Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Зима"

Серия логоритмических занятий по лексической теме "Зима" для дошкольников 5-6 лет
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Зима», развитие фразовой речи, мышления.

Задачи:
• развивать эмпатию, коммуникативные навыки, чувство темпа;
• развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения;
• отрабатывать длительное плавное дыхание, развивать артикуляционную моторику;
• обучать регулированию мышечного тонуса, развивать пластику, слуховое внимание;
• автоматизация поставленных звуков в речи детей.

Описание: Серия данных логоритмических занятий была мною разработана для детей старшего дошкольного возраста и является циклом продолжения логоритмики в старшей логопедической группе. Эти занятия проводились совместно с музыкальным руководителем ДОУ. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям.
Содержание
Занятие № 1 «Зима»
Задачи:
• развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции;
• закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление;
• упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени;
• учить соотносить движения с текстом;
• вырабатывать правильную воздушную струю;
• развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения.

Оборудование: картина «Зима», мячик, ватные шарики.

Ход занятия
1. Организация начала занятия.

Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Креативный тренинг.
Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).

- А теперь ребятки послушайте загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Зимой.
- Правильно, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
- Какое время года изображено на картинке? (На картинке нарисована зима.)
- Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег).
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

3. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

4. Креативный тренинг (продолжение беседы).
Игра «А что вчера?» (упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени).
- Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Мячик волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера падал.
- Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
- Сегодня снег тает, а вчера таял.
- Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
- сегодня снег идёт, а вчера шёл.

5. Игрогимнастика.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»).
На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,
Лёгкий-лёгкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Играет спокойная музыка, дети кружатся, ложатся как снег.
Горы снежной ваты встали за окошком,
Мы берём лопаты, чистим мы дорожки.
Играет ритмичная музыка, дети «чистят снег».
Игра повторяется несколько раз.


6. Креативный тренинг (продолжение беседы по картине).
- Опишите небо. Какое оно? Начните со слова «небо» (небо светлое, чистое, высокое).
- А что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните со слова «деревья» (деревья голые, заснеженные).
- Каких птиц мы видим на картине? (голуби, синички, снегири, вороны, воробьи)
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
- Как вы думаете, от какого слова образовано слово «зимующие»? (от слова зима)
А что делают в парке люди? Как они одеты? Почему? (они одеты тепло, потому что на улице холодно, мороз)

7. Игроритмика.
Игра «Погреем руки» (учить соотносить движения с текстом).
- Зимой на улице мороз. Мёрзнут руки на морозе, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки.

Ах, ты зимушка-зима!
Не боимся мы тебя.
Мы ладошки «замочком» сожмём,
Их погреем и дальше пойдём.

Игра «Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).

- Ребята, пока мы с вами грели ручки – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

8. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Игра «Сдуй снежинки» (выработка правильной воздушной струи).
Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».
На скамейке лежат ватные шарики – «снежинку». Необходимо улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щёки не надувать!

9. Креативный тренинг (продолжение).
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- А какой сейчас зимний месяц? А какой зимний месяц наступит вторым (третьим)?

Игра «Назови месяц» (запомнить название зимних месяцев).
Мячик волшебный,
В руки будет к вам скакать
Зимние месяцы называть.

Играет быстрая музыка, как только она остановилась, ребёнок, у которого остался мяч, называет очередной зимний месяц.

10. Итог занятия.
Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).
Занятие № 2 «Зима. Зимующие птицы»
Задачи:
• развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции;
• закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима. Зимующие птицы.», развивать диалогическую речь, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление, воображение, обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»;
• развивать координацию речи и движений в сочетании с музыкой, чувство темпа и ритма;
• развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции;
• развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук;
• выработка правильной воздушной струи;
• развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения

Оборудование: картинки птиц – воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, сова, дятел, пингвин, мячики-ёжики, снежинки.

Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Креативный тренинг.
а). Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).

- А теперь ребятки послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
- Вот и осень закончилась. Перелетные птицы отправились в теплые края, а с нами остались воробьи, вороны, галки, сороки; зимовать прилетели снегири и синицы.
- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? От какого слова произошло слово «зимующие»? (от слов «зимовать» - «зима»)

б). Игра «Назови зимующих птиц» (закрепить знания детей о зимующих птицах; обогащать словарь детей).

- Давайте с вами поиграем в игру «Назови зимующих птиц» (воробьи, вороны, галки, сороки, сова, снегири, синицы, дятлы, голуби).
(Играет музыка, дети передают мячик. Музыка замолкает – ребёнок с мячом называет зимующую птицу)

в) Отгадывание загадок (учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление).

А сейчас внимательно послушайте загадки (педагог показывает картинку, дети произносят слово):
- Чик-чирик!
К зёрнышкам – прыг!
Клюй! Не робей!
Кто это?
(воробей)
- На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар-кар-кар!»
(ворона)
- Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как наступят холода,
Я прямо с севера – сюда.
(снегирь)
- Как трещотка птица эта,
Одного с берёзкой цвета.
(сорока)

- Скажи мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак?
(пингвин)
- Правильно – это пингвин (показывает картинку).

3. Игроритмика.
а) «Пингвин» (развитие координации речи и движений в сочетании с музыкой, чувства темпа и ритма).
- Давайте превратимся с вами в пингвинчиков.
Вокруг ножки обернись
И в пингвина превратись (дети оборачиваются).
(Под музыку и текст, произносимый педагогом, дети двигаются сначала на внешней стороне ступни, затем на внутренней).
Лед, да лед, лед, да лед,
А по льду пингвин идет.
Скользкий лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.

б) «Холодно-жарко» (развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции).

- Когда холодно, мы надеваем теплые вещи (дети перечисляют их).
- Когда очень холодно, мы к тому же ногами притопываем (дети выполняют перепляс), а когда жарко – руками обмахиваемся, как веером.
(Под музыку дети идут по кругу. Педагог говорит: холодно, жарко. Дети выполняют соответствующие движения).

4. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

5. Игрогимнастика.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»).
На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,
Лёгкий-лёгкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Играет спокойная музыка, дети кружатся, ложатся как снег.
Горы снежной ваты встали за окошком,
Мы берём лопаты, чистим мы дорожки.
Играет ритмичная музыка, дети «чистят снег».
Игра повторяется несколько раз.


6. Игрориммика.
«Игра со снежками» (развитие мелкой мускулатуры пальцев рук).
- Выпало много снега, надо поиграть в снежки.
(Дети показывают, как идет снег, вращая кистями рук, затем «лепят» снежки, прижимая ладошку к ладошке, «бросают снежок» и греют руки, потирая их друг о друга.)

Игра «Подбрось снежок и поймай» (развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук).

Педагог раздает бутафорские снежки и дети играют в игру.

7. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Игра «Сдуй снежинки» (выработка правильной воздушной струи).
- Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».
На скамейке лежат ватные шарики – «снежинку». Необходимо улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щёки не надувать!

8. Креативный тренинг.
Игра «Кто как голос подаёт?» (развитие лексико-грамматических категорий, пополнение словаря по теме «Зимующие птицы»).
- Собрались однажды птички в стайку и завели спор о том, кто красивее голос подаёт (рассказ сопровождается показом картинок, дети повторяют голоса птиц за педагогом).
- Я ворона: кар-кар-кар. Я умею лучше всех каркать.
- Я сорока: стр-стр-стр. Я умею лучше всех стрекотать.
- Я сова: ух-ух-ух. Я умею лучше всех ухать.
- Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею лучше всех тинькать.
- Я воробей: чик-чирик. Я умею лучше всех чирикать.
- Я предлагаю вам превратиться в птиц и рассказать, как кто голос подаёт.
(Педагог раздаёт детям картинки птиц. Дети воспроизводят текст, рассказанный педагогом).

Игра «Узнай по описанию» (обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»).

- Ребята птицы отличаются друг от друга тем, что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (размером, окраской перьев, строением клюва и других частей тела, повадками)
- Попробуйте сейчас отгадать птицу, которую я вам опишу.
- Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый (воробей).
- Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный (снегирь).
- Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая, умная (синица).
- Красноголовый, большой, умный, зимующий (дятел).
- Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая (сова).

9. Итог занятия.
а). Упражнение на релаксацию (развитие воображения).
Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:
Снежинки падают и весело кружатся,
Ведь им опасно в жизни лишь тепло.
Снежинки падают, им хочется смеяться,
Ведь на земле от них так будет всем светло!
Снежинки падают, зима уже крадется
И злой метелицей промчалась по полям.
Снежинки падают, и сердце громко бьется:
Идет зима, идет зима надолго к нам.

б). Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).
Занятие № 3 «Зима» (продолжение)
Задачи:
• развитие и активизация внимания;
• воспитание зрительно-пространственных ориентировок;
• развитие речевого дыхания;
• воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;
• развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха;
• развитие координации речи, движения и музыки;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие чувства ритма, музыкального слуха;
• воспитание воображения, творческой активности и инициативы;
• развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;
• обучение умению подражать и перевоплощаться.

Оборудование: снежки, обруч.
Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Речевая игра.
«Одевание» (развитие координации речи сдвижением).
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежки,
Санки, лыжи и коньки.
-Давайте пойдём гулять. Но прежде необходимо одеться.
Наденем на ножки тёплые сапожки.
Это с правой ножки, это с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).
Наденем пальтишки, (гладим одну руку от запястья к плечу)
Пальтишки меховые, (обнимаем себя крепко)
И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).
И застегнёмся: (ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговиц).
Вот, так!
Пуговичка к пуговичке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдём гулять мы смело!

3. Игроритмика.
а). Игра «Снежинки» (учить соотносить движения с текстом).
- Посыпались из тучи на землю снежинки.
- Какие они? (маленькие, холодные, белые)
- Что снежинки умеют делать? (кружиться, падать, летать)
- Вокруг ножки обернитесь и в снежинки превратитесь – проводится игра.

Падают первые с неба снежинки,
Кружатся лёгкие словно пушинки,
Медленно, плавно на землю ложатся
Белым ковром под ногами искрятся.
(Уронить кисти, согнуть локти, опустить руки. Покружиться. «Волны перед собой». Присесть на одно колено.)

б). Игра «Рукавички мы наденем» (учить соотносить движения с текстом).

- Много снегу выпало. Давайте поиграем в снежки! Только вот рукавички надеть не забудьте!
Рукавички мы надели, фонарики
Поглядите вы на нас: фонарики
В наших новых рукавичках
Мы начнём весёлый пляс. руки на пояс, покружиться
Мы похлопаем в ладоши, хлопки
Мы потопаем немножко, притопы
Рукавички отряхнём встряхнуть кисти рук
И опять плясать пойдём. Пружинки

в). Игра «Попади снежком в цель» (развитие меткости).
Выпал беленький снежок, всюду посветлело.
Лепим, лепим мы снежок, быстро и умело (лепят снежки)
Топ, топ, не зевай и скорей в меня бросай (бросают снежки в цель).

4. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Упражнение «Вьюга» (развитие плавного и длительного выдоха, закрепление правильной артикуляции звука [у]).
- Слышите, сюда летят вьюга и ветер.
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «з-з-з-з».
Застонал лес от вьюги: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «м-м-м-м» (громко, низким голосом).
Стонут берёзы: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Шумят ели «ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».

5. Самомассаж.
- Мороз всё злее становится, как бы нос вам не отморозил!
Вот на улице мороз! Указательным пальцем массировать точку между бровями
Эй, потри скорее нос, В другую сторону
Подбородок отогрей мороз!. Массаж точки под нижней губой
Улыбнулись все скорей! В другую сторону
И у глаз потрём дружнее, Круговые движения на висках
Веселее, веселее. В другую сторону
Ну-ка взялись все за уши,
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Большие пальцы рук за ушами, выполнять круговые вращения в одну и другую сторону
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем.
«снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке

6. Игроритмика.
«Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).
- Ребята, пока мы с вами грелись – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

7. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

8. Игроритмика.
Игра «Как мы гуляли» (учить соотносить движения с текстом).
- Давайте расскажем как мы гуляли.

Маленькие ножки шли по дорожке. Идем частыми, короткими шагами.
Большие ноги шагали по дороге Идём большими шагами. Отмечая каждое слово.
Скрип-скрип, топ-топ!
Провалились мы в сугроб! Падаем и замираем на 10-12 сек.
Из сугроба вылезаем Поднимаемся.
И штанишки отряхаем, Отряхаемся
И пальтишки отряхаем,
Шапки тоже отряхаем.
Путь свой дальше продолжаем. Идем дальше.
А мороз-то крепчает! Ёжимся будто от холода.
И за носик нас кусает,
И за ушки щиплет,
И за щёчки кусает.
Ты, мороз-мороз-мороз! Грозим друг другу пальцем в ритме стиха.
Не хватай меня за нос!
Не щипай меня за ушки!
Не кусай меня за щёчки!
А мороз то крепчает, Ёжимся будто от холода.
Метель-вьюгу призывает.
Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью Вращаем перед собой согнутыми в локтях руками.
Колотушки колочу. Кулачки друг об друга энергично постукивают.
Заколачиваю, приколачиваю.

9. Вокальное музицирование.
Игра «Да или нет» (развитие слухового внимания на речевом материале).

Вы, ребятки, громко, дружно
Отвечайте то, что нужно.

Педагог задаёт вопрос. Дети, в зависимости от ответа, пропевают «Да-да-да» или «Нет-нет-нет».
- Январь – второй месяц зимы.
- Зимой на деревьях появляются почки.
- Зимой медведь спит в берлоге.
- Зимой птицы вьют гнёзда.
- Зимой часто идёт снег.
- Зимой листья зеленеют.
- Зимой дети катаются на санках.
- Декабрь – первый месяц зимы.
- После зимы наступит весна.
- Февраль – третий месяц зимы.

10. Итог занятия.
а). Упражнение на релаксацию (развитие воображения).
Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:
Снежинки падают и весело кружатся,
Ведь им опасно в жизни лишь тепло.
Снежинки падают, им хочется смеяться,
Ведь на земле от них так будет всем светло!
Снежинки падают, зима уже крадется
И злой метелицей промчалась по полям.
Снежинки падают, и сердце громко бьется:
Идет зима, идет зима надолго к нам.

б). Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима Конспект НОД в младшей группе по логоритмике Музыкальное занятие в старшей группы «Весенние мелодии и звуки» Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Осень"

Похожие статьи:

Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе

Наблюдение в старшей группе детского сада. За окном мороз

Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Осень" | Логопедический массаж для дошкольников с речевым сопровождением
Опубликовано: 2909 дней назад (4 декабря 2016)
Просмотров: 10554
+1
Голосов: 1
Ольга Ивановна Кабанова # 10 декабря 2016 в 18:30 0
Здравствуйте, Марина Алексеевна! Спасибо за приглашение на занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Зима" с играми, стихами, песенками. Игры познавательны и интересны. Целевой блог методически правильно оформлен. Разнообразные виды деятельности плавно перетекают из одной в другую. Материал адаптирован соответственно возрасту детей. Замысел занятия реализован в полной мере. Примите мой голос +1!