Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Здоровьеформирующее пространство в дополнительном образовании. Доклад

Здоровьеформирующее пространство в дополнительном образовании
«…забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости воспитанников зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.


Актуальность.
Во многих мировых культурах принято при встречах приветствовать друг друга пожеланием здоровья.
Все мы родом из детства, и наше здоровье, и отношение к нему закладываются тоже в детстве. Модернизация современного образования направлена на развитие личностного потенциала ребёнка, как полноценного участника образовательного процесса, важнейшими характеристика которого являются: здоровье в самом широком смысле, творческая свобода, инициативность, активность, способность к саморазвитию. В последнее время сильно трансформировалось социальное ожидание общества и государства от образовательной системы. Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания, умения и навыки, то в настоящее время приоритетными являются поведенческие модели, направленные на умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве, вести здоровый образ жизни и тому подобное.

Правовые основы построения здоровьеформирующего пространства.
Разработка модели здоровьеформирующего пространства в учреждении дополнительного образования должна осуществляться с учётом индивидуального подхода к обучающимся и на основе законодательных правовых актов Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям и подросткам. На основе:
- Конституции Российской Федерации (с изменениями на 27 марта 2019 года);
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с поправками от 6 марта 2019 г.
- Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в редакции от 27 декабря 2019 г.);
- Распоряжения Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
N 996-р от 29 мая 2015 г.
- СанПиНов 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (с изменениями от 04.07.2014 г. № 41) и других.

Психологические основы построения здоровьеформирующего пространства.
Здоровье является одним из базисных понятий психологии здоровья, которая стало активно развиваться в России с начала 90-х гг. ХХ в. По определению Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефекта».
Таким образом, в психологии здоровье рассматривается как многокомпонентный феномен, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи с окружающей средой, согласованности всех функций.

Психологическое здоровье можно определить как основной аспект здоровья, который включает в себя осознание собственных потребностей, умение ставить цели и находить пути и средства для их решения, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром (людьми и природой) и субъективное ощущение психологического комфорта.

Социальное здоровье рассматривается как интегративная характеристика состояний и свойств личности, обеспечивающих её социальное благополучие:
- приспособленность к окружающей биосоциальной среде;
- гармоничная включенность в общество людей;
- целеустремлённость;
- раскрытие творческого и духовного потенциала личности.

Одной из причин возникновения психологии здоровья является экономическая. В 60-70 гг. ХХ в. учёные обратили внимание на то, что от представления о здоровье, от отношения к нему людей во многом зависит физическое здоровье общества и, в конечном итоге - эффективность экономики страны. В изменившихся социально-экономических условиях в современной России здоровье стало, по сути, личным капиталом каждого человека, необходимым условием жизненного успеха.

Учёными-психологами отмечается, что представление о здоровье и отношение человека к своему здоровью выступают внутренними механизмами саморегуляции поведения, обусловленного накопленным жизненным опытом по охране и укреплению здоровья.

ВОЗ выделяет следующие факторы, влияющие на здоровье людей:
1) Наследственность – 20%.
2) Природно-климатические условия, экология – 20%.
3) Здравоохранение – 10%.
4) Образ жизни, условия проживания и труда, привычки и поведение – 50%.
То есть, наше здоровье на половину зависит от нас с вами.

Социальные основы построения здоровьеформирующего пространства.
Существует термин «социальные представления» - это «теории», «здравый смысл», бытующие в обществе. Социальные представления о здоровье составляют познавательный уровень отношения к здоровью как часть внутренней картины здоровья.

Социальное представление о здоровье тесно связано с представлением о здоровом человеке: его настроение, самочувствие, внешность, увлечения, образ жизни, привычки и тому подобное.

Представление о здоровье у детей, подростков и юношей обусловлено многими факторами:
- во-первых, индивидуально-личностными свойствами;
- во-вторых, социально-культурными факторами окружающей среды.

А.С. Мудрик определил, что средовыми факторами социализации выступают космос, планета, политический и экономический строй в стране, регион проживания, семья, школа, сверстники, подростковая субкультура, СМИ и другие.

Семью, образование, молодёжную субкультуру и СМИ Н.Д. Никандров назвал «каналами социализации», а людей (членов семьи, соседей, сверстников, педагогов и других) – «агентами социализации».

Индивидуально-личностные основы построения здоровьеформирующего пространства.
К индивидуально-личностным факторам, влияющим на представление о здоровье, психологи относят: врождённые задатки и способности, уровень интеллекта, половую принадлежность, род занятий, самооценку и возраст.
Для нас интерес представляет такой личностный фактор обучающихся как возраст, а также дополнительное образование как фактор социализации, и деятельность педагогов дополнительного образования как агентов социализации по сбережению здоровья детей и подростков, и формированию у них установок на здоровый образ жизни.

Отношение к своему здоровью у детей разного возраста имеет свою специфику. Для младших школьников ведущим видом деятельности выступает учение. Для них большим авторитетом являются значимые взрослые – старшие члены семьи, а в особенности педагоги.

В возрасте 5-6 лет дети начинают осознавать, что жизнь хрупка и конечна. С этого возраста дети начинают опасаться за своё здоровье и жизнь.

Младшим школьникам свойственно:
- непосредственно-чувственное отношение к своему здоровью (ребёнок считает себя здоровым настолько, насколько он хорошо себя чувствует);
- отсутствие анализа своего отношения к здоровью;
- копирование отношения к здоровью старших уважаемых взрослых («я занимаюсь спортом как папа», «я ем полезные продукты как бабушка» и тому подобное).

Хорошее здоровье для младшего школьника - это «соблюдение режима дня», «правильное питание», «следование советам взрослого».

Для подросткового возраста ведущим видом деятельности выступает общение со сверстниками. Авторитет взрослых для подростков ослабевает, эффективно общаться с ними можно на равных, но с позиции старшего товарища. У подростков появляется критичное отношение к себе и окружающим, у них формируется самосознание, представление о себе. Для них здоровье – это привлекательная внешность, занятие спортом, успех у сверстников, в том числе, противоположного пола. Для подросткового возраста характерно:
- уменьшение влияния семьи и педагогов на отношение к здоровью;
- увеличение влияния СМИ, а также окружения сверстников в школе, во дворе;
- перестройка организма индивида, связанная с половым созреванием влечет за собой изменения во внутренней картине здоровья.

Неудовлетворенность своим внешнем видом, озабоченность и тревожность по данному поводу отражается на общем отношении подростка к своему здоровью.

Для юношеского возраста ведущим видом деятельности вновь становится учение, но на более высоком уровне – профессиональном. В юношеском возрасте происходит формирование мировоззрения, обретение «общей картины мира». Главной задачей юношеского возраста выступает самоопределение (общественное, профессиональное, личностное, духовно-практическое). Юношескому возрасту присущи:
- завершение перестройки биологического развития, относительная стабильность психофизиологического состояния;
- восприятие здоровья в основном как физического благополучия, которое является условием для построения успешной профессиональной карьеры, рождения здоровых детей;
- переоценка своего образа жизни как фактора, влияющего на здоровье.
Учитывая вышесказанное, нужно заметить, что при проектировании воспитательной работы в системе дополнительного образования, направленной на формирование у обучающихся позитивного отношения к здоровью следует опираться на знания об их возрастных особенностях.

Педагогические основы построения здоровьеформирующего пространства в дополнительном образовании
Главной целью учреждений дополнительного образования детей является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти своё место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание условий, необходимых для сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся, то есть создание здоровьеформирующего пространства посредством применения совокупности здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Задачами выступают:
1. Обеспечение безопасной и здоровой среды.
2. Использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
3. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, педагогами и родителями, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Между здоровьесберегающим и здоровьеформирующим образованием существует принципиальная разница, состоящая в их мотивационных ценностях.

Здоровьесберегающее образование - это целенаправленная системная педагогической деятельности по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов риска нарушения здоровья.

