Педагогические технологии в свете индивидуальности педагог
В статье идет речь об индивидуальности человека в профессиональной сфере. Каждый человек своеобразен и уникален по своей сути, как всякое явление живой природы. Всякий мыслящий человек рано или поздно задумывается над вопросом о своем месте в мире людей. Однако индивидуальность это не-что более широкое, чем просто установленный природой набор признаков. Как жизненный опыт оттачивает грани индивидуальности? Индивидуальность человека, как личности, развивается в течение всей жизни. И как наверно было бы здорово за столь короткий период, как человеческая жизнь, успеть реализоваться как личность с большой буквы, воплотить свои сокровенные мечты, оставить добрый след и воспоминания о себе в сердцах и душах людей. Профессиональная сфера деятельности – это как раз та область, где человек способен наиболее ярко проявить индивидуальность. В данном случае речь пойдет о педагогических технологиях и влиянии конкретной личности на выбор средств и методов продуктивной работы с дошкольниками в ДОУ.
«Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основание зов новизны».
Л.С.Выгодский
Уважаемый читатель устраивайтесь удобнее. Мы отправляемся на экс-прессе «Индивидуальность педагога» до станции педагогические технологии. В детском саду нового поколения ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Индивидуальность педагога как раз органично сочетается с новинками и лучшими традициями педагогики в непосредственной близости к формирующейся хрупкой детской душой. Целостная личность педагога, сохраняющая автономность, уникальность и неповторимость, взаимодействуя с современным ребенком, непрерывно развивает-ся сама, формируя при этом личность ребенка как сложную самоуправляющуюся систему с огромным спектром различных качеств и свойств. Поговорим о сферах, где пересекаются и трансформируются индивидуальность и технологии.
Сегодня детский сад нуждается в педагоге, способном строить работу с детьми на основе прогрессивных инновационных технологий. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать инновации. Современный педагог – это, не побоюсь этого слова «сложная операционная система». Человек, не знакомый с работой специалистов в ДОУ, понятия не имеет о количестве задач, которые решает педагог за один рабочий день.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» Ф.И.Тютчев.
Индивидуальность человека в работе – это данность или ей можно научиться? Индивидуальность, как мозаика, состоит из разных фрагментов (особенности характера). Чем сложнее мозаика, тем многогранней личность педагога. Речь идет, конечно, о тех гранях личности, которые именуются конструктивными. В душе педагога всегда горит огонек сердечности и искренности. И чем он ярче, тем теплее свет, исходящий от педагога и согревающий малышей. Позитивному отношению к жизни невозможно научить. С этим нужно родиться.
Полагаю, мне как человеку, прошедшему пионерию и комсомол и имеющему знания в литературе, музыке, психологии, искусстве, иностранном языке - есть чем поделиться с подрастающим поколением. Будучи детьми, мы читали классическую литературу и русские народные сказки, современные же подростки вряд ли найдут разницу между богатырями, витязями и батырами, не говоря уже о дошкольниках. Родители нынешней детворы умиляются от того, что малыши предпочитают смотреть низкопробные анимационные фильмы. Полки магазинов пестрят дурновкусицей, изображающей транформеров, пауков, нинзей и иной нечисти. В своей работе я пытаюсь повернуть взоры детей к сокровищнице национальной детской литературы и мультипликации, наполненной любовью и добром, которых так не хватает современным малышам. Вкладывая душу в работу, важно уделять особое внимание раскрытию сказочных и былинных образов и прививать воспитанникам любовь к национальной культуре. Не лишне будет отметить, что педагог должен следовать букве технологии, но с некоторой оговоркой. Следуя методикам, мы, педагоги создаем уникальный синтезированный продукт, в котором так органично сливаются настоящее и будущее, общее и индивидуальное. Задача педагога как раз в том и состоит, чтобы интуитивно протянуть мостик от души и сердца к достижениям современной педагогики, и связать их в единое целое.
Многие родители в виду колоссальной занятости не имеют возможности уделять внимание детям, возлагая на плечи педагогов не только заботу о чадах, но и нравственное, духовное развитие детей. Читатели могут упрекнуть меня в желании навязывать воспитанникам собственные модель поведения, вкусы и привычки. Но даже, если это и так, то я не усматриваю в этом негативного влияния на малышей. Жизненный опыт и знания лишь раскрывают индивидуальность, а также и педагогический потенциал и создают почву для развития детей в духе истинных вековых человеческих ценностей, но с учетом современных тенденций.
Педагогический труд — деятельность творческая. Это связано с тем, что неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Используемый мною широкий технологический спектр, включающий игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, организация режимных моментов и взаимодействие с родителями неразрывно связаны. От умения педагога комбинировать технологии между собой зависит результат сов-местной деятельности с воспитанниками.
Вышеперечисленные технологии как нельзя лучше отвечают чаянию педагога, мечтающего об индивидуальности в педагогическом процессе. К при-меру, целью игровых технологий выступают расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Я стараюсь использовать знания о героях самобытных национальных былин и сказок в игровой деятельности.
Здоровьесберегающие технологии весьма разнообразны по форме. Как последователь здорового образа жизни, в режимные моменты и деятельность воспитанников я включают такие формы как стретчинг, динамические паузы, подвижные игры, релаксации и др. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. И здесь как нельзя лучше приходит на помощь личный опыт педагога, не понаслышке знающего достоинства и преимущества здоровьесберегающих технологий. Воспитанники с удовольствием упражняются на ковре, выполняя, не столь знакомые для них упражнения с диковинными названиями. Особого эффекта педагог добивается в процессе учебной деятельности, когда выступает не просто руководителем занятий, а именно самым непосредственным участником. Участники тренировок, дети и педагог, активны и жизнерадостны. Они обмениваются важной позитивной энергетикой, позволяющей сохранить приподнятое настроение на протяжении всего дня. Глаза детей выражают такой неподдельный восторг, что ты понимаешь, что в их душах рождается крупицы искренности в ответ на доброту и заботу, исходящие от педагога.
Гости нашей группы часто замечают, что у нас очень веселая атмосфера. Я взяла на вооружение музыку. Классическая, песни детских композиторов, диско, рок…. Музыка сопровождает воспитанников на протяжении всего учебного дня. Утренняя гимнастика, музыкальные занятия, релаксация, музы-ка перед сон-часом, звуки природы для засыпания, йога для малышей и др. Малыши обожают музыку. Я стараюсь как можно чаще петь и танцевать с малышами помимо обязательных музыкальных занятий. Безусловно, воспитанники посещают музыкальные занятия, но репертуар занятий достаточно скромный и ограниченный. На примерах музыкальных шедевров, я приобщаю малышей к более богатой музыкальной палитре. Мы разучиваем детские песни, которые поем в течении дня.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка знакомит с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Дошкольникам очень нравится физкультура под музыку, в сопровождении стихотворений. К тому же такие занятия развивают память.
«Воспитание — великое дело: им решается участь человека», — писал В.Г.Белинский. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на формирование базовой модели будущих взаимоотношений внутри социума. Педагог и воспитанники находятся в непосредственной близости, можно сказать плечом к плечу в самых неожиданных ситуациях. Игровых, учебных, бытовых…. Именно тогда пробивает час проявиться пресловутой индивидуальности во всей широте. Как уже было сказано в начале статьи, педагог умудряется решить множество вопросов и задач, возникающих стихий-но благодаря активным, развивающимся воспитанникам. И часто нет времени для многочасового поиска решения. Вы как участник передачи «Что? Где? Когда?». Малыши нуждаются в постоянном общении. Педагог выступает пе-ред ними не только участником воспитательного процесса, но и внимательным и тактичным собеседником, дающим ответы на самые неожиданные вопросы. При этом крайне важно быть и эрудитом, и актером. Дети обожают педагога, умеющего играть с ними. Речь идет об умении педагога перевоплощаться в сказочных героев не только, одевающего костюм и маску, но и способного привлекать и удержать внимание малышей интонацией голоса, мимикой и же-стами.
Современный педагог – это своеобразный катализатор, органично сочетающий компетентность и мастерство. Он аккумулирует поток информации и направляет конструктивную энергию в русло решения конкретных вопросов.
Важная цель педагогов дошкольного учреждения – своевременная по-мощь семье в воспитании детей, при том, не подменяя ее. Общение с родителями воспитанников как раз является важным режимным моментом. От успешности тандема воспитатель-родители во многом зависит микроклимат, создаваемый в группе. Каждый новый день начинается и заканчивается тесным общением с родителями. Вот почему так важно соблюдать неписанные законы этики. Грамотный и думающий педагог, знакомый с особенностями детской и возрастной психологией, учитывает особенности социально-психологического микроклимата в каждой отдельной семье и его влияния на ребенка. Сотрудничество с родителя должно стать фундаментом партнерских отношений в деле образовании и воспитании, понимания друг друга, общения на одном языке. В начале учебного года родители моей группы были крайне недоброжелательно настроены из-за смены воспитателя. И дети, и родители испытывали стресс. Терпение и внимание сделали свое дело. Лица родителей смягчились, а слезы привыкающих детей прекратились. Не будет преувеличением отметить, что труд педагогов сродни титаническому. Но потраченные силы окупаются счастливыми улыбками воспитанников и довольными лицами родителей. Как работает «Правило трех плюсов»? Это улыбка, имя собеседника, комплимент. Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Неплохие результаты дают совместный досуг и стрессотерапия для родителей.
Можно сколько угодно описывать особенности и прелести технологий, но цель статьи рассмотреть именно влияние личности педагога, как непосредственного участника и пускового механизма педагогического взаимодействия с воспитанниками. Безусловно, как уже говорилось выше, как бы не были хороши технологии, индивидуальность педагога вносит неповторимые нотки в процесс. Обезличенная технология, проходящая сквозь призму ценностно-мотивационных установок воспитателя, преобразуется в культурно-развивающий пласт в фундаменте будущей педагогики.
Непременным условием гармоничного воспитания детей, по моему мнению, является формирование у детей бережного отношения к природе. На протяжении дня в беседы с детьми незаметно включается информация о живой природе. Это и стихи, и потешки, и примеры из личного опыта. Детям важно знать, что их наставник заботиться о пернатых в тяжелый холодный зимний период и спасает от голода бездомных животных. Почему я заостряю внимание детворы на этом? На каждом шагу сталкиваешься с примерами жестокого отношения к братьям нашим меньшим. И пока детские души открыты для добра и искренности моя задача не позволить им зачерстветь. Во время каждой прогулки на глазах детей происходит добавление корма в кормушку. Воспитанники уже с раннего возраста проникнуться мыслью о том, что звери и птицы это не просто живые картинки, но они нуждаются в заботе и поддержке. Акт милосердия и сострадания должен стать естественным процессом, идущим от сердца и души.
Индивидуальность педагога — выражение неповторимости, самобытности личности человека в работе и его профессиональном мировоззрении. Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдачи на благо детей. Индивидуальность, целостность личности профессионала более ярко проявляются тогда, когда она соединится с высокой духовностью, гуманистической направленностью.
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Исследовательская деятельность детей в ДОУ
Через художественную литературу — к здоровью детей
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования