соотнести, например, разделы лингвистики и единицы языка. В таком случае обучающиеся работают с хорошо известными понятиями, задача состоит в составлении связного высказывания. Главное, что требуется от учащихся, - это не проговорить написанное, а составить текст, в предложения которого включается содержание таблиц.

В учебнике встречаются иллюстрации, состоящие из нескольких рисунков, по которым также составляются рассказы о языковых явлениях. Иногда таблица или схема является обобщением, выводом помещённого выше текста, в таком случае ознакомительное чтение может предварять рассказ.

В учебнике для 5 класса помещались объёмные статьи, содержащие теоретические сведения. Безусловно, это материал полезный, но дети не имели возможности осмыслить большой объём научной информации, много времени тратилось на прочтение текстов. К заучиванию в качестве главной, обобщённой информации я предлагала выделенные в конце текста выводы, состоящие из 2-3 предложений. Это в частности способствовало овладению понятийным аппаратом.

В учебнике для 6 класса этот недостаток авторы преодолели, научная информация стала преподноситься в более сжатом виде. Например, по некоторым темам предлагаются таблицы и минимальный текст к ним. Учащиеся изучают графы таблицы, наблюдают закономерности, выделения цветом и осваивают правила. Важным для формирования универсальных результатов считаю задания, подобные следующему: в учебнике после темы «Гласные е-и в корнях с чередованием» нет правила, так как это повторение изученного в 5 классе, а даётся список слов с выделением жирным шрифтом корней с указанным чередованием. Я предлагаю детям составить по ним список корней с чередованием е//и для заучивания, так как ни правила, ни списка в учебнике нет. Учащиеся в большинстве справляются с заданием, научаются выбирать наиболее значимую информацию.

Благодаря концентрическому расположению материала, в 6 классе многие сведения осваиваются детьми уже на этапе актуализации. Остаётся прочитать небольшие по объёму теоретические сведения, убедиться в правильности своих предположений или осознать новое. Эта работа высвобождает время для самостоятельной работы по применению нового знания. На этапе актуализации целесообразно использовать таблицы из ресурсов ЭОР, препятствием является только несовпадение правил в разных учебниках, ведь образовательный ресурс универсален.

По сравнению с учебниками предыдущих поколений, данный УМК содержит множество цветных иллюстраций, но применить их в рамках урока, к которому они прилагаются, не всегда удаётся по времени. Я использую их при изучении других тем. Например, на уроке по теме «Речь устная и письменная» было важно, чтобы учащиеся сами создали ситуации живой речи и письменного владения языком. Они разделились на 4 группы, двум была предложена репродукция картины «Охотники на привале», двум иллюстрация к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». (Это цветные иллюстрации в учебнике). Две группы инсценировали иллюстрации, 2 составляли по ним фрагмент рассказа. Затем группы представляли свои работы, а после представлений анализировали: рассказывали о том, что сочли важным показать, сделать, критически оценили работы товарищей, отметив достоинства и недостатки. Оценки детям ставились за качество работы, оригинальность, умение задействовать в работе всех попавших в группу ребят. В данном виде работы формируется весь комплекс УУД: регулятивные (в организации рабочего места, подборе материалов), коммуникативные (в распределении ролей, придумывании речей персонажей), личностные (в ответственности за качественное выполнение порученного товарищами задания), познавательные (в понимании отличий живой речи от нормированного языка). Для меня важно, что в такой и подобной работе обучающиеся осознают важность найти применение каждому, кто в команде, доброжелательно оценивают достоинства работы соперников, в этичной форме говорят о том, что можно было бы сделать более ярко, оригинально.

Практически в каждом параграфе учебника имеются упражнения, записанные на приложении. Слушание — сложный процесс, так как требует концентрации внимания. Дети привыкают к манере говорения своего учителя, который может в угоду ученикам делать намеренные акценты, выделяя важное или нужное. Актёрская речь представляет правильные образцы речи в условиях быстро меняющихся норм, не приспособлена к индивидуальным особенностям обучающихся и поэтому очень ценна для обучения этому виду речевой деятельности.

Для прослушивания с приложения предлагаются разные виды упражнений:
1) тексты с пропусками слов, напечатанные в книге, в которых нужно восстановить слова самостоятельно, затем проверить себя, слушая текст или записать текст, вставляя слова по памяти; тексты, напечатанные в учебнике с «перепутанными» предложениями, в которых нужно восстановить правильный порядок и проверить себя, прослушивая текст;
2) в учебнике 6 класса предлагаются только задания, а сами тексты можно прослушать на приложении.