Здоровьеформирующее образование – это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у обучающихся позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.

К здоровьесберегающим технологиям относят следующие:
- медицинское сопровождение ребёнка (диспансеризация, профилактические прививки);
- условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- организация рационального питания.

Данный перечень включает технологии медицинского, психологического и педагогического плана. Применение здоровьесберегающих технологий в образовании направлено преимущественно на профилактику заболеваний, сбережение физического, психологического здоровья обучающихся и не предполагает их активного участия в сохранении, укреплении и формировании своего здоровья.

Технологии здоровьеформирования предусматривают, прежде всего, обучение совершенствованию здоровья:
- гигиеническое обучение (правильное питание, уход за телом);
- обучение жизненным навыкам (эффективное общение, управление эмоциями, разрешение конфликтов и другое);
- профилактику травматизма;
- профилактику саморазрушающего поведения (суицида, вступления в секту, игромании и другие);
- профилактику злоупотребления психоактивными веществами (табаком, алкоголем, наркотиками, бытовыми токсичными веществами);
- половое воспитание (медицинское просвещение, профилактика нарушения репродуктивного здоровья, формирование адекватного поло-ролевого поведения).
Применение здоровьеформирующих технологий подразумевает непосредственные, активные, самостоятельные действия обучающихся по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Н.К. Смирнов под «здоровьесберегающими образовательными технологиями» предлагает понимать все те педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся и педагогов, обеспечивает им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.

Рассмотрим конкретные педагогические здоровьесберегающие технологии и приёмы в дополнительном образовании, необходимые для создания здоровьесберегающей среды.

Рациональная организация образовательного процесса включает:
чередование видов учебной деятельности на конкретном занятии, в течение недели, месяца, учебного года в зависимости от содержания образовательной программы;
- разделение учебной группы на подгруппы на основе индивидуально- дифференцированного подхода в рамках личностно-ориентированного образования;
- рациональную насыщенность, плотность учебного занятия;
- вариативность форм учебных занятий (лекция, практическое занятие, «круглый стол», диспут, выставка, экскурсия, посиделки и тому подобное);
- интересную, увлекательную подачу учебного материала в соответствии с возрастными, интеллектуальными, половыми особенностями обучающихся;
- инструктажи по технике безопасности и соблюдение всеми участниками образовательного процесса правил техники безопасности.
Организация комфортной развивающей среды на занятиях может включать:
- безусловное принятие ребёнка, доверительные отношения педагога и воспитанника;
- безоценочное обучение;
- создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
- формирование детского коллектива;
- тематические праздники и чаепития;
- музыкотерапию и другое.
Организация двигательной активности обучающихся может содержать в зависимости от направления дополнительной образовательной программы:
- гимнастку для рук;
- гимнастку для глаз;
- физкультурные паузы (физкультминутки);
- динамические перемены между этапами занятия и другое.
Применение широкого спектра здоровьесберегающих технологий должно выступать неотъемлемой частью каждодневной работы педагога дополнительного образования, являться качественным показателем уровня его профессионализма.

Здоровьеформирующие образовательные технологии.
Н.К.Смирнов предлагает под «здоровьеформирующими образовательными технологиями» понимать все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование физической культуры, представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни как интегративное понятие, в определении Т.Н. Горобец, выражает ориентацию личности в направлении укрепления и развития индивидуального (своего) и общественного (социального) здоровья.

Планируемые результаты здоровьеформирующего образования:
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, психологического и социального благополучия человека;
- представление о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии на здоровье курения, употребления алкоголя, токсичных бытовых веществ, наркотиков;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека и другое.

В здоровьеформирующем образования можно условно выделить три взаимосвязанных направления: медицинское, психологическое и педагогическое.

Педагогическое направление в свою очередь можно разделить также на три направления: работа с обучающимися; в рамках педагогического сопровождения, работа с родителями и работа с педагогами.

Рассмотрим более подробно педагогические методы, способы, формы и приёмы здоровьеформирующего дополнительного образования.

Работа с обучающимися может иметь такие направления:
- воспитательные мероприятия, посвящённые укреплению и сохранению физического здоровья по следующим темам: показатели здоровья; факторы риска для здоровья; профилактика вредных привычек; стресс и его последствия; здоровый образ жизни; физическое здоровье как условие успешной профессиональной карьеры и самореализации и тому подобное;
- неформальное проведение инструктажей по технике безопасности;
- воспитательные мероприятия, посвящённые формированию нравственного и социального здоровья (формирование навыков эффективного общения как условие здорового жизненного стиля; помощь в социальном, экономическом и профессиональном самоопределении и тому подобное);
- формирование ценностного отношения к здоровью.
Применение здоровьеформирующих образовательных технологий в воспитательной работе объединений дополнительного образования может иметь разнообразные формы, и быть различно по времени и насыщенности.

Кратковременные воспитательные мероприятия:
- акции («Сохраним лосося вместе», «Белый цветок доброты»);
- конкурсы рисунков, плакатов, презентаций («Портрет курильщика», «Мы за здоровый образ жизни» и другие);
- праздники, фестивали, флешмобы (спортивные, музыкальные, театральные);
- экскурсии, туристические походы;
- дни, недели, месячники (здоровья, отказа от курения, борьбы за экологическую чистоту) и тому подобное.

Долговременные постоянные элементы дополнительных образовательных программ:
- инструктажи по технике безопасности на практических занятиях, на дороге, в лесу, при пожаре, во время и после землетрясения;
- профилактические беседы, лекции, консультации на тему здоровья;
- практические занятия, спортивные тренировки;
- диспуты, «круглые столы», тренинги, ролевые игры, викторины;
- выставки книг, периодических изданий, рекомендации электронных ресурсов о здоровье;
- проекты.

В зависимости от направленности дополнительной образовательной программы здоровьеформирующие образовательные технологии могут либо эпизодически использоваться в воспитательной работе объединения. Либо могут быть неотъемлемой частью содержания дополнительной образовательной программы и использоваться ежедневно.

Одним из современных инструментов заботы о здоровье обучающихся, как в настоящем, так и в будущем, выступают здоровьесберегающие и здоровьеформирующие дополнительные образовательные программы.

Педагогическое сопровождение здоровьеформирующего образования.
В рамках педагогического сопровождения здоровьеформирующего образования работа с родителями может осуществляться по следующим направлениям:
- беседы, способствующие просвещению родителей относительно физического, психологического и социального здоровья детей;
- ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и подростков, и задачами по формированию, укреплению и сохранению здоровья на разных возрастных этапах;
- просвещение родителей относительно полового воспитания подростков (психофизиологический - медицинский и гендерный - психологический аспекты) и другие.

Работа с родителями в системе дополнительного образования может иметь формы: тематических родительских собраний, бесед, диспутов, «круглых столов», индивидуальных бесед и консультаций, совместных с обучающимися практических занятий, проектов, подготовки и проведения праздников, фестивалей, туристических походов, и другое.

Работа с педагогами в учреждениях дополнительного образования может проводиться в форме лекций, семинаров, практикумов, тренингов, деловых игр, посвященных проблеме здоровья, например, по направлениям:
- профилактика и коррекция эмоционального выгорания;
- овладение навыками эмоциональной и физической релаксации;
- изучение основ рационального питания;
- изучение влияния различных факторов окружающей среды на здоровье;
- проблема профессионального роста и другие.

Деятельность педагогов по самообразованию, самовоспитанию по вопросам здоровья должна стать отправной точкой педагогического направления здоровьеформирующего образования.

Для реализации задач здороьеформирования педагог должен уметь:
- донести до обучающегося суть ценности здорового образа жизни;
- сформировать у обучающегося мотивы сохранения и укрепления здоровья своего и окружающих;
- создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьеформирующей деятельности;
- создать ситуацию успеха в овладении обучающимися навыками сохранения и укрепления собственного здоровья.

Выводы.
Представление о здоровом человеке, отношение к здоровью в значительной мере зависит от возраста детей.
Представления о здоровье и факторах поведения человека, обусловливающих его здоровье, формируются в процессе социализации. Дополнительное образование, выступает тем каналом социализации, который может и должен способствовать формированию исключительно конструктивных представлений о здоровье в широком смысле. Дополнительное образование, как фактор, напрямую изменяющий поведение человека, должно играть ключевую роль в сохранении здоровья нации, ее генофонда.

Здоровьеформирующее образовательное пространство - это дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности учреждений дополнительного образования психолого-педагогическими технологиями поддержки личностного развития обучающихся. Решение задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся возможно:
- путём внедрения педагогически целесообразной занятости свободного времени обучающихся, организации здорового досуга и отдыха, посредством реализации широкого комплекса дополнительных образовательно-просветительских программ, направленных на формирование культуры здоровья у воспитанников;
- путём повышения уровня психолого-педагогического мастерства педагогов;
- при помощи использования современных технологий в пропаганде здорового образа жизни.

Готовность педагога дополнительного образования к здоровьеформирующей деятельности определяется наличием у него чётко сформированной внутренней картины здоровья, навыков здорового образа жизни, высокой профессиональной компетентности.

Работа педагогов дополнительного образования, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие (оздоровительные) и здоровьеформирующие (обучающие) технологии.

Притча «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» — спросил Бог. «Слепи мне счастье», — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Мы с вами не боги, но также должны вложить заботу о здоровье, о счастье своих воспитанников в их доверчиво протянутые ладони.

Источники информации
1. Башкирева, Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья/ Т.В. Башкирцева // Мир психологии. – 2007. № 2. С. 140-151
2. Бовина, И.Б. Представление о здоровье и болезни в молодёжной среде/ И.Б. Бовина// Вопросы психологии. – 2005. - № 3. – С. 90-97.
Бовина, И.Б. Психология здоровья: от когниций к поведению или от поведения к когниции/ И.Б. Бовина// Мир психологии. – 2007. - № 1. – С. 234-240
3. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: этапы, представления, установки: Учеб. пособие для вузов /О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия. - 2001. - 352с.
4. Гноевая, О.Н. Проблемы здоровьесберегающих ресурсов у педагогов и учащихся/ О.Н. Гноевая//Проблемы психологии развивающейся личности: сб. статей/ Камч. Гос. Пед. ин-т. – Петропавловск-Камч.: Изд-во КГПУ, 2004. – С. 64-68.
5. Науменко, Ю.В. Модель процесса развития индивидуальной картины здоровья детей и подростков/ Ю.В. Науменко// Инновации в образовании. – 2005. - № 6. – С. 93-104.
6. Науменко, Ю.В. Проектирование здоровьеформирующего образования/ Ю.В. Науменко// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - № 5. – С. 46-51.
7. Родионов, А.В. Формирование социальных умений и навыков школьников как условие здорового жизненного стиля/ А.В. Родионов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационного работы. – 2007. - № 3. – С. 45 с.
8. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: учеб. пособие для дет. практикующих психологов учреждений образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. стер. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
9. Сотрудничество педагогов и родителей как фактор воспитания здоровых детей
10. Шерешкова, Е.А. Особенности отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье/ Е.А. Шерешкова //Психология обучения. – 2007. - № 4. – 92-100.
11. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (с изменениями от 04.07.2014 г. № 41).
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с поправками от 2019 г.

Рекомендуем посмотреть:

Агитбригада ЗОЖ для школьников. Сценарий Здоровьесберегающие технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии Формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения дошкольнико
Эссе педагога дополнительного образования «Радуга творчества» | Аппликация из бумаги и картона «Кукла Масленица» для детей 6-9 лет пошагово с фото
Опубликовано: 1768 дней назад (25 января 2020)
Просмотров: 900
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!