Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект по экологии в старшей группе ДОУ. Насекомые

Проект "Отряд шестилапых"
Выполнил воспитатель: Рамазанова Л.А, Центр развития детей - Детский сад №10 "Ивушка" Республика Дагестан, г. Каспийск.
Содержание проекта
Актуальность
Цель и задачи
Этапы проекта
Заключение
Список литературы
Приложение

Актуальность проекта
Среди всех отраслей педагогики экологическое воспитание не зря занимает центральное место. Формируя у ребенка экологическую культуру, мы учим его сознанию, умению замечать красоту, любить и бережно относиться к окружающему миру.
Природа – лучший источник знаний, превосходный способ развить чувства, волю, ум и наиболее благоприятным возрастом для формирования ответственности, уважения к ней является дошкольный.
К сожалению, подрастающее поколение общается с природой эпизодически, очень часто можно наблюдать картину, как ребята ломают кустарники и деревья, мучают животных и насекомых. Это объясняется тем, что в свое время не был сформирован интерес к окружающему миру, на базе которого и происходит знакомство с флорой и фауной.
Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С самого раннего возраста необходимо развивать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе. А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания.
Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его представителей – неуловимо порхающих бабочек, снующих повсюду муравьёв, еле ползущих жуков (к тому же занесенных в Красную книгу). А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь, творец в определенном смысле. Поэтому девиз нашего проекта звучит так: «Познавай, чувствуй, твори!».
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных, творческих способностей дошкольников в процессе реализации проекта о насекомых «Отряд шестилапых».
Задачи проекта:
Образовательные:
• Сформировать элементарные представления о насекомых, особенностях их жизни, питания, развития, роста, способах передвижения.
• Развивать познавательный интерес к жизни насекомых.
• Формировать азы исследовательской деятельности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
• Воспитывать реалистичное представление об окружающем мире, желание стать сторонником природы, охранять, беречь ее.
• Воспитывать эмоции, отзывчивость, чувство любви к насекомым.
Развивающие:
• Развивать детскую речь, учить составлению описательных рассказов, обогащать словарь, ввести понятие «Насекомые».
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.
Вид проекта: поисково-исследовательский
Длительность: краткосрочный /1 месяц/.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.

Ожидаемые результаты:
- сформированная база знаний о мире насекомых, знание о пользе и ущербе, которые они приносят;
- бережное отношение к природе, насекомым;
- развитие любознательности, познавательной активности.
- расширение детского кругозора через чтение литературы;
- развитие у детей умения коммуникативных навыков, работы в команде.

Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
- Работа над проектом, планирование.
- Обогатить и систематизировать знания детей о насекомых.
- Подготовка необходимого оборудования и пособий, музыки, литературы.
- Благоустройство участка, посадка цветов для привлечения бабочек и пчел, наблюдение за насекомыми.
2 этап. Основной.
- Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности, наблюдений, экспериментов, дидактических и подвижных игр.
- Показ видеоролика о насекомых родного края.
- Беседы, чтение стихов, пословиц, загадок и рассказов художественной литературы по данной теме.
- Совместные мероприятия с родителями.
3 этап. Заключительный:
- Обобщение опыта, подведение итогов, установка причинно-следственных связей, определение результатов совместной практической деятельности.
- Выставка «Насекомые - прекрасный и удивительный мир».
- Музыкальный досуг «

Пути реализации проекта:

Образовательные области Мероприятия
Познавательное развитие Рассматривание альбома «Насекомые».
Беседы:
«Роль человека в жизни насекомых»
«Какие насекомые первыми появляются после зимы»
«Муравьи – санитары леса»
«Кто такая стрекоза»
«Мохнатый шмель»
«Трудолюбивые пчелы»
«Какая коровка, скажите, пока еще никому не дала
молока?»
«Живые цветы» (о бабочках)
Наблюдения на прогулке: за бабочками, клопами-
солдатиками, шмелями, стрекозами, божьими
коровками, кузнечиками.
НОД:
«Кто такие насекомые»
«Таинственный мир насекомых»
«Насекомые и цветы созданы друг для друга»
«Шмель»
«Бабочки»
Дидактические игры:
«Летает – не летает»
«Четвертый лишний»
«Сложи картинку»
«Найди пару»
«Угадай правило»
«Бабочка выбирает любимый цветок»

Речевое развитие Чтение художественной литературы:
К.Чуковский «Тараканище»
В.Зотов «Божья коровка», «Кузнечик»
Е.Серова «Добрый великан»
Ю.Дмитриев «Муравей – красная точка», «У меня дома пчела»
С.Баруздин «Пчела»
Е.Фейерабенд «Кузнечики»
А.Алиш «Нечкебиль»
А.Барто «Жук»
Ю.Макаров Пчела»
Заучивание стихов, пословиц, загадок, примет о насекомых.

Художественно-эстетическое развитие Лепка:
«Божья коровка»,
«Летняя лужайка».
Аппликация из бумаги в технике обрывания «Стрекоза».
Изготовление коллажа «На лесной полянке».
Рисование: «В траве сидел кузнечик»,
«Весёлая гусеничка».
Слушание музыки:
«Полет шмеля» Н.А.Римский-Корсаков,
«Пляска бабочек» Е.Тиличеева,
«Пчелиная песенка» Ш.Шамхалова, обр. Р. Фаталиева,
«Жук» даг.н.м.
Пение
«Не обижайте муравья» муз. Г.Гладкова, слова В.Степанова.

Социально-коммуникативное развитие Беседы:
«Осторожность на лугу»,
«Что делать, если ужалили пчела?»
Труд на участке:
- Создание места для отдыха.
- Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел.
- Благоустройство участка.
Ручной труд:
- Изготовление из фантиков бабочек и украшение ими участка.
- Стрекозы в технике модульное оригами.
- Бабочки из бисера, ракушек
Изготовление листовок «Не разоряйте муравейники».
Просмотр мультфильмов:
«Стрекоза и муравей»,
«Пчелка Майя»,
«Под грибом»,
«Путешествие муравьишки».

Физическое развитие Утренняя гимнастика «Насекомые»
• Бодрящая гимнастика «Жуки»
Пальчиковая гимнастика
«Пчела»
«Божьи коровки»
«Трудолюбивая пчелка»
Зрительная гимнастика
«Муравьи»
Дыхательное упражнение
• «Отправь пчелку в полет за нектаром»

Работа с родителями:
• Консультации: «Как привить любовь к природе»,
«Первая помощь при укусах насекомых».
• Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
• Помощь в организации экспозиции из детских работ и фотографий «Насекомые - прекрасный и удивительный мир».

Заключение:
Благодаря проделанной целенаправленной работе, предполагаемые результаты будут достигнуты. Педагоги совместно с родителями обогатят и обобщат опыт детей в сегменте экологического воспитания путем применения научных приемов и методов.
В период работы будет собран обширный материал о насекомых, создана мультимедийная презентация.
Дети узнают, что насекомые – самые разнообразные и многочисленные животные на Земле. Летом нам предоставляется прекрасная возможность увидеть их воочию. Осенью же одни из них умирают, а другие прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение (неподвижность).
Благодаря экспериментальной деятельности дети разовьют воображение, мышление. В ходе проекта у них сформируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Участники научатся работать и передавать свои эмоции и чувства в рисунках и поделках.

Список литературы:
1. Агабекова С.С. Музыкальное воспитание дошкольников /Программа для дагестанских дошкольных учреждений/. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.
2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Воронеж 2007.
3. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Волгоград 2006.
4. Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию». СПб, 2001.
5. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ». М., 2008.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие М., 2002.
7. Масленников О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» 2011.
8. Михайлова З.И. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду». СПб, 2009.
9. Шорыгина Т.А. «Зелёные сказки». М., 2010.

