Конспект классного часа на нравственно-патриотическую тему для младших школьников 2 класса
Цель: Дать представление о том, что Родина наша – Россия.
Задачи:
- познакомить с основными символами государства, с происхождением и историей российских герба и флага, с их предназначением, символическим значением цветов и образов;
- воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
- развивать речь, память, патриотические чувства;
- формировать чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: карта России, глобус, флаг и герб России, грамзапись гимна, песня «С чего начинается Родина», картинки с изображением различных мест России;
у учащихся: полоски бумаги – синего, красного цвета, прямоугольник белого цвета, клей, ножницы, цветные карандаши.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы будем говорить о самом главном, о самом важном. У каждого человека есть одна мать и одна Родина.
А вы, ребята, как понимаете слово «Родина?».
Что можете рассказать о своей Родине?
Обратите внимание на оформление класса. Что это?
Предположите, о чем сегодня на классном часе пойдет речь.
Прочитайте тему. Поставьте задачи.
Родина для каждого из нас начинается с детства.
Ученик:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
Учитель: Итак, страница первая «История страны и ее символы».
Откуда появилось такое название – «Россия»?
В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, - Россией.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия….
Россия….
Раздолье….
Равнины….
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства.
И все же не можем никак наглядеться.
Учитель: Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети: Все мы – россияне!
Учитель: Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Слово «символ» в переводе означает «знак, пароль, сигнал».
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и официальных документах.
Слово «герб» в переводе означает «наследство». На гербе отражается история. Давайте рассмотрим наш герб.
- Что изображено на гербе?
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны,
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец. Он восседает на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке держит серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
Гимн. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим гимн.
Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Музыку для российского гимна написал Александр Васильевич Александров, а слова – поэт Сергей Владимирович Михалков.
Мастерская
Ребята перед вами на столах лежат белые прямоугольники и полоски бумаги.
- О чем они вам говорят и что напоминают?
- Предположите, чем мы сейчас будем заниматься.
(Выполняем из бумаги модель флага)
Флаг
Еще один важный символ нашего государства – флаг. Он имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко- или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развевался на ветру, придавая уверенность и мужество ратникам.
Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета: зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры.
Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ. Наш российский флаг трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. 22 августа в нашей стране отмечается день Государственного флага Российской Федерации.
Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн.км2. представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс.км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс.км.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины,
Это Родина моя.
Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Столица России
Учитель: В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град».
Во время рассказа учителя выходит ученик в костюме Юрия Долгорукого и произносит слова: «Москва-град!».
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах….
Родной край
Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей!
Береза с незапамятных времен почитаема и любима она на Руси.
Есть старинная поэтическая загадка, отгадайте ее: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник». Что это?
Дети: Береза!
Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
Учитель: Дети, какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте проведем аукцион пословиц.
С родной земли умри – не сходи.
Своя земля и в горести мила.
Дома и стены помогают.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Родная землица и во сне снится.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Учитель: Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето,
Свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите е тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть!
Учитель: Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Наша малая Родина – Белгород.
Край любимый! Белгородчина моя!
Как же сильно я люблю тебя:
Горы меловые и леса
Рек твоих потоки, небеса.
Я на Белгородчине живу,
Здесь свободно и легко дышу,
Сочиняю неумело строки
Льются здесь стихов моих потоки
Я прославлю в строчках милый край!
Белгородчина! Живи и процветай!
Итог
Что нового вы узнали на классном часе?
Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что…..»
Награждение: за лучшие рисунки «С чего начинается Родина», проект «Моя Родина», лучший флаг-поделку.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа в 3 классе "Мы живем в России"
Игровая программа "Наша родина - Россия", 4 класс. Сценарий и презентация
Похожие статьи:
Тихомиров «Из студёного моря — в тёплое»
Рассказы о Родине для школьников 5 класса
Соловьёв «Первый царь»
О подвиге Минина и Пожарского
Гордин «Полтавская битва»