Этапы и содержание логопедической работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: формирование представлений у молодых педагогов о логопедической работе по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников.
Задачи:
1. Обозначить основные этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения.
2. Выявить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
3. Показать приёмы работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников.
Описание: Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. К одному из самых распространенных нарушений звукопроизношения у дошкольников относится нарушение свистящих звуков. Поэтому я решила в данной статье освятить этапы и содержание логопедической работы по преодолению нарушений свистящих звуков. Данный материал будет полезен начинающим логопедам.
Содержание
Логопедическую работу по преодолению нарушения свистящих звуков я начинаю с постановки и автоматизации звука [с]. После автоматизации этого звука ведется аналогичная работа по постановке и автоматизации звука [с'], затем со звуками [з, з'], а затем со звуком [ц].
Работа над каждым звуком ведется в следующей последовательности (О. В. Правдина, О. А. Токарева):
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука, формирование первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
На
подготовительном этапе проводится работа по следующим направлениям:
- подготовка органов артикуляционного аппарата для постановки звука;
- развитие фонематического слуха.
Для развития артикуляционного аппарата детей имеющих нарушения в произношении свистящих звуков были разработаны определённые комплексы артикуляционных гимнастик. Каждый комплекс обязательно содержит упражнения для губ, языка и упражнения для выработки воздушной струи.
Чтобы заинтересовать ребёнка, заставить его выполнять одно и то же к каждому комплексу придумывается определённый сюжет, на каждое занятие приходит какой-то гость, который просит ребёнка что-то сделать, устраиваются соревнования. Например, на одно из занятий пришёл Незнайка и принёс с собой картинки (дети эти картинки уже видели). Мы их с детьми дружно рассмотрели и сказали, что мы можем рассказать и показать по этим картинкам небольшое стихотворение. Пример такого стихотворения приводится ниже.
Раз – мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем.
(открывают широко рот и закрывают его)
Два – подуем в дудочки,
Губки, словно трубочки.
(тянут губы вперёд «хоботком»)
Три – на губки посмотри,
Улыбаемся на «три».
(широко улыбаются, растягивая губы)
На четыре – ротик шире.
Барабаним на «четыре».
(держат рот широко открытым, стучат языком по верхней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д-д»)
Пять – откроем рот опять,
Нужно губки облизать.
(открывают рот, улыбаются, широким языком облизывают верхнюю губу)
Шесть – почистим наше нёбо,
Нёбо чистым стало чтобы.
(широко открывают рот, проводят широким языком вперёд-назад по нёбу)
Семь – мы звонко будем цокать.
Так стучит копытцем лошадь.
(рот широко открыть, улыбнуться, медленно щёлкать языком)
Восемь – к нам приходит осень.
Вырос гриб на счёте «восемь».
(широко открывают рот и улыбаются, присосать язычок к нёбу и не отрывать его)
Девять – сделай-ка гармошку,
Поиграй на ней немножко.
(раскрывают рот и улыбаются, присосать язычок к нёбу и не отрывать его, опускать и поднимать нижнюю челюсть)
Десять – можно поболтать,
Поболтать и не устать.
(широко открывают рот, «болтать» языком, проводя им вперёд-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл … »)
Развитие фонематического слуха происходит так же в игровой форме. Для этого так же используются различные игры.
Например, игра «Топай, не зевай». Логопед называет разные звуки (слоги, слова), а ребёнок должен топнуть ногой, если услышит звук [с]. А для звука [з] мы играли в игру «Поймай комара» - ребёнок должен был хлопнуть в ладоши, если услышит звук [з], который любит петь комар (логопед произносит сначала звуки, а затем слоги).
Этап постановки звука, формирования первичных произносительных умений и навыков предусматривает:
- постановку звука;
- автоматизацию поставленного звука;
- дифференциацию схожих звуков, если это было необходимо.
С некоторыми детьми постановка звука проводится способом подражания:
- с введением игровых приёмов (насосом накачаем колесо «с-с-с», паровоз при остановке «тс-ц-ц», комарик поёт песенку «з-з-з»);
- с применением моделей (ребёнку показываются модели необходимых звуков, которые рассматривались и объяснялись; затем ребёнок по показу логопеда принимал нужную артикуляционную позу и старался произнести нужный звук).
У некоторых детей при постановке свистящих звуков приходится использовать механический способ (использование логопедических зондов).
Для этого способа очень важно обыграть ситуацию, чтобы ребёнок не испугался и не отказался от занятия. В этой ситуации на занятие приходил гость (сказочный герой), играл с ребёнком в разные игры. Затем он показывал свои «волшебные ложечки», которые помогли ему правильно научиться говорить. Ребёнку показывались все зонды, он мог их потрогать, рассмотреть и только потом гость просил логопеда помочь поиграть с ними. В данной ситуации ребёнок уже включился в игру, и ему было интересно посмотреть как с этими «ложечками» можно играть.
Автоматизация поставленных звуков проводится в соответствии с принципом «от простого к сложному». Сначала поставленный звук автоматизируется в слогах, затем в словах и предложениях, а затем в связной речи.
Этот процесс так же проходит в игровой форме.
Например, при автоматизации звука [з] гостем был Комарик, который играл с ребятами в такие игры как:
- «Дорожки» (Ребёнку показывалась картинка. «Лети» вместе с комариком (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: З-З-З. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сделай вдох через нос и на выдохе произноси: З-З-З. Куда привела красная дорожка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: З-З-З.).
- «Эхо» (Комарик заблудился в лесу. Он поёт свою песенку, а эхо ему отвечает (ребёнок выполняет роль «Эхо»). Комарик поёт: «За» - ребёнок отвечает: «За-за-за». Аналогично проигрываются другие слоги).
- «Повторялки» (Ребёнку показываются картинки с комарами разного цвета. Сейчас каждый комарик споёт тебе песенку, а ты постарайся запомнить и повторить её точь-в-точь. Песня зелёного комара самая сложная! Красный комар поёт: за-зу-зы, синий – зо-зу-за, а зелёный – зу-за-зо-зы.).
- «Подарки» (Ребёнку предлагался ряд картинок, среди которых он должен отобрать те, в названии которых есть звук [з] и чётко произнести название этих картинок.)
- «Придумай предложение» (Ребёнку предлагали набор сюжетных картинок и просили придумать предложение по этой картинке.).
Дифференциация звуков проводилась в следующей последовательности:
- дифференциация звуков [с] – [с'];
- дифференциация звуков [з] – [з'];
- дифференциация звуков [с] – [з];
- дифференциация звуков [с] – [с'];
- дифференциация звуков [с] – [ц];
Дифференциация звуков проходила так же в игровой форме и в соответствии с принципом «от простого к сложному». Использовались различные персонажи, игры, наглядный материал.
Так, например, при дифференциации звуков [с] – [ц] в гости к детям приходили Насос и Кузнечик (картинки). Сначала дети пели с гостями «Песенки». Насос просил спеть свою песенку – «ссс», этот звук можно тянуть. А затем пели песенку Сверчка – «ц-ц-ц», этот звук тянуть нельзя, он произносится отрывисто.
Потом предлагалось поиграть в игру «Кто поёт?». Логопед произносил слоги: са, со, ца, су, цу, цы, цо, со, сы, цы. Дети отгадывали, чья это песенка и показывали соответствующую картинку (Насоса или Сверчка).
Далее Насос и Кузнечик просили разрешить их спор, в котором они не могли поделить подарки (игра «Подарки»). Дети отбирали картинки со звуком [ц] и, проговаривая название картинки, отдавали её Кузнецу, а картинки со звуком [с] – Насосу.
После этой игры играли в «Эхо». Надо было повторить пары слов:
- сел – цел, сок – цок, сцены – стены, цвет – свет, цветик – светик.
Затем детям предлагалось рассказать гостям «Что где находится?» (по картинкам):
- салат находится в салатнице;
- мыло лежит в мыльнице;
- салфетки ставят в салфетницу;
- сахар насыпают в сахарницу и т. д.
На этапе
формирования коммуникативных умений и навыков у детей формировалось умение безошибочно употреблять звук во всех ситуациях общения.
На занятиях мною широко использовались различные тексты. Например, «гость» устраивал «Конкурс чтецов», на котором читались стихи, которые учили дети при автоматизации данного звука.
Так же использовались различные задания творческого характера. Например, «гость» приносил на занятие сюжетную картинку и просил придумать по ней рассказ (на картинке было изображено много предметов, в названии которых встречается, например, звук [с], в разных позициях).
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе с отработкой нового шло частичное повторение материала предыдущего этапа. Для этого использовалась новая игровая ситуация.
Так, например, на одном из занятий при автоматизации звука [с] в словах использовалась игра «Эхо» - ребёнок должен был за логопедом повторить слова. А на другом занятии эти же слова отрабатывались с помощью картинок. В этом случае ребёнку предлагались такие задания:
- назови картинки;
- найди, покажи и назови животное, оружие, рыбу, птицу, первое блюдо, молочный продукт;
- отгадай загадку и найди отгадку среди картинок и др.
Или, например, на этапе автоматизации звука [з] в предложении с детьми заучивались определённые чистоговорки, стихи. А на этапе автоматизации звука [з] в связной речи дети читали эти стихи и чистоговорки на «конкурсе чтецов».
Рекомендуем посмотреть:
Закрепление речевого материала по лексической теме «Новый год» с детьми подготовительной группы
Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности
Советы учителя-логопеда для родителей
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР