"Быть мамой - моя новая профессия". Кафедра грамотного материнства. Конспект занятия
Автор-составитель Белова О.П., педагог-психолог МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №170».
Описание работы.
Конспект занятия педагога-психолога с мамочками младшей группы детского сада. Занятие проводится в форме лекции с элементами тренинга.
Цели и задачи:
-
просветительская: психологическое просвещение по теме эмоционального выгорания и способов его преодоления;
-
консультативная: предоставление обратной связи на возникающие у родителей вопросы;
-
терапевтическая: в ходе тренинговых элементов проработка личностных ситуаций;
-
социально-значимая: налаживание эмпатийного отношения между родителями младшей группы.
Оборудование и используемые материалы: магнитофон с записью классической музыки, лекционный материал на тему «Эмоциональное выгорание матерей», набор психологических карт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Сокровищница жизненных сил», буклеты на тему «Есть такая профессия – МАМА», карточки с разными высказываниями детей из рубрики «Говорят дети», клубок.
Ход занятия
Организационный момент. В центре кабинета ставится столик, на который раскладываются психологические карты «Сокровищница жизненных сил». Вокруг ставятся стульчики по числу участников. Перед началом занятия включается не громкая спокойная инструментальная музыка (подборку произведений лучше сделать самостоятельно).
1.
Приветствие.
«Здравствуйте, уважаемые мамочки! Мы сегодня собрались здесь в тесном кругу для интересной совместной работы, которая должна принести нам всем пользу. Для начала представимся. Мы будем передавать по кругу клубочек, называя при этом своё имя. И так как тема нашей встречи связана с материнством, я хочу, чтобы Вы сказали, какие качества Вы развили в себе, став матерью. Начнём с меня. Меня зовут Ольга Петровна, я мама 7-летней дочери. Став мамой, я научилась беспокоится и заботится в первую очередь не о себе, а о своём ребёнке. До рождения дочери мне был присущ эгоизм.»
Далее клубок передаётся по кругу и все участники называют своё имя и описывают те качества, которые стали им присущи уже в материнстве.
2.
Вступительное слово перед лекционным блоком.
В жизни каждому что-то ведь надо,
Счастье, учёба, работа и дом.
Но есть такая профессия – мама,
По всему миру таких миллион!...
(автор Анютка)
3.
Лекционный блок. «Эмоциональное выгорание у матерей».
Итак, став мамой, женщина «выходит на работу», где нет ни отпуска, ни больничных, ни выходных и т.д. Мало того, эта работа круглосуточная, 7 дней в неделю, 12 месяцев в году. Первые годы жизни ребёнок нуждается в маме как ни в ком на свете. На маму ложится вся тяжесть ответственности. И как печально, когда рядом не оказывается помощников. А ведь это не редкость. В таких случаях чаще можно говорить о таком понятии как «эмоциональное выгорание».
Что же это такое?
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений). Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью (Википедиа).
Причины эмоционального выгорания:
-постоянный контакт с ребёнком;
-постоянные ответственность и контроль;
-мультизадачность;
-отсутствие поддержки и помощи, а чаще ещё и критика и советы;
-также способствуют выгоранию недостаток сна, неполноценное питание, отсутствие общения с прежним кругом людей (коллеги и прочие), проблемы со здоровьем (как мамы, так и ребёнка), семейные, бытовые, финансовые проблемы.
Какими же способами молодой маме можно преодолеть это состояние и вернуть себе прежний эмоциональный комфорт?
Рецептов много. Нужно выбрать для себя оптимальный, который станет доступным и финансово и физически.
В первую очередь, нужно осознать прописную истину: «Счастлива мама – счастлив ребёнок». Уделять себе любимой несколько раз в день по несколько минут для принятия ванны, косметических процедур (огуречные маски никому не навредят), прослушивание любимой музыки и т.д.
Лично меня спасало вязание. В декрете я научилась вязать крючком. Огромное спасибо интернет-ресурсам с видеоуроками. Теперь мне по плечу не только шапочки-носочки, но даже игрушки.
Кого-то привлекает кулинария, кого-то пение… Вспомните, что вам нравилось раньше. Может, взять краски и порисовать?
А ещё многие психологи советуют увеличить физические нагрузки, как ни странно в данной теме это прозвучит. Имеется в виду занятия на спорт площадках, пробежки или, может быть, танцы в собственной квартире. Совет банальный, но очень действенный, поверьте! При физических нагрузках в организме человека вырабатываются определённые гормоны, которые отвечают за улучшение настроения.
Также иногда стоит задуматься, может, сделать небольшую передышку в повседневных бытовых заботах? Устроить день без уборки, к примеру. Когда-то ещё в университете, в студенческие годы, мне наша заведующая кафедрой предложила не глядя выбрать магнитик в подарок. Он до сих пор висит на холодильнике. Надпись на нём такая: «Хорошо может выглядеть что-то одно – либо мой дом, либо я». Стоит иногда вспоминать это высказывание.
Прогулки на свежем воздухе, созерцание прекрасного также благоприятно влияет на наше эмоциональное состояние.
4.
Тренинговая часть.
Работа с психологическими картами Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Сокровищница жизненных сил».
Все мы в какой-то степени бываем эмоционально истощены. Возможно, и в данную минуту кто-то переживает о некой не решённой проблеме. Я предлагаю Вам сейчас обратить внимание на разложенные перед Вами карты, собраться с мыслями и подумать о той ситуации, которую Вы бы хотели решить или исправить. Или, может быть, Вам предстоит начать какое-то новое дело… Закройте глаза и мысленно спросите себя: какая Сила может мне в этом помочь? Доверьтесь своей руке и выберите одну карту.
После выбора карт участники ознакамливаются с их содержанием, по очереди читают свою карту и делятся своими мыслями и чувствами, возникшими после прочтения.
Даётся обратная связь, как психологом, так и участниками группы, если, конечно, у них появляется такое желание.
5.
Юмористическая минутка.
Участникам раздаются карточки с высказываниями детей из рубрики «Говорят дети»». Они по очереди зачитывают высказывания. Настроение у всех поднимается.
Примеры карточек:
(Вариантов много, можно подобрать себе по душе).
6. Рефлексия.
Подводя итоги занятия, хотелось бы получить от Вас обратную связь. Скажите о своих впечатлениях о проведённом занятии, что Вы для себя почерпнули из него, может быть, у кого-то есть пожелания и запросы для следующих встреч.
Участники по очереди передают клубочек и делятся своими впечатлениями.
Я в свою очередь говорю огромное спасибо за то, что нашли время прийти на занятие, и надеюсь, что провели это время с пользой.
Участникам раздаются буклеты «Есть такая профессия – МАМА», которые они забирают с собой.
Данное занятие было успешно проведено. Желаю всем творческих успехов. Спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика
Как избежать синдром «сгорания»!
Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания замещающего родителя
Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений. Тренинг
Похожие статьи:
Темы родительских собраний в младшей группе детского сада на год
Первое родительское собрание во второй младшей группе в начале года по ФГОС
Родительское собрание во второй младшей группе. Кризис 3 лет
Родительское собрание во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков детей»
Родительское собрание во второй младшей группе. Детское питание