Методическая разработка на тему: "Фольклорный досуг для детей младшего дошкольного возраста "Бабушкины посиделки"
Проблема. На сегодняшний день проблема воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора в семье имеет особую значимость, ведь фольклор – это духовная культура народа. Однако в семьях воспитанников знают все меньше обрядов, забывают народные песни, в том числе и колыбельные. Возникшее противоречие между особым местом фольклора в ДОУ и в семье требует пристального внимания.
Тема. "Фольклорный досуг для детей младшего дошкольного возраста "Бабушкины посиделки" как средство организации совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи".
Цель. Установление партнерства между дошкольным учреждением и семьей посредством проведения фольклорного досуга.
Задачи.
Для взрослых:
- выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса;
- способствовать активному вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;
- активизировать и обогатить сотрудничество дошкольного учреждения и семьи посредством проведения совместных досугов.
Для детей:
Образовательные
- познакомить детей с различными жанрами фольклора: потешками, пестушками, колыбельными песнями, играми-забавами, загадками, пословицами, поговорками;
- обогатить словарный запас фольклорной лексикой;
- стимулировать участие детей в исполнении произведений устного народного творчества.
Развивающие
- развить слуховое внимание;
- упражнять в звукоподражании.
Воспитательные
- формировать эмоциональную отзывчивость;
- воспитать положительное отношение к совместному творчеству.
Диагностическая методика.
Комплексная диагностика включает два пути: диагностическое исследование отношения к русскому народному творчеству дошкольников и диагностическое исследование взрослых (воспитателей детского сада и родителей воспитанников).
Первый включает изучение представлений детей о предмете исследования и желание их отражения в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной. Для его реализации используются методы наблюдения, беседы. В качестве стимулирующего материала используются иллюстрированные детские книги, промысловые игрушки, макет "Русская изба".
Для второго направления исследования используются беседы, консультации для родителей по подборке произведений русского народного творчества, организация конкурса на лучшую поделку своими руками, придуманную родителями совместно с детьми, выступление в организованном досуге.
Актуальность. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, источником нравственного воспитания детей. В нем отражается счастье и горе, борьба добра со злом. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, знакомит со средствами литературного языка. При этом воспитание будет наиболее эффективным, если будут построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения друг к другу.
Фольклорный досуг с участием родителей "Бабушкины посиделки"
Родители с детьми в русских национальных костюмах рассаживаются по местам.
Сюрпризный момент: входит бабушка с плюшевым котом в руках.
Бабушка. Здравствуйте, люди добрые, да детки малые. Добро пожаловать к нам на посиделки, позабавиться, да поразвлечься.
Перво-наперво отгадайте загадки и узнайте, кто живет-поживает на моем подворье.
Вот налью сметаны в плошку,
Позову на завтрак…
(Кошку)
У нашей собаки родился сынок,
Толстый, пушистый, веселый…
(Щенок)
Громко он визжит спросонок
Кушать хочет…
(Поросенок)
Не овечки, не коровки,
На копытах есть подковки,
Скачут быстро без оглядки –
Это резвые…
(Лошадки)
Отгадать я помогу,
Кто пасется на лугу.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают…
(Коровы)
Ай, да молодцы!
Воспитатель: А мы еще и потешку про коровушку знаем. Ребята, давайте исполним все вместе русскую народную потешку "Уж как я ль свою коровушку люблю".
Дети выходят для исполнения потешки.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, Буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сыта пойла я коровушке налью.
Чтоб сыта была Буренушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала.
Бабушка. Молодцы! А вот я вас сейчас позабавлю.
Бабушка затягивает песню, приглашая к себе поочередно несколько детей.
Рядом, рядом, у меня
Есть одно местечко.
Я хочу, чтоб Ваня сел,
Со мной вместе песню спел.
Ваня присаживается возле бабушки и поет вместе с ней, выбирая следующего игрока.
Выходят мамы воспитанников с барабанами в руках.
Мама.
Нам давно пора вставать,
Себя людям показать.
Вы, ребята, выходите,
Дружно за руки беритесь.
Дети с колокольчиками в руках выходят в круг, вместе с мамами распевают прибаутку, исполняя каждый свою роль.
Тары-бары-растабары у Варвары куры стары,
Куры старенькие – растабаренькие.
Детки по дорожке шли, колокольчики несли:
"И-и-и-и-и-и-и, и-и-и-и-и-и-и".
А за ними мамы били в барабаны:
"О-о-о-о-о-о-о, о-о-о-о-о-о-о".
А затем звучали вместе, потому что интересно:
"И-и-и-и-и-и-и", "О-о-о-о-о-о". (2 р.)
"И-и-и", "О-о-о". (2 р.)
"И", "О". (2 р.)
Выходит мама.
Мама. Ребята, давайте еще поиграем.
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поиграть,
Свою ловкость показать!
Дети выходят в круг. Мама читает считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Собрались мы поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела. Ты будешь Заинька.
Заинька становится в круг. Дети и взрослые стоят в хороводе и поют хором.
Заинька серенький, заинька беленький,
Некуда зайчику выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
У нас города турецкие,
(дети скрещивают руки над головой)
В них замочки немецкие,
(дети сжимают руки в замок, вращают кистями)
Ну-ка, зайка, скоком-боком перед нашим хороводом,
(зайка выполняет подскоки боком вдоль хоровода)
Ну-ка, зайка, повернись, кого любишь – поклонись.
(Зайка кланяется ребенку, который берет на себя роль зайки)
Воспитатель: Послушай-ка, бабушка, как наши дети на музыкальных инструментах играют. Выходите, ребята.
Выходят дети с маракасами (колокольчиками) в руках и исполняют потешку вместе с педагогом.
Как у нашей жабки маракасик в лапке, (2 р.)
Ты за жабкой повторяй, в маракасик поиграй. (3 р.)
Как у нашей жабки колокольчик в лапке, (2 р.)
Ты за жабкой повторяй, в колокольчик поиграй. (3 р.)
Курочка смотрела, тоже захотела. (2 р.)
По коробочке стучит: "Повторяйте", – говорит. (3 р.)
Воспитатель.
Всё, играть прошла охота, жабка прыг в свое болото,
А курочка на жёрдочку в курятник через форточку – полетела.
Выходит мама.
Мама. А кто у нас лучший исполнитель частушек?
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Выходят частушечники, родители им задорно подпевают.
1-й ребенок
Мы наденем сарафаны
Яркие и длинные,
Пропоем для вас частушки
Самые любимые.
2-й ребенок
Я калачик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал,
Мне жука в стакане.
3-й ребенок
Я сидела на печи
Сторожила калачи,
А за печкой мышки
Сторожили пышки!
4-й ребенок
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А сейчас мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!
Звучат аплодисменты.
Бабушка. Делу время, потехе – час. Вот и закончились наши посиделки. Милости просим всех на чашечку чая.
Хлебом солью привечаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
(Организация чаепития)
Рефлексия. Воспитатель выставляет на тумбочку у выхода корзинку и отдельно кладет вырезанные из бумаги фигурки красного и синего цвета. Любой желающий участник посиделок может опустить одну фигурку в корзинку: красную, если мероприятие понравилось, или синюю, если нет.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
2. Аникин В.М. Устное народное творчество. – М.: Академия, 2011. – 752 с.
3. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 400 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 672 с.
5. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 160 с.
6. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: АСТ, 2008. – 752 с.
7. Дмитриева В. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду. – М.: Астрель, Полиграфиздат, Сова, 2012. – 496 с.
8. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002. – 320 с.
9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Уч.-метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 304 с.
10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…: Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 208 с.
11. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
12. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др. Волшебный мир народного творчества. В 2 частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников
Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс"
Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа
Конспект занятия в детском саду для детей 3-4 лет. Путешествие по сказочному лесу
Похожие статьи:
Развлечение в детском саду в старшей группе. Сценарий «Секреты счастливой семьи»
Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников
Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду