Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «В жаркой, жаркой Африке»
Занятие будет полезно педагогам, реализующим в своей работе игровую технологию.
Цель: получить представления о животных жарких стран
Программные задачи:
образовательные - объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны», познакомить с самым жарким континентом – Африкой, объяснить, как животные приспособлены к жизни при высоких
температурах и с малым количеством воды;
развивающие - развивать социальные навыки (умение работать в группе,
договариваться), обогащать словарь по теме;
воспитательные - воспитывать любознательность, формировать знание о взаимосвязи
всего живого в природе;
Оборудование: глобус, макет африканского континента, демонстрационные и раздаточные картинки с изображением животных жарких стран, их силуэты.
Ход НОД
1. Вводная часть. Психологический настрой.
- Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: - Ребята, сегодня я принесла в группу глобус, кто знает, что такое глобус?
Дети: Модель земли
Воспитатель: - Я знаю, что все вы любите путешествовать, узнавать и открывать что-то новое.
Вот и сегодня, я предлагаю вам совершить путешествие с помощью глобуса. На нём много удивительных мест, есть такие, где всегда тепло, никогда не бывает морозов, где даже не - знают, что такое снег. Хотите туда попасть?
Дети: Хотим!
Воспитатель: - Куда мы можем отправится? Правильно в Африку!
- Кто сможет показать её на глобусе?
(показывают)
- А знаете, почему Африка – самый жаркий континент?
2.Основная часть.
Воспитатель: - Посмотрите, вот линия экватора, которая делит весь земной шар пополам – на Южное и Северное полушария и получается, что экватор проходит ровно посередине Африканского континента. В Африке существует 3 растительные зоны:
• тропический лес - тёмно-зелёный цвет
(царство обезьян)
• саванна - светло-зелёный цвет
(страусы, жирафы, носороги, зебры, бегемоты, львы, слоны)
• пустыня- жёлтый цвет
(верблюды, ящерицы, черепахи)
- В тропическом лесу высокие деревья с густой кроной, со свисающими гибкими длинными лианами.
- Кого мы бы встретили, гуляя в лесу?
-Чтобы это узнать, надо отгадать загадку:
«Там, где с дерева свисают лианы,
разные в джунглях живут …»
(обезьяны)
Воспитатель: - Каких вы знаете?
(ответы детей)
Д/и «Назови виды обезьян»
- Как вы думаете, какими они должны быть, чтобы выживать в джунглях?
Д/и «Подбери словечко» - подбор слов-определений
- Правильно, они должны свободно перемещаться среди переплетения ветвей, уметь хорошо лазать по деревьям, многие из них никогда не спускаются на землю, живут на ветвях деревьев, находят здесь пропитание, там же у них появляются детёныши.
Д/и «Чем питаются обезьяны?» - употребление сущ-х в творительном падеже.
Воспитатель: - Куда нам надо разместить силуэт обезьяны на макете? (ответы детей)
- А в Африке ещё есть саванна - там много различных травянистых растений, среди которых попадаются островки деревьев, небольшие озера с подземными источниками.
- Чтобы узнать, кого мы можем встретить в саванне, надо отгадать загадки:
«У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён но добродушен,
потому что это…» (слон)
«Этот зверь какой- то странный,
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав
Вдвое сложится …» (жираф)
«На носу он носит рог
А зовётся…» (носорог)
«Знать, не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей.» (лев)
«По реке плывёт бревно
Очень злющее оно.
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…(крокодил)
«Что за коняшки?
На всех полосатые рубашки?» (зебры)
«В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный…
(бегемот)
Воспитатель: - Молодцы! Все загадки отгадали! И узнали кто живёт в саванне.
- А теперь подберите точные слова, какие они?
Д/и «Скажи какой» - (слова признаки)
Воспитатель:- Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, если у бегемота толстая кожа, то он какой? У жирафа длинная шея? У слона большие уши? У зебры тонкие ноги? У крокодила острые зубы?
Д/и « Образуй слово» - (образование двусоставных слов)
Д/и «Кто чем питается» - (выбор питания)
- Давайте разместим силуэты животных на макете.
(дети выполняют)
- Сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)
У жирафов - пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(похлопывают себя)
На лбу, на ушах, на шее и локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(показывают части тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(пощипывают себя)
На лбу, на ушах, на шее и локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(показывают части тела)
У тигрят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(делают встряхивающие движения)
На лбу, на ушах, на шее и локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(показывают части тела)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(показывают полоски)
На лбу, на ушах, на шее и локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(показывают части тела)
Воспитатель: - А теперь отправимся в пустыню. На макете она обозначена желтым цветом. Почему?
(ответы детей)
- Действительно, в пустыне кроме песка, почти ничего нет, только - дюны, барханы. Воды очень мало, потому что дожди идут очень редко. Зато жаркое солнце – круглый год.
- А вот кто может выжить в таких условиях, вы узнаете из загадок:
«Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?»
(Черепаха)
«Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток!»
(Верблюд)
- Что помогает верблюдам выживать среди раскалённой пустыни?
(
ответы детей)
- Конечно, верблюжий горб, в котором он хранит запасы сала, при отсутствии пищи и воды под действием солнечных лучей сало растапливается, снабжая организм всеми необходимыми питательными веществами, а верблюжья шерсть очень плотная, она не позволяет испаряться влаге. На ногах у него не копыта, а мозоли из плотной кожи, которые предохраняют ноги от ожогов и не дают им проваливаться в песок. Желудок верблюда приспособлен к перевариванию самой грубой пищи.
- Чем же верблюд питается?
(ответы детей)
- Давайте разместим верблюда и черепаху на макете.
- Все животные, о которых мы сегодня говорили, имеют своих детенышей, но они все разбежались. Вы хотите помочь малышам отыскать своих мам? Ведь без защиты мамы, малышей детёнышей поджидает много опасностей! У вас на столах карточки переверните их. Найдите себе пару и выходите на середину группы.
Д/и «Кто у кого?» - изменение окончаний существительных.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: - Сегодня, мы с вами, узнали о жизни животных Африки, как они приспособились в ней, расселили их в различные природные зоны. Какие это зоны?
(джунгли, саванна, пустыня). И поняли одну очень важную вещь: каждое животное в природе на своём месте. В других условиях, каждый из них погиб бы. Вам понравилось путешествие?
(ответы детей)Чем? Почему? В свободной деятельности предлагаю свои впечатления о путешествии отразить в рисунках.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада