Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ. Использование нетрадиционных методов и приемов в музыкальной деятельности

Использование нетрадиционных методов и приемов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития эмоциональной сферы
Автор: Александрина Вероника Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ "ЦРР - д/с "Чайка", Республика Хакасия город Абакан
Описание материала: материал будет полезен воспитателям и специалистам дошкольного учреждения.
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка.

Музыка – это и есть собственно эмоция. Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как: доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Задача музыкального руководителя – научить детей слышать и слушать музыку, обогатить представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке, приобщить к выразительной передаче настроения заданного образа посредством рисования, мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев).

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов: В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева; психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина.

Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги: Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и другие.

Рассмотрим основные виды музыкальной деятельности дошкольников.
1. Слушание музыки с рассматриванием картин, рисунков, фотографий, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний.
2. Пение с использованием нетрадиционных техник рисования (штампами, салфетками, ватными палочками и др.).
3. Музыкально-ритмическая деятельность с использованием творческих заданий.
4. Игра на детских музыкальных инструментах с прослушиванием аудиозаписей и видеозаписей.

В работе применяются следующие дидактические игры:
• «Мимика и жесты»
• «Цветомузыка»
• «Мои эмоции»
• «Фишки - настроения»
• «Подбери картину»
• «Сказочные герои»
• «Солнышко и тучка»
• «Составь портрет – настроение»
• «Изобрази сам» и т.д.
• Наши чувства и эмоции.

Методические приемы, используемые в работе по развитию эмоциональной сферы дошкольников в процессе музыкальной деятельности:
1. Придумай название музыкальному произведению (создаются условия для возникновения собственных представлений, основанных на собственном эмоциональном опыте. Ребенок как бы «извлекает» из музыкального произведения свое, близкое ему, а не то, что вложил композитор).
2. Найди слова: ласковые, красивые, сказочные, грустные… (используя «Словарь эмоций, чувств, образов»).
3. Опиши словами образы, созданные музыкальным произведением.
4. Найди сходство и различие при прослушивании двух музыкальных произведений на одну тему, но разных авторов.
5. Передай свои чувства, настроения, мысли с помощью цветовых пятен, линий, форм, используя картины известных художников.

6. Подбери музыку для озвучивания стихотворения (можно предложить два контрастных музыкальных фрагмента).
7. Подбери инструменты.
8. Определи «Какого цвета музыка?».
9. Нарисуй свои впечатления.
10. Нарисуй ритм музыки различных жанров.
11. Создай пластический, хореографический образ музыкального произведения (при помощи рук, танца, импровизации).

Закончить хотелось бы словами В. Сухомлинского: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Библиографический список:
1. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: Академия развития, 2008. – 240 с.
2. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. - Изд. 3-е. - М.: Музыка, 2007. – 63 с.

Рекомендуем посмотреть:

Картотека музыкального руководителя детского сада Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду Особенности слуха и голоса дошкольников Кластерное пение
Развитие двигательной активности дошкольников средствами танца | Певческое дыхание как основа здоровьесбережения дошкольников. Из опыта работы
Опубликовано: 1228 дней назад (9 декабря 2020)
Просмотров: 680
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!