Логоритмическая технология в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Александрина Вероника Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ "ЦРР - д/с "Чайка"
Описание материала: материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям.
Логоритмика имеет свою историю происхождения. Для понимания сущности логоритмики необходимо владеть такими понятиями как «движение», «кинезитерапия», «ритмическая гимнастика», «лечебная ритмика», «эвритмия», «ритм». Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Эти понятия возникли в разные периоды развития общества.
Движение является основным биологическим качеством живой материи. Движение тела ребёнка и восприятие им различных ощущений являются средствами познания окружающего мира. Моторное развитие протекает в тесной связи с психомоторным. Эта связь так сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями.
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека в качестве профилактического и лечебного средства применялось издавна, ещё во времена зарождения медицины.
Болгарские учёные лечение посредством движения обозначили термином «кинезитерапия».
Каждое движение совершается в определённом ритме. Система ритмического воспитания получила распространение в начале двадцатого века и являлась одним из средств борьбы с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека.
Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз.
Ритмика (ритмическая гимнастика) – система физических упражнений, построенная на связи движения с музыкой.
В 30-х годах прошлого столетия из большого раздела ритмической гимнастики профессором В.А. Гиляровским выделяется лечебная ритмика. Она используется в работе с душевно больными и опирается на такой положительный фактор как коллективное начало или эвритмию (приятные чувства от согласованности ритмов). В это же время лечебная ритмика находит применение и в логопедических учреждениях и получает новое название – логопедическая ритмика.
Логоритмика – система упражнений на основе сочетаний музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Первоначально используется в работе со взрослыми заикающимися, а в 40-е годы и с больными афазией. В настоящее время занятия логоритмикой, как одной из форм своеобразной активной терапии, используются в работе с детьми с различной речевой патологией.
Значение логоритмического воздействия на ребёнка велико. Благодаря ему развивается двигательная активность ребёнка, а вместе с ней и его речь, устанавливается равновесие в деятельности нервной системы: удаётся умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.
В основу логоритмики положен ритм. И это не случайно. У С.И.Ожегова мы читаем:
ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов, размеренность в развитии чего-нибудь. Всё в мире подчинено законам ритма. Понятие «ритм» применяется по отношению к различным явлениям: ритм стихотворения, ритм сердца, ритм дыхания. Ритм времён года, ритм дня и ночи, ритм морских приливов и отливов.
Чувство ритма в основе своей имеет моторную активную природу и свойственно почти каждому человеку. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: тексты песен, драматизации с пением; различных руководимых ритмом стихотворных формах.
В логоритмических занятиях можно выделить 2 цели:
1. Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов:
слухового внимания и памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма речи, дыхания, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.д.
В каждом дошкольном учреждении, где есть логопедические группы, своя система логоритмических занятий. Логоритмике отводится часть каждого музыкального занятия, отдельные элементы включены в процесс фронтальной и подгрупповой логопедической работы, утренней гимнастики, физминуток. Речевой материал отрабатывается с воспитателем и логопедом. После большой предварительной работы комплексного воздействия логопеда, воспитателя, музыкального руководителя проводится специально организованное итоговое логоритмическое занятие.
В создании логоритмических занятий использован принцип последовательности в наращивании материала и постепенная отработка и усложнение двигательных упражнений. В основу занятий положен сказочный сюжет, но на максимально достоверном материале. Дети знакомятся и овладевают некоторыми понятиями, терминами, фактами, сведениями по изучаемой теме. Темы, вокруг которых сконцентрирован логопедический процесс, несколько отличаются от традиционных в логопедической практике, но не выходят за рамки общей тематики: «Выходной день», «Цирк», «В гостях у Феи Радуги», «Море» и т.д.
В занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Большое значение отводится музыке и игровой атрибутике, которые создают условия для насыщенного эмоционального общения между взрослыми и детьми.
Итоговое занятие проводится примерно по такой схеме:
1. Разные виды ходьбы, вводные упражнения.
2. Упражнения на развитие слухового внимания.
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
4. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
5. Упражнения для развития координации слова с движением.
6. Упражнения на релаксацию.
7. Слушание музыки.
8. Пение. Воспитание коллективного ритма.
9. Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук.
10. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
11. Игра с психофизической нагрузкой.
Важным моментом в создании таких занятий является то, что нормализация двигательной сферы ребёнка и коррекция речевых нарушений осуществляется ненавязчиво, естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре или двигательной импровизации.
Библиографический список
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе по логоритмике
Музыкальное занятие в старшей группы «Весенние мелодии и звуки»
Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Осень"
Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Зима"