Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логопедический массаж для дошкольников с речевым сопровождением

Массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: нормализация речевой моторики.

Задачи:
• активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов;
• сопровождать массаж языка прочтением потешки, скороговорки, стихотворения, чтобы отвлечь ребенка от возможных неприятных ощущений.

Описание: Логопедический массаж язычной мускулатуры используют при дизартрии. В следствии массажа значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения. Применение речевого сопровождения при массаже помогает логопеду отвлечь ребенка,сделать данный процесс более приятным и увлекательным. Данный материал будет полезен логопедам, работающим с детьми дизартриками.

Содержание
Логопедический массаж язычной мускулатуры проводят при недостаточной подвижности языка, что способствует нормализации речевой моторики. Логопедический массаж проводят с помощью медицинского шпателя, зубной щетки, ватной палочки или просто пальцами рук, одетыми в напальчники и обернутыми в носовой платок.
При отклонении языка в какую-либо сторону (гиперкинезе) спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют глубокими разминаниями и вибрацией.
Чтобы определить, в какую сторону отклоняется язык,необходимо попросить ребенка широко открыть рот и высунуть язык, удерживая его в спокойном положении несколько секунд. Через короткое время возможно отклонение языка в какую-либо сторону. Та сторона, в которую он отклоняется, - спастическая (напряженная), противоположная - вялая, излишне расслабленная.
Читая стихотворение, мы имитируем движениями пальцев происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений. Вот некоторые из них.

"Дождик" - точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.


"Дорога" - большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.

От города дорога в гору,
А из города - с горы.
Из деревни дорога с горы,
А в деревню - в гору.


"Волк" - язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.

Хлещет, хлещет дождь.
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем.


"Щенок" - перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки.

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.


"Мыло" - перетирать язык между большим и указательным пальцами - круговые движения.

Милая Мила
Мылилась мылом.
Намылилась, смыла -
Так мылилась Мила.


"Болтунья" - выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.

Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Болтала, болтала,
Да не выболтала.


"Баран" - большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево-вправо.

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.


При массаже возможно совмещать несколько массажных движений. Вот некоторые примеры.

"Курочка" - выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
(точечное покалывание языка указательным пальцем)
А за ней цыплятки - малые ребятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
(соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям)


"Борщ" - выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Боря борщ варил, варил да переварил.
(круговые движения указательным пальцем по центру языка)
Боря борщ солил, солил да недосолил.
(пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки)
Толя борщ варил, варил да переварил.
(круговые движения пальцем)
Толя борщ солил, солил да недосолил.
(пощипывание языка)


Так же хочу вам предложить массаж, направленный на растягивание подъязычной связки (уздечки).

"Крот" - выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Во дворе горка,
(указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз)
Под горой норка.
(указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх)
В той норке крот свою норку стережет.
(указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную связку, растягивая ее)

Рекомендуем посмотреть:

Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР План конспект логопедического занятия для детей старшей группы в детском саду
Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Зима" | Новогодний утренник для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в детском саду
Опубликовано: 2934 дня назад (10 декабря 2016)
Просмотров: 3753
+2
Голосов: 2
Екатерина Михайловна Пирожкова # 10 декабря 2016 в 19:14 +1
Марина Алексеевна!Спасибо от всех логопедов за такой содержательный ,познавательный материал.Интересные стихи.Обязательно возьму себе на заметку.Мой голос первый.
Ольга Александровна Аганова # 12 декабря 2016 в 00:00 0
Спасибо за материал! Воспользуюсь вашей идеей! Особенно важно, что описали практическое применение! Спасибо !Голос!