Приложение
Беседа «Мир насекомых»
Несмотря на свои скромные размеры, насекомые остаются для нас удивительными, привлекательными и очень загадочными, да-да, ведь мы, люди, до сих пор очень мало знаем об этих существах.
Каждый день мы стараемся переделать кучу дел, нужно бежать в детский сад, школу, на работу. Порой мы опаздываем и нам некогда посмотреть вокруг, а ведь, каждое насекомое, неважно, приносит оно пользу или вред, по-своему уникально.
А знаете ли Вы, что пауки не являются насекомыми? Или, что божьи коровки, на самом деле хищники? Или что насекомые никогда не бывают «детьми»? А известно ли Вам, как общаются между собой муравьи и пчелы? Если нет, тогда предлагаю заняться изучением этих крохотных существ прямо сейчас.
Муха
Это, пожалуй, одно из самых надоедливых насекомых на планете Земля.
Если внимательно рассмотреть это существо, то первое, что мы заметим будут конечно же ее необычные глаза, благодаря которым муха имеет практически круговое зрение. Из-за хоботка насекомые питаются в основном жидкой пищей. Мухи чрезвычайно быстры, поэтому их непросто поймать в полете.
Откладывают яйца мухи повсеместно. Из них впоследствии вылупляются личинки, а затем появляется на свет уже взрослая особь.
Божья коровка
Эти насекомые очень нравятся и взрослым, и детям из-за своей яркой окраски.
А на самом деле эти маленькие насекомые приносят огромную пользу, ведь они поедают тлю, которая вредит растениям.
Врагов у них мало, так как в минуту опасности божья коровка выпрыскивает в воздух, плохо пахнущее молочко.
Стихотворения о насекомых
Рано утром у пенька
Повстречались два жука.
Два известных хулигана,
Драчуна и грубияна.
Замер лес, замолкли птицы…
Ой, сейчас беда случится!
Слишком злющие жуки –
Им мириться «не с руки»!
Про таких, как говорится:
«Что им дома не сидится? »
Чай с вареньем пили бы,
Да баклуши били бы!
Так ведь нет, пришли сюда,
Значит, будет, как всегда:
Сломанные лапки,
Крылышки в заплатках.
А на брюшках гладеньких
Синяки да ссадинки…
В общем, лес решил, что скоро
У пенька назреет ссора.
Но жуки на самом деле
Драться вовсе не хотели –
На тропинке постояли,
Друг на друга пожужжали,
Наконец-то унялись
И, представьте, разошлись!
Я. Сысоева

Ты сачком их не лови!
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом:
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.

Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы.
(Гусеница)
Пословицы и поговорки о насекомых
• Слетелись как мухи на мед.
• Шуршат, как тараканы за печкой.
• Трудится, аки пчелка.
• Тащит в дом, как муравей.
• Одна пчела не много меду натаскает
• На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого мед берет.
• На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого мед берет.
Приметы
• Будет хорошая погода, если роем летают комары.
• Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
• Будет хорошая погода, если роем летают комары.
• Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
Н. Нищева
Логоритмические упражнения
Дружные муравьи
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки, раскачиваем их вверх – вниз.
Да-да-да!
Муравьишку домой принесли,
Да-да-да!
Мимическая гимнастика
Дети восхищаются красотой бабочки, испугались таракана, улыбнулись божьей коровке, удивились пчеле и т. д.
Дыхательная гимнастика
«Веселая пчелка»
Дети представляют, что превратились в трудолюбивую пчелу. Делаем глубокий вдох, на выдохе произносят долгое «з-з-з», затем представляют, что на нос села маленькая мошка, фокусируют взгляд на нос и направляют звук туда.
Конспект НОД «Бабочки»
Цель: Расширить знания детей о бабочках.
Познакомить с некоторыми дагестанскими бабочками.
Закрепить знания детей о развитии насекомого.
Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал.
Воспитывать интерес к жизни бабочек.
Оборудование: картинки и фотографии бабочек, силуэтное изображение бабочек с размахом крыльев 26. 16 см и 2 мм.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Отгадайте загадку, и узнаете с кем именно.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Правильно, бабочка. У нас в Дагестане много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными.
Дети: Ночные летают ночью, а дневные – днем.
Воспитатель: Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.
Дети: Сначала бабочка откладывает яички.
Воспитатель: Правильно, ребята. А потом?
Дети: Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.
Воспитатель: Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое. И, наконец, из куколки вылупляется бабочка. Давайте покажем,

Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.
Потянулась, улыбнулась. Выполнять движения в
Раз – росой она умылась. соответствии с текстом.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Воспитатель: Каких только бабочек нет в природе. Вот взгляните на картинку. (Показ). Такого размера самая большая бабочка (размах крыльев 26 см), но живет она далеко отсюда. Местные жители охотятся за ними и едят. А вот еле заметна самая маленькая бабочка (размах крыльев 2 мм).
У нас в Дагестане, конечно, не живут съедобные бабочки-гиганты. Но есть очень интересные. С ними мы сегодня и познакомимся.
Летает в Дагестане красивая бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой. А сколько всего ног у бабочки?
Дети: Шесть ног.
Воспитатель: Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног. Ноги у Адмирала языком работают, попробуют пищу и, если придется она по вкусу, то бабочка развернет свой хоботок и начнет кушать.
А вот еще две бабочки – Большой павлиний глаз и Павлиноглазка.
(Показ картинок).
Воспитатель: Как вы думаете, почему их так назвали?
Дети: У них рисунок на крыльях похож на глаз.
Воспитатель: Правильно, ребята. И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Вот такого размера. (Показ силуэта бабочки с размахом крыльев 16 см). Вроде бы, такой большой бабочке и еды нужно много для того, чтобы насытиться. Так нет же! Не надо ей никакой еды. Живет себе, порхает и ничего не ест. У нее вообще нет рта. И никто до сих пор не разобрался, почему так. Это бабочка летает ночью.
А большой павлиний глаз - это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске. Питается эта бабочка на цветах.
А это бабочки голубянки.
(Показ картинки).
Воспитатель: Действительно, часто голубянки бывают разных оттенков синего и голубого. Но и красные бывают и золотистые. Невелики они размером, но очень красивы. А вот личинки голубянок некрасивы. Но так уж устроено в природе, что из горбатых закорючек выводятся красивейшие бабочки, которые напрочь забывают, какими они были уродцами. А некрасивых голубянковых личинок очень любят муравьи. Муравьи даже разыскивают этих личинок и притаскивают к себе домой в муравейник. И все потому, что эти личинки выделяют сладкую жидкость, которая пришлась по вкусу хозяевам муравейника.
Голубянки – хитрые бабочки. Живут только тогда, когда им хорошо, то есть тепло и светло. Даже летом и даже в нашем теплом климате в сырую, ветреную, пасмурную погоду голубянки как бы обмирают, впадают в неподвижность. Ничего не видят, не слышат и почти ничего не чувствуют. Зато уж в тепле и под солнцем при хорошей погоде резвятся вовсю.
Хотя говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А, кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать. А вы знаете, кто питается бабочками?
Дети: Птицы, звери, пауки.
Воспитатель: Правильно, птицы, звери, пауки и другие, более крупные насекомые. Выходит то, что нам кажется беззаботным порханием, на самом деле ежедневная работа.
Хочу предложить вам интересную игру « Птицы и бабочки».
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
Воспитатель: В Дагестане еще много разных бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили.
Репейница.
Капустница.
Лимонница.
Носатка.
Парусник.
Медведица.
Воспитатель: Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое многочисленное. Бабочек много, конечно. Но многим бабочкам уже никогда не порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные. И ядохимикатами человек насекомых травит, а бабочки еще и за красоту свою страдают – ловят их и для коллекций и просто так, для баловства. И взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить. Вот потому и попали многие бабочки в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому они нуждаются в защите.
Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы бабочек вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны как опылители. А если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.
Ручной труд «Бабочка» (из ракушек и пластилина), рисование, аппликация, конструирование на эту тему.

Рекомендуем посмотреть:

Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края
Проект во второй младшей группе. Культурно-гигиенические навыки
Опубликовано: 963 дня назад (7 февраля 2019)
Просмотров: 397
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Светлана Викторовна # 7 февраля 2019 в 03:33 +1
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было увидеть и комфортно прочитать.
Об этом записано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Оксана Витальевна Замкова # 7 февраля 2019 в 14:57 0
Очень заинтриговали названием. Пробежалась по тексту - интереснейший проект! Даже с первоклассниками можно его осуществить в рамках окружающего мира. Спасибо огромное! Сохраню себе