Проектная деятельность «Самара – город наш родной»
Авторская работа воспитателя МБОУ «Школа № 27» Дошкольное отделение г.о. Самара Ситчихиной Н.Н.
Проблема:
Дети знают название города, домашний адрес, c увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними я убедилась в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике, о его достопримечательностях. Родители не рассказывают детям об истории города, не знакомят с его достопримечательностями.
В рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников в моей группе разработана система проектов, способствующих формированию у детей представлений о родном городе.
Данная система включает в себя целостный комплекс материалов, рассчитанных на два дошкольных возраста.
Актуальность проекта:
Каждый регион, город, село различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нём на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Самаре – городу, который является Родиной наших воспитанников.
Цель: Познакомить детей с городом Самарой, его историческом прошлым и настоящим.
Задачи:
Познакомить детей с родным городом.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Учить видеть историю вокруг себя /в домах, которые окружают, в предметах быта, названиях улиц, парков, скверов/.
Познакомить детей с гербом и флагом Самарской области.
Воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу, его истории.
Рассказать об исторических памятниках и заповедниках.
Познакомить с природой Самарской области, Национальным парком Самарская Лука и Жигулёвским заповедником.
Дать понятие «заповедник».
Расширить представление детей о природе и богатствах Самарской области.
Привлечь внимание к неповторимой красоте Жигулёвских гор и реке Волге, к разнообразию животного и растительного мира.
Познакомить детей с источниками загрязнения города и способами защиты от них, с влиянием загрязнения на здоровье человека.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание принять посильное участие в её охране и защите.
Познакомить с транспортом города.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатель.
Срок проведения: 2 года.
Объект исследования: город Самара.
Ожидаемые результаты:
Накопление знаний о родном городе.
Развитие интереса к познанию исторического прошлого и настоящего родного города.
Усвоение норм и правил поведения в общественных местах.
Темы:
«Город Самара – «столица нашего края».
«Достопримечательности города».
«Архитектура Самары».
«Герб и флаг Самарской области».
«Животный и растительный мир Самарской области».
«Лекарственные растения Самарской области».
«Заповедники».
«Богатства Самарской области».
«Реки и озёра вокруг нас.,
«Экология города».
«Благоустройство города».
«Промышленность города».
«Транспорт».
«Здравоохранение».
«Образование».
«Культура, спорт, отдых».
Реализация проекта
Прогулки целевые:
по городу;
в музей;
на выставку,
в театр;
на Волгу.
Беседы:
«Здравствуй, город, я – твой житель!»
«О нашем городе мы свой ведём рассказ».
«Герб и флаг Самарской области».
«Лицо города: улицы, проспекты, памятники».
«Прошлое города Самары – путешествие в историю».
«Космонавт Олег Кононенко – наш земляк».
«Чем богата Самарская область».
«Реки и озёра вокруг нас».
«Заповедники Самарской области».
«Жигули – жемчужина Волги и России».
«Легенды и сказания «Жигулей»».
«Мы – археологи».
«Грибы и ягоды Самарской области».
«Любите природу родного края».
«Экология города».
«Транспорт нашего города».
«Кто нас лечит и учит?»
«Где работают и отдыхают твои родители?»
«Благоустройство города».
«Город будущего. Каким я его представляю».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Путешествие по Волге», «Торговый центр», «Салон красоты», «Медицинский центр», «Библиотека», «Машина времени» - путешествие в прошлое и настоящее города Самары.
Творческие развивающие игры: «Разбитая картинка» /собери вид г.Самары из пазлов или мозаики/, «Пройди по городу», «Помоги добраться до указанного места» /лабиринты, карты-схемы/.
Речевое общение, художественная литература и музыка:
Разучивание и чтение стихов о природе и животном мире родного края,
Разучивание песен о родном крае.
Чтение легенд и сказаний о «Жигулях».
Подбор библиотечки произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с Самарским краем и отражают быт, культуру, национальные традиции Самарцев в доступной для детей форме.
Рассматривание картин, фотографий с видами города.
Рассматривание слайдов «Достопримечательности города Самары».
Сочинение рассказов «Мой родной город».
Пословицы и поговорки о родной сторонушке.
Работа с картой-путеводителем по городу Самаре.
Изобразительная деятельность и дизайн:
Выставка рисунков «Мой город».
Изготовление гербария, икебан, букетов, коллажей из природного материала.
Конструирование:
«Улицы моего города».
«Мой город».
«Город будущего».
Работа с родителями:
Консультации: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу».
«Куда повести малыша в выходной день?».
Презентация проекта:
Оформление альбома «Дети о своём родном городе» с иллюстрациями, рисунками, фотографиями, стихами, легендами, пословицами, рассказами детей о родном городе.
Викторина «Кто лучше знает свой город?»
Выставка творческих работ «Мой город – Самара».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе. История Санкт-Петербурга
Проект в детском саду в старшей группе. История родного города
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой город - Краснодар»
Тематический проект в старшей группе ДОУ «Моя малая Родина – Кубань»