Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Осень"

Серия логоритмических занятий по лексической теме "Осень"
В работе использовалась авторская модель логопедической ритмики и игры Бабушкиной Р.Л., Кисляковой О.М.
Бабушкина Рената Леонидовна, кандидат педагогический наук, учитель-логопед, Санкт-Петербург


Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Осень», развитие фразовой речи, мышления.
Задачи:
• развивать эмпатию, коммуникативные навыки, чувство темпа;
• развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения;
• отрабатывать длительное плавное дыхание, развивать артикуляционную моторику;
• обучать регулированию мышечного тонуса, развивать пластику, слуховое внимание;
• автоматизация поставленных звуков в речи детей.

Описание: Серия данных логоритмических занятий была мною разработана для детей старшего дошкольного возраста. Эти занятия проводились совместно с музыкальным руководителем ДОУ. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям.
Содержание
Занятие № 1 «Осень»
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Прикосновение» (развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа).
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Звучит спокойная музыка, дети садятся в круг на колени и под музыку приветствуют друг друга прикосновением ладошек и называют своё имя (правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа, левая ладонь лежит на правой ладони соседа слева).
Движение (прикосновение) «передаётся» по кругу на сильную долю.
- Мы почувствовали друг друга и готовы вместе играть.

2. Вокальное музицирование.
«Приветствие» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

- Давайте поздороваемся, споём: здрав-ствуй-те!
Педагог показывает «лесенку» правой рукой (поступенечное распевание).
- А теперь поздороваемся ручками.
Отхлопывание ритмического рисунка слова.
Дети выполняют все действия по образцу.

3. Креативный тренинг.
Беседа об осени (активизация словарного запаса по лексической теме, развитие фразовой речи, мышления).
- Пока мы с вами приветствовали друг друга, к нам пришёл в гости Мишка и принёс картинку. Посмотрите, какое время года на ней изображено? (осень)
- А что вы знаете об осени? По каким признакам мы можем говорить о том, что пришла осень? (листики на деревьях стали жёлтыми, красными; идут дожди; солнышко не греет; птицы улетают в тёплые края; насекомые исчезают)
- А как называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как называется первый (второй, третий) месяц осени?

4. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
а). Игра «Ветерок» (отработка длительного плавного дыхания).
- А ещё осенью часто дует ветер.
Ветер листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья жёлтые летят
Прямо на руки ребят!
Дети целенаправленно дуют на осенние листочки (играет спокойная музыка.

б). Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).
- Ребята, наш гость может весело играть со своим язычком и сейчас он вас научит этой игре (логопед рассказывает стихотворение и показывает правильную артикуляцию, дети повторяют за ним).
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем («Окошко»).
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки («Трубочка»).
Три – на губки посмотри, улыбаемся на три («Улыбочка»).
На четыре – ротик шире. Барабаним на четыре (держать рот широко открытым; стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д»).
Пять – откроем рот опять. Нужно губки облизать («Вкусное варенье»).
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы (рот широко открыть, проводить широким языком вперёд-назад по нёбу; рот не закрывать).
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь («Лошадка»).
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь» («Грибок»).
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко («Гармошка»).
Десять – можно поболтать и не устать («Болтушка»).

5. Игрогимнастика.
а). «Солнышко» (развитие пластики, обучать регулированию мышечного тонуса).
- Ребята, а ещё осенью солнышко то светит ярко, то прячется за тучки. Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Солнышко».
Дети тянутся к «Солнышку» (руки вверх, всё тело напряжено), а потом приседают – «нет Солнышка» (расслабляются). Играет спокойная музыка.

б). «Ветер качает деревья» (развитие пластики, слухового внимания, обучать регулированию мышечного тонуса, автоматизировать звук [ш]).

- Спряталось солнышко, подул сильный ветер, закачались деревья – дети поднимают руки вверх, качаются вправо-влево, произносят «ш-ш-ш».
- Утих ветер – дети опускаются вниз, расслабляются.
Играет спокойная музыка.