К текстам предлагаются комплексные задания, например, доказать, что стиль художественный, объяснить своё впечатление от услышанного, одно из заданий — описать свои впечатления от осени (исходный текст на тему «Осень»), из описания должно быть понятно, нравится ученику осень или нет. Другое задание — записать предложение, в котором сформулирована основная мысль, придумать заголовок. Есть задания рассказать о книгах, названных в тексте, назвать их авторов. Таким образом, работа с текстами, представленными в данном учебнике, направлена на формирование всего комплекса УУД: познавательных ( чтение, прослушивание, определение темы, основной мысли, составление плана, определение стиля, выписывание определённых грамматических явлений, слов, образованным определённым способом, лексических единиц); коммуникативных (объяснение своего мнения, запись своего рассуждения, придумывание заголовка); регулятивных (составление плана действий, определение удобного для себя порядка выполнения заданий, возможности включиться в группу или пару для выполнения упражнения, выбор роли в группе); личностных ( узнавание сведений из истории Отечества, о учёных и писателях, деятелях культуры, о природе нашей страны; выбор объекта для описания, когда по предложенному образцу предлагают описать другое знакомое явление или по фотографии, объяснение, какие произведения можно отнести к «книжным сокровищам», подготовка выступления в классе).

Многие параграфы учебника начинаются с вопросов для актуализации знаний или теоретических сведений. О их использовании я говорила выше. Львиную долю на уроке занимает самостоятельная работа, направленная на применение полученного знания, и в рамках одного параграфа имеется много упражнений разной направленности. Некоторые нацелены на достижение предметных результатов, например, задание: «найдите в пословицах слова с чередованием в корне -мак-//-мок//-, объясните их написание. В каких словах есть корни -мак- // -мок- с другим значением? Для справки можете прочитать рубрику «Лингвистическая кладовая». Далее предлагаются задания списать пословицы, объяснить пропущенные орфограммы, рассказать, какие пословицы дети уже слышали, а какие — нет, объяснить их значение. При затруднениях я предлагаю подобные упражнения выполнять в паре, группе, хотя они предназначены для индивидуальной работы. Если дети задают вопросы мне, я на них не даю ответ, а отсылаю к одноклассникам, к знакомым ситуациям, которые помогут найти ответ самостоятельно. Таким образом, вместе с предметными достигаются универсальные результаты (поиск информации в дополнительных источниках), и личностные (дети делятся информацией — осознают ценность своего знания, научаются кратко, точно вести деловой разговор). Некоторые работают индивидуально, и я не настаиваю на другой форме работы.

Большое достоинство содержания тренировочного материала в учебнике — упражнения под рубрикой «Работа в паре». Задания таких упражнений требуют применения комплекса УУД. Например, даны словообразовательные пары. Задание таково: «Данные словообразовательные пары можно использовать в качестве примеров к текстам об изученных способах словообразования. Сгруппируйте их по разным основаниям, учитывая следующие признаки: а) к какой части речи относится производное слово; б) какое словообразовательное средство используется (обычный суффикс, нулевой суффикс, постфикс)». В первую очередь дети должны установить контакт с партнёром для последующего общения: приготовить черновик, прочитать задание, договориться, как будут записаны пары (в таблице, столбиками, группами), учитывая заданные основания. Затем они составляют план действий, выясняют, что надо:
- выяснить количество частей речи, придумать, как обозначить их на письме
- записать на черновик названия способов словообразования;
- определить в парах производные слова;
- определить, к какой части речи они относятся;
- сделать морфемный разбор слов;
- сопоставить производное и производящее слово;
- определить словообразовательное средство;
- записать пару в соответствующую группу;
- оформить запись в тетради.

Как видно из перечисленных действий, при выполнении упражнения формируются коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные (стремление к успешности, упорство, настойчивость, самоуважение, осознание ценности обладания знанием у того, кто помогает другим) УУД.

При возникновении вопросов я советую прочитать задание вдумчиво, спросить у соседей, обратиться к предыдущим статьям в учебнике, если не помнят чего-то, рассмотреть схематичные записи на доске, оставшиеся от этапа «открытия нового знания». Единственная большая помощь с моей стороны — на предположение детей сказать «да, это правильно» или «нет, это неправильно». В случае тупиковых ситуаций предлагаю кому-нибудь из более успешных одноклассников оказать помощь оказавшимся в затруднительной ситуации.

Есть ещё одно новшество в учебнике А.Д. Шмелева — это упражнения под рубрикой «Работа в группе». В них предлагаются материалы, требующие обсуждения, наблюдения, исследования, обобщения. Например, следующее задание: «Прочитайте и обсудите, какие орфографические ошибки могут быть в выделенных словах. Объясните, почему возникают такие ошибки». Группы выбирают способы выполнения задания, при затруднении я могу предложить 2 пути: анализ орфограмм или эксперимент: продиктовать слова членам своей группы, намеренно нацелив не думать над написанием, сопоставить полученное и данное, определить виды орфограмм. По окончании работы группы представляют работу по очереди, анализируют свою и чужую работу, выбирают лучший вариант, аргументируют выбор. При выполнении упражнения совершается весь комплекс УУД. Ещё интересное задание: дано начало текста, нужно выбрать себе соавторов и закончить рассказ, используя в том числе слова с изученными орфограммами. Задача учителя — помочь сориентироваться в подборе партнёров наименее коммуникабельным детям, дать консультацию, где получить информацию о изученных орфограммах, нацелить на оптимистичное окончание событий рассказа.

В учебнике предлагаются «Проектные задания». К примеру, в 5 классе предлагалось подготовить сообщение о том, на каких языках говорят жители нашего региона. Дети готовили выступления, пользуясь справочниками, информацией из Интернета. Главное требование к работе — оформление на листах формата А4, сообщение не зачитывать, а проговаривать самостоятельно. Интересны для детей проектные работы подобного рода: составить список самых распространённых орфографических ошибок, которые делают ученики нашего класса; проанализировать правильность переносов в тетрадях по русскому языку. Разумеется, для исследования брались тетради детей нашего класса, причём с личного согласия каждого. Так как фамилии обучающихся в результатах исследования не значатся, соглашались все. Одно из важных условий — работа с чужими тетрадями. Детям очень интересна была серьёзная, не игровая работа. Ещё интересное проектное задание: «добавьте к списку слова, в которых допускают орфоэпические ошибки ваши одноклассники. Для этого вам понадобится наблюдать за речью одноклассников... Договоритесь с участниками вашего эксперимента — все они добровольно должны дать согласие на участие в нём. Уважительное отношение друг к другу — обязательное условие любого научного исследования». Упражнение ценно достижением не только предметных результатов, но и личностных.

Ещё одна необычная группа упражнений в учебнике - «Игровые задания». В них предлагается, например, представить себя диктором и прочитать текст «в прямом эфире», заранее (дома) подготовившись: записав текст, сделав разметку, поставив ударение, уточнив его по орфоэпическому словарю. Или задание ответить на шуточные вопросы по фразеологизмам, типа:
- Какая рыба громко ревёт?
- Куда кладут зубы?
- Где обычно держат камни?

Такие задания мы поводим в форме викторины.

При повторении по некоторым темам предлагаются викторины. Я провожу эту работу индивидуально, каждый получает отметку, выставляю в журнал при согласии обучающегося. На листочке под цифрами дети пишут ответы, показывают мне. В зависимости от сложности и объёма могу сказать, что есть ошибки. По предварительной договорённости со всеми каждый может иметь, например, 2 шанса на доработку, потом сдаёт. Отметки и правильные ответы сообщаются, когда все работы сданы.

В разных разделах встречаются упражнения с заданиями найти «лишнее», или в каждом ряду найти «лишнее». Эти упражнения выполняются тем же способом: индивидуально, сдавать работу на отметку могут все. В трудных случаях я ограничиваю время, по его истечении выполнивший упражнение правильно рассказывает о причинах исключения слова или ряда.

Иногда при изучении сложных орфографических тем, правила по которым содержат много пунктов, записанных в таблице, я использую упражнения с уже правильно написанными словами (например, по темам «Приставки пре- и при-», «Правописание сложных прилагательных»). Задача детей проговорить, как пишется данное слово и по таблице процитировать правило, по которому следует писать именно так. Возможно дать задание: списать такое упражнение, а над орфограммой поставить цифру соответствующего пункта правила.
Вставить правило слитно — раздельно 5.
Учебник содержит много интересных текстов, заданий. Очень часто при подготовке к урокам русского языка я делаю для себя открытие, как можно оригинально, интересно, продуктивно организовать работу детей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая для школьников. Сценарий "Лирический эпос войны"
Опубликовано: 315 дней назад (14 января 2024)
Просмотров: 275
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!