Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра для детского сада «Календарь погоды»

Дидактическая игра для дошкольников 3-7 лет «Календарь погоды» своими руками
1 слайд
Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года и сезонных изменениях погоды. Я думаю в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался при изучении времён года к различным пособиям. Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Я не являюсь исключением и хочу предложить свой вариант использования такого пособия.
2 слайд
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Календарь погоды для малышей», которое сочетает в себе использование современных педагогических технологий - наглядное моделирование и элементов лепбука.
Надеюсь, что моя разработка будет интересна педагогам и родителям. Полифункциональность (сочетание в себе нескольких функций) пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми от 3 до 7 лет.
На сегодняшний день я веду педагогическую деятельность в группе смешанного типа вторая младшая - средняя группа. Поэтому расскажу, как я использую данное пособие с детьми младшего дошкольного возраста.
3 слайд
Главной целью пособия является – формирование и закрепление у детей знаний и представлений о временных и сезонных изменениях в природе.
С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:
Обучающие:
- знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в природе;
-знакомить с правилами поведения в природе;
- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
-создавать условия для ознакомления с цветом, формой и величиной;
- расширять и активизировать словарный запас детей по темам;
- стимулировать творческую активность детей.
Развивающие:
- развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе и делать простейшие обобщения;
- развивать устойчивый интерес к познавательной деятельности;
- развивать диалогическую форму речи во время рассматривания с опорой на модуль;
- развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, память, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение в процессе взаимодействия со сверстниками;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру природы.
4 слайд: описание дидактического пособия:
Для изготовления пособия мы использовали разнообразные материалы.
Основа пособия – оргалит, потолочная плитка, числовой и буквенный веер, который используется в начальной школе.
Сам модуль оформлен в виде грузовой машины, которая везёт разноцветные кубики. Кубики - это и есть кармашки, как основа для выполнения игровой задачи.
Свободное поле вокруг машины оформляется по теме «Время года» - зима (снежинки), осень (осенние листочки, ягодки, грибочки), весна (капельки), лето (солнышки и цветочки)…Верхняя часть пособия –разноцветные круги- использую в работе с детьми со среднего возраста по темам «Дни недели», «Признаки времени года».
Цвета кубиков и кругов над машиной используются в соответствии с цветами радуги, т.к. группа называется «РАДУГА». Знакомство детей с цветом, формой осуществляется в соответствии с возрастом и программой.
5 слайд
Инструменты для работы – лепестки веера, которые я разобрала по отдельности каждый. И в работе мы называем лепесток - Карточкой. На карточки наклеены картинки и схематичные изображения – сезонные признаки и сезонные явления природы. Карточки соответствуют временам года и разделены на условные обозначения: «Месяц», «День недели», «Температура воздуха на улице», «Ветер», «Облачность», «Осадки».
Ежедневно используются в игре карточки с обозначением месяца и дня недели. Эту работу провожу с детьми среднего возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста использую в работе карточки:
-с обозначением температуры воздуха на улице (с изображением градусников красного, синего, зеленого цвета);
Если красный градусник - это жарко, если синий - холодно, зеленый - тепло, серый – прохладно или около нуля.
-с обозначением силы ветра (летящий шарик и образ ветра);
Если сильный ветер-образ ветра, если слабый - шарик.
-с обозначением облачности (солнышко, солнышко и тучка, тучка );
-с обозначением осадков (снег, дождь, град);
-с обозначением явлений природы - листопад, снегопад, мороз, гололед, оттепель, метель …
6 слайд «Зимние (осенние, весенние, летние) явления природы».
Играя с развивающим пособием «календарь погоды», у детей вырабатываются навыки произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного и образного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, развивается речевое развитие, формируется навык рассказывания с опорой на наглядность.
7 слайд : дидактическая игра «Календарь погоды» включает в себя:
-ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
-расширение и обогащение словаря детей;
-ориентирование в пространстве;
-ознакомление с цветом, формой, величиной;
-развитие связной речи посредством наглядного моделирования;
-фиксирование своих наблюдений на модуле с помощью схематических изображений и картинок.
Практическая значимость дидактического пособия:
-доступность;
-мобильность;
-многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);
-возможность замены учебного материала;
-использование в качестве игровой и образовательной мотивации.
8 слайд: этапы работы с пособием «Календарь погоды»
Как и в любой дидактической игре, при проигрывании с использованием данного пособия, реализуется в несколько этапов.
1. Подготовительный этап.
- Наблюдения во время прогулки за сезонными изменениями в природе и природными явлениями.
- Постепенное введение и ознакомление с изображениями на карточках и названиями явлений природы.
2. Основной этап.
- Постановка дидактической задачи
- Игровая задача определяет игровые действия детей или ребенка
- Результат
9 слайд варианты использования дидактического пособия
Варианты использования пособия с детьми младшего дошкольного возраста:
«Найди нужную карточку», «Убери лишнюю карточку», «Расскажи о погоде по карточкам», «Прогноз погоды», «Что ты знаешь об этом?», «Что интересного ты заметил на улице?», «На что похожа эта картинка?», «Какой карточки не хватает?» и др.
Методические приемы работы с дидактическим пособием
Беседы, рассматривание, чтение стихов, сказок и рассказов о временах года, временных явлениях природы, составление коротких описательных рассказов о погоде по опорным карточкам, отгадывание загадок, дидактические упражнения. По заданию педагога или самостоятельно дети раскладывают карточки в кармашки.
10 слайд: вывод
Данное пособие – это совокупность дидактической и словесной игры. Поэтому данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.
Презентация на тему: Дидактическое пособие «Календарь погоды»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Многофункциональное игровое пособие для дошкольников своими руками Дидактическое пособие для детского сада «Туфельки поссорились, туфельки помирились» Дидактическое пособие «Умные бусы» для детей младшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие в средней группе ДОУ по сказкам Чуковского
Опубликовано: 895 дней назад (8 апреля 2019)
Просмотров: 2233
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!