6. Игроритмика.
«Дождик» (развитие координации речи и движений в сочетании с музыкой, пластики, чувства темпа и ритма).
- А ещё осенью идёт часто дождь.
Дождик льётся целый день,
Ну, а нам играть не лень!
Давайте поиграем с дождиком.
Дети встают в круг. В центре круга стоит ребёнок – «Дождик». Дети поют русскую народную закличку («Музыкальная палитра», 4/ 2005, стр. 20):
Дождик, дождик, пуще! Поднимают руки вверх и встряхивают
кистями.
Дадим тебе гущи! Складывают ладошки «чашечкой» и
протягивают их вперёд.
Дадим тебе ложку, Пальцы правой руки сжимают в кулак,
4 раза вытягивают руку вперёд
и прижимают к груди.
Хлебай понемножку! Подносят кулачок ко рту – 2 раза –
«хлебают».
Кто под дождик попадёт, Хлопают в ладоши.
С дождиком плясать пойдёт! Ударяют ладошками по коленям.
Дети разбегаются, «Дождик» старается их догнать и поймать. Пойманные произвольно пляшут вместе с «Дождиком».

7. Итог занятия.
Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

Вот и прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я!
Педагог показывает «лесенку» правой рукой (поступенечное распевание).
- А теперь попрощаемся ручками.
Отхлопывание ритмического рисунка слова.
Дети выполняют все действия по образцу.
Занятие № 2 «Осень» (продолжение)
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются (играет спокойная музыка).
Качая руками вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!».
С концом последней фразы нужно выбрать себе партнёра и притянуть его за руку к себе.
Играет танцевальная музыка – дети «пляшут» в парах

2. Креативный тренинг.
- А теперь ребятки послушайте загадку:

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?
- Осенью.

Игра «Подбери действие» (закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, обогащать словарный запас детей на тему «Осень», развивать фразовую речь, мышление).

- Ребята, осень мне подарила волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идёт и т. д.
Урожай осенью – Урожай осенью убирают.
Птицы осенью – Птицы осенью улетают.
Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3. Игрогимнастика.
- А теперь, вокруг себя ты обернись и в листочек превратись (дети с закрытыми глазами кружатся – «превращаются в листики»).
Игра «Осенние листочки» (развитие слухового восприятия, воображения, выразительности движений).

Дети с листочками в руках стоят в кругу, играет медленная музыка, педагог произносит стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

4. Пальчиковая гимнастика.
Игра «Осенний букет» (развитие координации речи и движений, мелкой моторики).
- Ребята, давайте соберём осенний букет (дети проговаривают слова вместе с логопедом).
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимать и разжимать кулачки.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба Загибать поочерёдно пальцы.
Мы соберём,
В вазу осенний
Букет отнесём. Сжимать и разжимать кулачки.

5. Игрогимнастика.
- Ребята, давайте отправимся в лес. Полетим мы туда на самолёте.
«Полетаем на самолёте» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия).
Дети выполняют движения под музыку (Заводят моторы самолётов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.)
- Вот мы и прилетели!

6. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
- Давайте подышим лесным воздухом.
«Вдыхаем запах леса» (развитие диафрагмального дыхания).

Под музыкальное сопровождение спокойного характера на 2 четверти дети делают вдох, руки вверх, затем выдох, руки вниз.

7. Игрогимнастика.
- Поднялся ветер и лес зашумел.
«Лес шумит» (развитие пластики, слухового внимания, обучение регулированию мышечного тонуса, автоматизация звука [ш] в речи детей).

Педагог говорит: «Лес шумит!» - дети поднимают руки вверх и произносят звук [ш] (играет спокойная музыка).
Через некоторое время педагог подаёт другую команду: «Лес уснул!». Музыка замолкает, дети садятся на корточки, «засыпают».
Игра повторяется несколько раз.

8. Игроритмика.
- Утих ветер, лес успокоился. Давайте поиграем на лесной полянке.

Игра «Жмурки» (развитие речевого внимания, координации движений в соответствии с музыкой).
Дети садятся в круг на ковре. Взрослый ходит с закрытыми глазами и говорит:
По полянке я хожу,
Я детей не нахожу,
Станет музыка играть –
Выйдут детки танцевать!
Играет ритмичная музыка, дети выходят танцевать («Танец Утят»).

