Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по развитию речи в детском саду в подготовительной группе «Путешествие в лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у подготовительной к школе группы с ТНР «Путешествие в лес».
Конспект будет полезен педагогам, работающими с детьми с ТНР, использующими игровую технологию в своей работе.

Цель: закрепить употребление в речи ребёнком качественных прилагательных в сравнительной степени с опорой на предметы и предметные картинки.
Задачи:
1. Формировать умение понимать и употреблять прилагательные в сравнительной степени в словосочетаниях и предложениях с использованием предметов и предметных картинок;
2. Закреплять навык употребления сложносочинённых предложений с союзом «а»;
3. Развивать мыслительные операции анализа и сравнения; развивать мелкую моторику посредством использования пальчикового театра;
4. Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности и любовь к живой природе.
Оборудование:
изображения двух елей, различных по цвету и размеру; изображения двух грибов, различных по цвету и размеру; изображения двух ягод, различных по цвету и размеру;
схемы-символы слов-признаков (сочный, мягкий, вкусный);
доски для моста, различные по длине, ширине и толщине;
предметная картинка с изображением бобров;
сюжетная картинка «Недовольный заяц»;
пальчиковый театр; волшебная палочка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Оргмомент:
Пантомима «Дикие животные».
Воспитатель: Дети, мы сегодня отправимся в лес. А кто живёт в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные.
Воспитатель: В руках у меня волшебная палочка. Как только я взмахну палочкой, вы тотчас превратитесь в обитателей леса. Вокруг себя повернись и в диких животных превратись.
(Дети по очереди имитируют движения и повадки диких животных. Остальные должны угадать, кого изображает ребёнок.)
2. Сообщение темы:
Воспитатель: По тропинке мы пойдём, в чащу леса мы войдём.
(Дети маршируют и подходят к мольберту).
Воспитатель: Послушайте загадку и узнаете, какое дерево растёт в лесу. (Воспитатель подводит детей к закрытому изображению ели и загадывает загадку.)
В каждый дом под новый год
Это деревце придёт.
Зелёное и колкое, оно зовётся… (ёлкою).

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку.
(Открывает изображение ели).

Воспитатель: А вам нравится ёлочка - лесная красавица? Давайте придумаем слова-признаки к слову «ёлка» и подарим их нашему деревцу. Ёлка какая?
Дети: Зелёная, высокая, пушистая, душистая, ароматная, колючая, стройная.
Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь ещё одна ёлочка растёт.
(Открывает изображение второй ели большего размера и насыщеннее по цвету).
Воспитатель: Одинаковые эти деревья или нет? Чем же они отличаются? Давайте их сравним. Эта ёлка высокая, а эта ещё выше. Эта ёлка зелёная, а эта ещё…
Дети: Ещё зеленее.
Воспитатель: Эта ёль пушистая, а эта …
Дети: Ещё пушистее.
Воспитатель: Это деревце стройное, а это…
Дети: Ещё стройнее.
Воспитатель: У этой ёлочки ствол толстый, а у этой…
Дети: Ещё толще.
Воспитатель: У первой ели ветки длинные, а у второй…
Дети: Ещё длиннее.
Воспитатель: Перед нами две ели.Что мы с вами сейчас делали?
Дети: Мы сравнивали две ели и говорили про них слова-признаки.
Воспитатель: Сегодня во время нашего путешествия вы научитесь сравнивать разные предметы и слова-признаки, которые к ним относятся.
3. Основная часть.
1). Игра «Грибы».
Воспитатель: Давайте заглянем под ёлочки и узнаем, что там растёт. Отгадайте загадку.
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
Дети: Это гриб.
(Воспитатель демонстрирует изображения двух грибов различных по цвету и размеру.)

Воспитатель: Одинаковые эти грибы или разные? Что про них можно сказать? Какой по размеру этот гриб?
Дети: Большой.
Воспитатель: А этот? Больше или меньше?
Дети: Ещё больше.
Воспитатель: Какая ножка у этого гриба?
Дети: Толстая.
Воспитатель: А у этого?
Дети: Ещё толще.
Воспитатель: Какая шляпка у этого гриба?
Дети: Жёлтая.
Воспитатель: А у этого?
Дети: Ещё желтее.
(Задание для детей из сильной подгруппы).
Воспитатель: Кто сам сможет рассказать в одном предложении о двух грибах?
2) Игра «Земляника».
Воспитатель: Там на горке, погляди-ка, покраснела земляника.
(Воспитатель демонстрирует изображения двух ягод, различных по цвету и размеру.)

Воспитатель: Одинаковые эти ягоды или разные? Что про них можно сказать?
Воспитатель: Какая по размеру эта ягода? Крупная или мелкая?
Дети: Крупная.
Воспитатель: А эта?
Дети: Ещё крупнее.
Воспитатель: Какая по цвету?
Дети: Красная.
Воспитатель: А эта?
Дети: Ещё краснее.
Воспитатель: Какая эта ягода по вкусу?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: А эта?
Дети: Ещё слаще.
Воспитатель: Что ещё можно сказать об этих ягодах?
Дети: Эта ягода сочная, а эта ещё сочнее. Эта ягода мягкая, а эта ещё мягче. Эта ягода вкусная, а эта ещё вкуснее.

3).Игра с элементами театрализации «Мышка-хвастунишка».
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то тут расшумелся. Отгадайте загадку и узнаете, кто это.
Кто в глубокой норочке
Прячет хлеба корочки,
Серенькая с хвостиком
Маленького ростика?
Дети: Это мышка.
Воспитатель: Это мышка-хвастунишка.
(Показывает фигурку мышки из пальчикового театра).
Воспитатель: Она очень любит хвастаться. Это хорошо или плохо? А каким надо быть? Звери собрались на лесной полянке и решили рассказать мышке-хвастунишке, что не одна она самая лучшая.
(Воспитатель предлагает детям фигурки диких животных из пальчикого театра.)
(Воспитатель изображает мышку, а дети остальных зверей.)

Мышка: Мой хвост пушистый!
1 ребёнок. Я - лиса. Мой хвост ещё пушистее.
Мышка: Мои ушки длинные!
2 ребёнок. Я - заяц. Мои уши ещё длиннее.
Мышка: Мои зубы острые!
3 ребёнок. Я - волк. Мои зубы ещё острее.
Мышонок: Мои лапки сильные!
4 ребёнок. Я - медведь. Мои лапы ещё сильнее.
Мышка: Я самая быстрая!
5 ребёнок. Я - олень. Я ещё быстрее.
Мышка: Я самая весёлая!
6 ребёнок. Я - белка. Я ещё веселее.
Мышка: Я самая добрая!
7 ребёнок. Я - ёжик. Я ещё добрее.
Воспитатель: Расскажите, ребята, о чём говорили звери на лесной полянке.
Дети: У мышки ушки длинные, а у зайца ещё длиннее. И т.д.

4) Игра с движением
Воспитатель: Внимание! Внимание! В лесу соревнование!
(Дети делятся на две команды и встают в шеренги напротив друг друга).
1 команда делает шаг вперед: Мы весёлые ребята.
2 команда делает шаг навстречу: А мы веселее.
Аналогично: Мы дружные ребята. (Добрые, смелые, сильные, ловкие, умные, послушные, весёлые…). Далее команды меняются местами.
Воспитатель: Продолжим нашу прогулку.
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети идут по кругу)
Будем по лесу гулять.
Будем по лесу гулять,
Свежим воздухом дышать. (Останавливаются, поднимают руки
вверх, делают вдох и выдох)
Вот и речка на пути, (Приседают)
Как её нам перейти? (Встают, разводят руки в стороны,
удивлённо пожимают плечами).

Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Дети, что же нам делать? Нам надо двигаться дальше, а на пути у нас река.
(Дети предлагают разные варианты решения проблемной ситуации).
Дети: Надо построить мостик из дощечек.

5) Игра «Верно-неверно»
Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто нам поможет.
В тихой заводи речной,
В знатной шубе меховой,
Плотины строят мастера,
Без молотка и топора,
Из берез, ольхи, осины,
Из сучков, травы и глины,
Трудолюбивы и бодры,
Строители плотин…
Дети: Бобры.
(Воспитатель выставляет картинку с изображением бобров).

Воспитатель: Бобры нам сделают дощечки для мостика, но мы должны выполнить их задание. Надо послушать предложения, исправить ошибки и сказать верно или неверно говорят бобры.
Черепаха быстрее зайца.
Дети: Неверно.Заяц быстрее черепахи.
Воспитатель: Внук старше дедушки. Камень тяжелее ваты. День темнее ночи. Снежинка тяжелее снежка. Папа выше сына. Яблоко кислее лимона. Зима теплее лета. Заяц храбрее тигра. Медведь хитрее лисы. Тропинка шире дороги. Ёж злее волка. (Дети исправляют ошибки).

6) Игра «Мостик»
Воспитатель: Спасибо, ребята. Помогли бобрам, а они нам подарили доски. Скажите, какие они. Нужно закончить предложение и повторить его полностью. Эта доска широкая, а эта…
Дети: Эта доска широкая, а эта ещё шире.
Воспитатель: Эта дощечка длинная, а эта ещё…
Дети: Эта дощечка длинная, а эта ещё длиннее.
Воспитатель: Эта дощечка крепкая, а эта ещё…
Дети: Эта дощечка крепкая, а эта ещё крепче.
Воспитатель: Эта дощечка толстая, а эта ещё…
Дети: Эта дощечка толстая, а эта ещё толще.
(Дети выстраивают мост из дощечек и переходят речку).
Воспитатель предлагает усложнение для отдельных детей: Сравни доски по ширине. Сравни доски по длине. Сравни доски по толщине.

6) Игра «Недовольный заяц».
Воспитатель: Ой, послушайте, кто-то ворчит. Я знаю, кто это.
(Воспитатель загадывает загадку про зайца).
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Это недовольный заяц. Ему всегда всё не нравится.
(Воспитатель показывает сюжетную картинку).

Воспитатель: У него есть красивый домик, а он хочет, чтобы домик был ещё красивее. Давайте вместе расскажем, чем ещё недоволен заяц. У него мягкая подушка, широкая кровать, лёгкое одеяло, толстый кот, сладкий торт, твёрдые орехи, высокий шкаф, вкусная морковь, а он хочет…
(Дети составляют предложения о недовольном зайце: У зайца мягкая подушка, а он хочет подушку ещё мягче. И т.д.)

4. Итог:
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. (Воспитатель взмахивает волшебной палочкой). Вокруг себя повернись и в детском саду очутись. Что вы узнали нового? Чему научились? Что вам сегодня запомнилось? Что понравилось? Кому было трудно? А кому легко?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ТНР Конспект развивающего нейропсихологического занятия в детском саду в младшей группе Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе с ТНР «Путешествие на остров Знаний»

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект НОД по физическому развитию для детей подготовительной группы по теме:«Город машин» | Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим и художественной деятельности. Старшая группа
Опубликовано: 2009 дней назад (24 мая 2019)
Просмотров: 1920
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Галина Ивановна Степанец # 24 мая 2019 в 18:00 0
очень интересное занятие. Вы большая молодец!!!
Светлана Юрьевна Дегтярева # 28 мая 2019 в 02:50 0
Здравствуйте, Олеся Всеволодовна!
Много интересного взяла себе на заметку из Вашего конспекта. Спасибо большое!!!