Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников

Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Государство нуждается в людях с высоким уровнем развития творческих способностей, а формировать и развивать данные способности необходимо именно в дошкольном детстве, так как оно является сензитивным периодом для их развития.
В статье 1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) прописана следующая задача: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Из этого следует, что государство и общество нуждается в творчески развитых личностях, которые бы владели необходимыми навыками и умениями, могли бы творчески мыслить и находить нестандартные решения сложных ситуаций. В современном обществе количество творчески развитых людей, несомненно, растет, но их по-прежнему не достаточно для существенного прогресса нашей страны в разнообразных отраслях.
В дошкольных учреждениях в настоящее время работа воспитателей направлена на всестороннее развитие ребенка, но в приоритете по- прежнему остается формирование предпосылок учебной деятельности, а развитию индивидуальных способностей каждого ребенка уделяется меньше внимания. Большинство программ дошкольного образования созданы так, чтобы в школу ребенок пошел с определенными знаниями и умениями, это действительно важно для дальнейшего успешного освоения новых знаний. Но не менее важно научить ребенка творчески мыслить, развить его индивидуальные творческие способности, привить ему интерес к учебной деятельности, через его личные интересы и способности к чему-либо.
Декоративно-прикладное искусство является одним из действенных средств развития детей. Занятия, посвященные декоративному рисованию, позволяют эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края, у них формируются творческие умения и навыки. Одним из видов народного искусства является Гжельская роспись, где рисунки выполняются на основе декоративной переработки и обобщения форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек и составления из них узоров, орнаментов. Декоративное рисование призвано освободить и помочь ребенку полностью использовать свое творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять творческие способности.
Проблема детского творчества и развития творческих способностей детей представлена в трудах А.А. Мелик-Пашаева, Р.С. Немова, С. Л. Рубинштейна. Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности.
В процессе развития творческих способностей большое значение придается воображению, о чем указывал в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности» А. А. Мелик-Пашаев.
Р.С. Немов, Б.М. Теплов, рассматривая проблему способностей, определяют их, считая, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто другое, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
О значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинский, Ю.В. Максимов, А.П. Усова и др. Они отмечали, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует развитию творческих способностей детей.
В каждом ребенке заложены творческие способности, и задача воспитателя их увидеть в нем, и помогать ему их развивать. И, если в дошкольнике развить хотя бы небольшие творческие способности, ему намного легче будет усваивать новые знания, быть внимательнее на занятиях, увереннее в себе и в своих способностях, общаться и заводить новых друзей, преодолевать трудности.
Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Значение народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей:
1. Является средством нравственно-эстетического воспитания;
2. Является средством формирования интереса к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом;
3. Является средством развития ребенка, как творческой личности;
4. Является средством передачи подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений;
5. Является средством развития художественно-творческих способностей у детей;
6. Является средством всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей; активно воздействует на духовно-нравственное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

Рекомендуем посмотреть:

Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников Формирование основ гуманности у дошкольников в детском саду

Похожие статьи:

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста

Открытка "Горшочек с цветами" своими руками маме пошагово с фото
Опубликовано: 1711 день назад (19 марта 2020)
Просмотров: 2418
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!