9. Итог занятия.
Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).
Вот и прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я!
Педагог показывает «лесенку» правой рукой (поступенечное распевание).
- А теперь попрощаемся ручками.
Отхлопывание ритмического рисунка слова.
Дети выполняют все действия по образцу.
Занятие № 3 «Осень. Дикие животные.»
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Креативный тренинг.
- А теперь ребятки послушайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я - …
- Осень.

Игра «Подбери признак» (закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, обогащать словарный запас детей на тему «Осень», развивать фразовую речь, мышление).

- Ребята, осень мне подарила волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (какие?) – Листья осенью желтые, красные и т. д.
Дождь осенью – Дождь осенью моросящий, затяжной, холодный и т. д.
Урожай осенью – Урожай осенью созревший.
Деревья осенью – Деревья осенью разноцветные, золотые, голые.
Солнце осенью – Солнце осенью тусклое и т. д.
Погода осенью – Погода осенью пасмурная, холодная и т. д.

3. Вокальное музицирование.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в листочки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в листики»).

Песня «Осенних листочков».
1). Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – улетели.
2). Улетели, закружились,
С ветерком мы подружились.
А потом слегка устали,
На дорожках задремали.
3). Но подул осенний ветер
И забыли мы о лете.
Вслед за журавлиной стаей
Улетаем, улетаем.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

4. Пальчиковая гимнастика.
Игра «Осенний букет» (развитие координации речи и движений, мелкой моторики).
- Ребята, давайте соберём осенний букет (дети проговаривают слова вместе с логопедом).
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимать и разжимать кулачки.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба Загибать поочерёдно пальцы.
Мы соберём,
В вазу осенний
Букет отнесём. Сжимать и разжимать кулачки.

5. Игрогимнастика.
- Ребята, давайте отправимся в лес. Полетим мы туда на самолёте.
«Полетаем на самолёте» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия, автоматизация звука [р]).
Дети выполняют движения под музыку (Заводят моторы самолётов – «др….», вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.)

- Вот мы и прилетели!

6. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
- Давайте подышим лесным воздухом.
«Вдыхаем запах леса» (развитие диафрагмального дыхания).
Под музыкальное сопровождение спокойного характера на 2 четверти дети делают вдох, руки вверх, затем выдох, руки вниз.

7. Игрогимнастика.
- Поднялся ветер и лес зашумел.
«Лес шумит» (развитие пластики, слухового внимания, обучение регулированию мышечного тонуса, автоматизация звука [ш] в речи детей).

Педагог говорит: «Лес шумит!» - дети поднимают руки вверх и произносят звук [ш] (играет спокойная музыка).
Через некоторое время педагог подаёт другую команду: «Лес уснул!». Музыка замолкает, дети садятся на корточки, «засыпают».
Игра повторяется несколько раз.

8. Креативный тренинг.
Отгадывание загадок (развитие слухового внимания, мышления, смекалки, автоматизация звука [ф]).
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл на полянку (кукла-ёжик).
- Я лесной весёлый ёж – ф, ф, ф.
На колючку я похож – ф, ф, ф.
- Давайте пофыркаем как ёжик (дети фыркают).
- Ребята, а ёжик знает много загадок про лесных жителей и хочет вам их загадать.
- Летом шубку серую,
А зимою – белую
Носит попрыгайчик,
Боязливый …..
(зайчик)
- Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая …..
(лисица)
- Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвёт?
Кто душистый любит мёд?
(медведь)
- Кто зубами щёлк да щёлк?
У деревни бродит ….
(волк)
9. Игрогимнастика.
Игра «Изобрази» (развитие пластики, координации движений в соответствии с музыкой).
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А сейчас поиграем в игру «Изобрази». Будем изображать тех животных, про которых ёжик загадывал нам загадки.
Дети под музыкальное сопровождение бегут на носочках по кругу, по команде взрослого «Волк (Лиса, Медведь, Заяц)» изображают соответствующее животное.

9. Игроритмика.
- А теперь ёжик хочет поиграть ещё в одну игру.

