Из опыта работы учителя химии и биологии
Иванова Надежда Сергеевна, учитель химии и биологии, МБОУ "Гимназия 166" город Новоалтайск, Алтайский край.
В результате применения в своей работе описываемых приёмов, формирую у учащихся мыслительную деятельность, закладываю основы грамотного человека стремящегося через чтение повышать свою эрудицию.Педагогические приёмы,позволяющие развивать умения задавать вопросы
Цель: формирование умения задавать вопросы при работе с текстом
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
- развивать у учащихся способность самостоятельного мышления;
- сохранить здоровье школьников.
При подготовке к урокам учитель продумывает приёмы и методы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность учащихся. Американский физик-экспериментатор и педагог Сэмюэль Кинг Аллисон сказал: «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы».
Действительно, если человек спрашивает, ищет ответ на вопрос — значит, думает. Дети чаще всего спрашивают из любопытства. Они задают массу вопросов почти с того момента, когда начинают говорить. А потом они приходят к нам на уроки, и мы “вдруг обнаруживаем”, что вопросов дети либо задают мало, либо совсем не задают, либо задают вопросы, не относящиеся к данной теме. И тогда уже мы придумываем интересные задания, применяем мотивационные приёмы, развивающие у ребёнка интерес к учёбе, к чтению в частности.
В своей работе хочу поделиться опытом, как можно научить детей правильно формулировать вопросы разной сложности при работе с текстом.
Прием "Кубик Блума"
один из популярных приемов технологии критического мышления.
Он разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом и помогает детям научиться, работая с текстом, составлять вопросы разного уровня сложности: от простых до практических и творческих.
Уникальность приёма заключается в том, что:
1. Актуален с позиции ФГОС так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
2. Применим любой ступени обучения, любом этапе урока и на уроках любого.
3. При работе в группах даёт право выбора.
4. Способствует пониманию текста.
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для вопроса: Назови Почему Объясни Предложи Предложи Придумай Поделись.
Применение «Кубика Блума» при изучении курса биологии в 7 классе (УМК Н. И. Сонин) по теме «Строение и жизнедеятельность грибов»
Работая с текстом учебника составьте вопросы соответствующие словам на гранях "Кубика Блума"
Вытянутые в длинные ветвящиеся нити клетки грибов образуют мицелий, или грибницу. У многоклеточных грибов нити разделены перегородками на членики. Каждый членик соответствует одной клетке. Клеточные стенки имеют отверстия, так что все клетки взаимосвязаны. Из плотного сплетения нитей образуются плодовые тела (то, что в обиходе называют грибами). Опята и шампиньоны, белые грибы и подосиновики, которые собирают в лесу, только часть этих грибов, их плодовые тела.
Все многоклеточные грибы питаются готовыми органическими веществами, содержащимися в растительных остатках, мёртвой и живой древесине, пищевых продуктах.
Назови съедобные шляпочные грибы, растущие в лесу вашей местности?
Почему грибы не относятся к царству растений? (Все многоклеточные грибы питаются готовыми органическими веществами, а растения сами синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза).
Объясни, как передвигаться вещества в мицелии? (Мицелий образуют длинные, ветвящиеся клетки грибов, они имеют отверстия в клеточной стенке, благодаря этому все клетки мицелия взаимосвязаны и по ним передвигаются вещества.)
Предложи варианты деления гриба на части без ножа? (вдоль, по направлениям нитей мицелия.
Придумай, как изменится природа, если исчезнут грибы?
Поделись знаниями о правилах сбора грибов? (Постарайтесь собирать только те грибы, в которых вы на 100% уверены, не срывайте, а срезайте грибы, избегайте мест сбора грибов, расположенных в непосредственной близости к экологически загрязненным районам (мусорные свалки, токсические производства, повышенный радиационный фон, близость к автомагистралям), собирайте только молодые грибы и так далее)
Приём «Викторина"
Дети читают текст, затем прошу их разбиться на две команды. Одна команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки другой команде, которая должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится. Просим, еще раз посмотреть текст, договориться о нумерации абзацев и приступить к формулировке вопросов-загадок. Потом меняются ролями, и вторая команда будет готовить вопросы – загадки к следующему тексту или абзацу параграфа.
Приём «Лучший вопрос»
Каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Вопрос можно записать. Команды по порядку будут их задавать, а остальные — отвечать на них как можно полнее.
Приём «Ответ – слово»
После прочтения текста каждый ученик должен задать вопрос и каждый ответить на чужой вопрос. Отвечать нужно в одно слово. Это слово должно выражать суть ответа на заданный вопрос, быть ключевым словом ответа выигрывает тот, у кого, по общему мнению, будет самый удачный вопрос или ответ.
Приём «Дотошный ученик»
Говорим детям, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас вы прочтёте текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл в этом соревновании.
Данные педагогические приёмы помогут учителям-предметникам построить образовательный процесс с позиций принципов системно-деятельностного подхода который является методологической основой ФГОС общего образования.
Литература:
1. А. Гин «Приемы педагогической техники» - М: Вита-Пресс, 2004.
2. В. В. Петрусинский «Игры – обучение, тренинг, досуг» М. Новая школа, 1994.
Рекомендуем посмотреть:
Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение
Дистанционное образование в курсе химии средней школы
Возможности интерактивного оборудования программного обеспечения «Aktiv Inspir»
Похожие статьи:
Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии