Педагогическая гостиная в детском саду. Пути взаимодействия воспитателей и родителей. «Два берега одной реки». Средняя группа
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
• Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
• Обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
• Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
• Развивать чувства родительской ответственности.
Форма проведения: родительское собрание в форме круглого стола с элементами тренинга.
Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.
Ход собрания:
1.
Знакомство
Цель: ближе познакомиться, узнать друг друга
Ход: Родители пишут на импровизированном бэйджике своё имя, прикалывают на одежду. Родители по очереди должны представиться, рассказать о себе.
2.
«Что в имени твоём?»
Цель: охарактеризовать своего ребёнка, используя прилагательное на первую букву имени ребёнка
Ход: Родители записывают прилагательное, которое, начинается с той же буквы, что и имя ребёнка. Могут приводить примеры, что имя ребёнка и характеризует ребёнка.
3.
Права ребёнка
Собери словосочетание
На столе в разброс расположены буквы, родители из этих букв должны составить словосочетание «Права ребенка».
Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».
Участники делятся на 2 группы, одна из которых представляет детей, другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу. Каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настоять на его изменении. Педагог-психолог регулирует дискуссию и фиксирует на листе ватмана принятые права.
Педагог-психолог. Мы убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания и соблюдения прав ребенка. Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые рекомендации, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка.
4.
Трудный глагол.
Цель: одним или двумя глаголами обозначить трудности в воспитании. Соотнести проблемы воспитателей («Говорю – не слышит», «зову – не идёт», «Прошу – не делает») с проблемами родителей.
Ход: родители пишут на клейких листочках свои глаголы и вывешивают их на доску, где уже на чаше весов висят глаголы воспитателей.
Практические советы: родители обозначили трудности, педагоги и психолог помогли практическими советами:
• Попросить повторить, что было ему сказано
• Проконтролировать, чтобы было выполнено
• Поступать аналогично (зовёт – не слышать, просит сделать – не делать)
• Не идти на поводу
• КОНТРОЛЬ требований
• Завоёвывать и устанавливать авторитет родителя – взрослого.
Слагаемых родительского авторитета много:
- Отношение в семье
- Мнение родителей друг о друге
- Мнение родителей о других родственниках и друзьях
- Поступки родителей
- Отношение родителей к другим людям вообще и к близким людям в частности. В том числе отношение к воспитателям. Не обсуждать при ребёнке, не критиковать.
- Отношение родителей к ребёнку и его друзьям
- ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИМЕРОМ СВОИХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ ДЛЯ РЕБЁНКА.
БУКЛЕТЫ
«Мы хотим, чтобы Вы знали своего ребёнка ещё и с педагогической точки зрения на его возрастные особенности. Поэтому приготовили для Вас буклеты, которые сейчас раздадим Вам.»
Вторая часть занятия
Упражнение «Проигрывание ситуаций».
Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации. (По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях).
Предложить родителям разрешить проблему как конфликтным, так и бесконфликтным способом. В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.
Ситуация 1.
Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным.
Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед родителем, раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая (ой!»
Ситуация 2.
Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на Ваш взгляд (возможно, это будет тот же способ).
Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается Ваше недовольство ребенком, раздражение.
Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей маме: «Мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу…». В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды.
Предложить свой способ реагирования в данной ситуации.
Вопрос родителям:
• Какие чувства у Вас возникли после выполнения упражнения?
Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания»
Цель: повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
Ошибка 1. «Всё будет по – моему!»
Этот стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, унижают, наказывают его, если они постоянно навязывают ему своё видение ситуации и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вредпроявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться
Ошибка 2. «Никаких поблажек!»
Детей надо воспитывать в строгости. Это неправильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается разрывом контактов с родителями.
Ошибка 3. «Если ты не…то я»
Порой родители играют на чувствах ребёнка: чувстве страха («Если не ляжешь сейчас же спать, я не буду тебя любить»). В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того, чтобы их выполнять.
Ошибка 4. «Сам вырастет!»
Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать.
Ошибка 5. «Чрезмерная опека»
Излишняя забота о ребёнке может привести к различным нарушениям его поведения. Ребёнку сложно будет общаться с ребятами, он не сможет сам принимать решения.
Ошибка 6. «Детей надо баловать»
Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева»: «Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило, это рецепт работает: если ребёнок растёт с уверенностью, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он превращается в эгоцентриста (все ему что – то должны).
Ошибка 7. «Родители – тоже люди!»
Многие родители могут позволить себе при случае сорваться на ребёнка: накричать на него и даже отлупить. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины от которого прямая дорога к психологическим комплексам.
Ошибка 8. «Кнут и пряник!»
На первый взгляд все ребёнку внушают, что если он будет вести себя хорошо, — получит «пряник», например ему что – нибудь купят, а если плохо – придётся терпеть лишения. В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски.
Мы, родители, отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же их не допускать!
Рефлексия
Родители по кругу обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии:
• Как вы себя чувствуете здесь и сейчас? (Высказывания родителей)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада
Родительское собрание в средней группе детского сада
Конспект родительского собрания в средней группе
Протокол родительского собрания в средней группе
Похожие статьи:
Первое родительское собрание в средней группе в начале учебного года
Родительское собрание в средней группе. Дополнительное образование в детском саду
Родительское собрание в средней группе. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»