Игра «Жмурки» (развитие речевого внимания, координации движений в соответствии с музыкой).
Дети садятся в круг на ковре. Взрослый ходит с закрытыми глазами и говорит:
По полянке я хожу,
Я детей не нахожу,
Станет музыка играть –
Выйдут детки танцевать!

Играет ритмичная музыка, дети выходят танцевать («Танец Утят»).

9. Итог занятия.
- Ребята, пора отправляться домой. Полетим на самолёте.
Игрогимнастика «Полетаем на самолёте» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия, автоматизация звука [р]).

Дети выполняют движения под музыку (Заводят моторы самолётов – «др….», вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.)

- Вот мы и прилетели!

Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).
Занятие № 4 «Осень. Дикие животные.»
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Креативный тренинг.
- А теперь ребятки послушайте загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
- Осенью.

Игра «Приметы осени» (закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, обогащать словарный запас детей на тему «Осень», развивать фразовую речь, мышление).

- Ребята, давайте вспомним, какие приметы осени вы знаете.
• На улице стало холодно.
• Солнце светит мало, прячется за тучи.
• Tучи на небе серые, темные, синие.
• Часто идет дождь.
• На дорогах лужи.
• Листочки опадают с деревьев.
• Листопад на улице.
• Деревья стоят голые.
• Травка пожелтела.
• Птицы улетают в теплые края.
• Звери готовятся к зиме.

3. Вокальное музицирование.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в листочки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в листики»).

Песня «Осенних листочков».
1). Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – улетели.

2). Улетели, закружились,
С ветерком мы подружились.
А потом слегка устали,
На дорожках задремали.

3). Но подул осенний ветер
И забыли мы о лете.
Вслед за журавлиной стаей
Улетаем, улетаем.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

4. Пальчиковая гимнастика.
Игра «Осенний букет» (развитие координации речи и движений, мелкой моторики).
- Ребята, давайте соберём осенний букет (дети проговаривают слова вместе с логопедом).

Раз, два, три, четыре, пять – Сжимать и разжимать кулачки.
Будем листья собирать.
Листья берёзы, Загибать поочерёдно пальцы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём,
В вазу осенний
Букет отнесём. Сжимать и разжимать кулачки.

5. Игрогимнастика.
- Ребята, давайте отправимся в лес.
Динамическое упражнение «Прогулка» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия).

1, 2, 3, 4, 5 – Обычная ходьба.
В лес отправимся гулять.
По извилистым тропинкам Ходьба «змейкой», взявшись за руки.
Потихоньку мы пойдём.
Может быть, и под осинкой Присели, заглядываем под листочек.
Сладку ягодку найдём.
На носочки дети встали, Бег на носочках.
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём, Ходьба на пятках.
Через мостик перейдём. Идём по «мостику».
Где ты прячешься, грибок? Остановиться, развести руки.
Полезай-ка в кузовок.

6. Вокальное музицирование «В гости к детям гриб пришёл»
К детям в гости гриб пришёл!
Это очень хорошо!
О себе, гриб, расскажи,
Как растёшь ты – покажи!
Был я маленький такой,
Вот такой, вот такой!
А теперь я стал большой,
Вот какой, вот какой!
Я качаю головой –
Вот какой, вот какой!
Помашу я вам рукой –
Вот какой, вот какой!
Топать буду я ногой –
Вот какой, вот какой!
Стану сразу я большой –
Вот какой, вот какой!

6. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Ветер и листья».
- Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносить звук «Ф». Затем на одном выдохе произносить несколько раз звук «П», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускать руки вниз – «листья опадают».

7. Креативный тренинг.
Игра «Эхо».
- Ребята, отгадайте загадку:
На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … (эхо).

- Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.

Собирайся, детвора! ..... ра-ра
Начинается игра ..... ра-ра
Да ладошек не жалей ..... лей-лей
Бей в ладошки веселей ..... лей-лей
Сколько времени сейчас ..... час-час
Сколько будет через час ..... час-час
И неправда: будет два ..... два-два
Думай, думай голова ..... ва-ва
Вы хорошие всегда ..... да-да
Или только иногда ..... да-да
Не устали отвечать ..... чать-чать
Разрешаю помолчать.

Беседа.
- Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили.
Почему никого не видели? (Звери готовятся к зиме).
- А как готовятся к зиме медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)
А про ежика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)
Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи, грибы, несет в дупло)
Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)

8. Игрогимнастика.
Игра «Изобрази» (развитие пластики, координации движений в соответствии с музыкой).
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А сейчас поиграем в игру «Изобрази». Будем изображать животных, про которых я загадаю вам загадки.

В дупле живёт, да орешки грызёт. (белка)

Под соснами, под ёлками,
Лежит мешок с иголками. (ёжик)

Кто всех пугается, под кустом спасается? (заяц)

Под кустом, под кустом,
Кто-то с рыженьким хвостом. (лиса)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)

9. Игроритмика.
- А теперь давайте поиграем ещё в одну игру.
Игра «Жмурки» (развитие речевого внимания, координации движений в соответствии с музыкой).

Дети садятся в круг на ковре. Взрослый ходит с закрытыми глазами и говорит:
По полянке я хожу,
Я детей не нахожу,
Станет музыка играть –
Выйдут детки танцевать!

Играет ритмичная музыка, дети выходят танцевать («Танец Утят»).

9. Итог занятия.
- Ребята, пора отправляться домой. Полетим на самолёте.

Игрогимнастика «Полетаем на самолёте» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия, автоматизация звука [р]).

Дети выполняют движения под музыку (Заводят моторы самолётов – «др….», вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.)

- Вот мы и прилетели!

Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).
Занятие № 5 "Звери в осеннем лесу»
1. Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

Отгадайте загадку: Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
(осенью)

2. Вокальное музицирование.
Песня об осени.
Педагог предлагает отправиться в лес.

3. Динамическое упражнение «Прогулка» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия).
1, 2, 3, 4, 5 – Обычная ходьба.
В лес отправимся гулять.
По извилистым тропинкам Ходьба «змейкой», взявшись за руки.
Потихоньку мы пойдём.
Может быть, и под осинкой Присели, заглядываем под листочек.
Сладку ягодку найдём.
На носочки дети встали, Бег на носочках.
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём, Ходьба на пятках.
Через мостик перейдём. Идём по «мостику».
Где ты прячешься, грибок? Остановиться, развести руки.
Полезай-ка в кузовок.

4. Вокальное музицирование. «В гости к детям гриб пришёл»
К детям в гости гриб пришёл!
Это очень хорошо!
О себе, гриб, расскажи,
Как растёшь ты – покажи!
Был я маленький такой,
Вот такой, вот такой!
А теперь я стал большой,
Вот какой, вот какой!
Я качаю головой –
Вот какой, вот какой!
Помашу я вам рукой –
Вот какой, вот какой!
Топать буду я ногой –
Вот какой, вот какой!
Стану сразу я большой –
Вот какой, вот какой!

5. Упражнение на развитие тембрового слуха и регуляцию мышечного тонуса.
Отгадайте загадку: Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
Еле ноги уволок
От собак матёрый …. (волк)

Педагог предлагает детям напугать волка.
На музыку в высоком регистре они маршируют, громко хлопая в ладоши над головой; в низком - двигаются на пятках, руки за спиной.

6. Упражнение для развития чувства темпа и ритма «Зайцы».
Отгадайте загадку:
Прыгун-трусишка,
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета –
На зиму и лето. (заяц)

Под музыку дети имитируют движения:
- прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
- прыжки на правой и левой ногах;
- прыжки – ноги в стороны – вместе, три хлопка.

7. Упражнение для развития координации слова с движением.
Отгадайте загадку: Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

Педагог: Дети:

Медвежата в чащи жили Переступают с ноги на ногу, выполняют
Головой они крутили. Вот так! повороты головой вправо – влево.

Медвежата мед искали, Наклоны корпусом вправо - влево
Дружно дерево качали. Вот так!

Вперевалочку ходили Переступают с ноги на ногу, наклоны
И из речки воду пили. Вот так! вперед.
А потом они плясали, Поднимают ноги в стороны.
Лапы выше поднимали . Вот так!

8. Игра-инсценировка на пропевание гласных и согласных в слогах «Вот идет лиса» (муз. И. Юдиной)
Отгадайте загадку: Ходит по лесу она,
Щурит хитрые глаза,
Ищет, чем бы поживиться.
Это хитрая … (лисица)

Са – са – са, вот идет лиса!
Сы – сы – сы, хвост красивый у лисы.
Со – со – со, вот возьму я колесо!
Су – су – су, и поймаю я лису!
Са – са – са, я лисанька – краса!
Сы – сы – сы, лучше спрячусь я в кусты
Со – со – со, ну – ка, брось - ка колесо!
Су – су – су, не поймать тебе лису!

Дети, стоя в кругу, пропевают песню, обыгрывая ее содержание. В центре круга – лиса, за кругом охотник. В конце распевки все дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А охотник догоняет лису, бегая за ней через круг.

9. Игра «Жмурки» (развитие речевого внимания, координации движений в соответствии с музыкой).
Дети садятся в круг на ковре. Взрослый ходит с закрытыми глазами и говорит:
По полянке я хожу,
Я детей не нахожу,
Станет музыка играть –
Выйдут детки танцевать!

Играет ритмичная музыка, дети выходят танцевать («Танец Утят»).

10. Итог занятия.
- Ребята, пора отправляться домой. Полетим на самолёте.

Игрогимнастика «Полетаем на самолёте» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия, автоматизация звука [р]).

Дети выполняют движения под музыку (Заводят моторы самолётов – «др….», вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.)

- Вот мы и прилетели!

Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).
Занятие № 6 «Прогулка в осеннем лесу»
1. Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Вокальное музицирование.
Какое сейчас время года? – осень. А какие песни про осень вы знаете? Спойте их.
Песня об осени.
Педагог предлагает отправиться в лес.

3. Динамическое упражнение «Прогулка» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия).
1, 2, 3, 4, 5 – Обычная ходьба.
В лес отправимся гулять.
По извилистым тропинкам Ходьба «змейкой», взявшись за руки.
Потихоньку мы пойдём.
Может быть, и под осинкой Присели, заглядываем под листочек.
Сладку ягодку найдём.
На носочки дети встали, Бег на носочках.
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём, Ходьба на пятках.
Через мостик перейдём. Идём по «мостику».
Где ты прячешься, грибок? Остановиться, развести руки.
Полезай-ка в кузовок.

4. Вокальное музицирование.
Давайте покажем, как растут грибы.

«В гости к детям гриб пришёл»
К детям в гости гриб пришёл!
Это очень хорошо!
О себе, гриб, расскажи,
Как растёшь ты – покажи!
Был я маленький такой,
Вот такой, вот такой!
А теперь я стал большой,
Вот какой, вот какой!
Я качаю головой –
Вот какой, вот какой!
Помашу я вам рукой –
Вот какой, вот какой!
Топать буду я ногой –
Вот какой, вот какой!
Стану сразу я большой –
Вот какой, вот какой!

Праздник осенью в лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.

Песня «Мы листочки»

Пока вы пели, прибежал ёжик. Он хочет рассказать вам про себя стишок.

5. Массаж лица «Ёжик».
Дети сначала проговаривают стихотворение, а потом с движениями.

Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа.
(слегка касаясь пальцами, провести по лбу)

Жу-жу-жу – подошли мы к ежу.
(слегка касаясь пальцами, провести по щекам)

Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа.
(приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк. И растереть лоб движениями в стороны - вместе)

Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок.
(кулачками массировать крылья носа)

6. Упражнение на развитие тембрового слуха и регуляцию мышечного тонуса.
Ёжик знает много загадок и разных игр. Хотите с ним поиграть?

Отгадайте загадку: Кто зубами щёлк да щёлк?
У деревни бродит …. (волк)

Педагог предлагает детям напугать волка.
На музыку в высоком регистре они маршируют, громко хлопая в ладоши над головой; в низком - двигаются на пятках, руки за спиной.

7. Упражнение для развития чувства темпа и ритма «Зайцы».
Отгадайте загадку: Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору … (заяц)

Под музыку дети исполняют танец Зайчат (Енька).

8. Упражнение для развития координации слова с движением.
Отгадайте загадку: Зверь большой, мохнатый,
Зиму в берлоге проводит,
А летом по лесу бродит … (медведь)

Педагог:
Медвежата в чащи жили Переступают с ноги на ногу, выполняют
Головой они крутили. Вот так! повороты головой вправо – влево.

Медвежата мед искали, Наклоны корпусом вправо - влево
Дружно дерево качали. Вот так!

Вперевалочку ходили Переступают с ноги на ногу, наклоны
И из речки воду пили. Вот так! вперед.
А потом они плясали, Поднимают ноги в стороны.
Лапы выше поднимали . Вот так!

9. Игра - инсценировка на пропевание гласных и согласных в слогах «Вот идет лиса» (муз. И. Юдиной)

Отгадайте загадку: Зверя нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей … (лисица)

Са – са – са, вот идет лиса!
Сы – сы – сы, хвост красивый у лисы.
Со – со – со, вот возьму я колесо!
Су – су – су, и поймаю я лису!
Са – са – са, я лисанька – краса!
Сы – сы – сы, лучше спрячусь я в кусты
Со – со – со, ну – ка, брось - ка колесо!
Су – су – су, не поймать тебе лису!
Дети, стоя в кругу, пропевают песню, обыгрывая ее содержание. В центре круга – лиса, за кругом охотник. В конце распевки все дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А охотник догоняет лису, бегая за ней через круг.

10. Игра «Жмурки» (развитие речевого внимания, координации движений в соответствии с музыкой).
Дети садятся в круг на ковре. Взрослый ходит с закрытыми глазами и говорит:
По полянке я хожу,
Я детей не нахожу,
Станет музыка играть –
Выйдут детки танцевать!

Играет ритмичная музыка, дети выходят танцевать («Танец Утят»).

11. Итог занятия.
- Ребята, пора отправляться домой. Полетим на самолёте.

Игрогимнастика «Полетаем на самолёте» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия, автоматизация звука [р]).

Дети выполняют движения под музыку (Заводят моторы самолётов – «др….», вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.)

- Вот мы и прилетели!

Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логоритмического занятия для детей старшей группы с ЗПР и ОНР Конспект НОД в младшей группе по логоритмике Конспект логоритмического занятия «Снеговик». Старшая группа Логоритмическое занятие для детей старшей группы на зимнюю тему. Конспект
Участник №47 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников | Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Зима"
Опубликовано: 2955 дней назад (20 ноября 2016)
Просмотров: 14315
+6
Голосов: 6
Алла Ивановна Ефимова # 20 ноября 2016 в 10:39 0
Спасибо за шикарную разработку.
Хорошая получилась подборка.
Материала много, он разнообразен.
Удачи и голос.
Вера Александровна Орехова # 20 ноября 2016 в 21:15 0
Марина Алексеевна, спасибо за приглашение.
Интересный, полезный и познавательный материал вы представили.
Замечательная подборка игр!
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 21 ноября 2016 в 12:40 0
Марина Алексеевна, материал, который вы разработали прекрасный! Столько игр и упражнений каждый день - это просто здорово.
Снежана Анатольевна Колесникова # 29 ноября 2016 в 20:25 0
Спасибо за приглашение! Всегда с удовольствием знакомлюсь с Вашими работами
Получился замечательный цикл логоритмических занятий по теме "Осень". Собрали в него все, ничего не забыли.
Очень понравился подбор разных пальчиковых игр. В первом занятии мое внимание привлекла артикуляционная гимнастика.
Все занятия выполнены в абсолютной логической последовательности. Все задания взаимосвязаны друг с другом. Много загадок, упражнений для развития дыхания, пластики.
С удовольствием голосую +
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 декабря 2016 в 11:06 +1
Спасибо за приглашение! Материал очень хороший. Цель и задачи достигнуты! Голос!
Ольга Сергеевна Дьякова # 3 декабря 2016 в 09:55 0
Марина Алексеевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Почерпнула для себя много нового. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!