Сценарий театрализованного представления «Красная горка»
Разработки к Народному календарю
Разработка будет интересна воспитателям, музыкальным руководителям, учителям. Сценарий предназначен для детей младшего школьного возраста. Участники народного праздника (дети), выполняя интересные творческие задания, совершая ритуально-игровые праздничные действия удовлетворяют познавательные интересы, потребность в общении и коллективном взаимодействии.
Данное мероприятие организовывалось и проводилось мной на базе ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ» в рамках проекта «Связь времен и традиций».
Цель праздника: приобщение к традиционной народной культуре весеннего календарного цикла.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с народными традициями, сопровождавшими праздник «Красная горка»;
- погрузить детей в атмосферу традиционного народного праздника, используя различные виды деятельности;
- расширить представления детей о календарных праздниках;
- активизировать познавательный интерес к историческому наследию Поморья.
Развивающие:
- обогащать словарный запас детей через проговаривание поговорок;
- совершенствовать общие речевые навыки, через заучивание песенных текстов, стихотворений;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность в ходе выполнения хороводных движений;
- побуждать детей к активности в совместной коллективной деятельности через обрядовые действия, игры, хороводы;
Воспитательные:
– воспитывать уважение и бережное отношение к культурному прошлому русского народа.
Подготовительная работа: предварительная подготовка участниц конкурса, заучивание с ними стихотворений, текстов песен и игр, знакомство с обрядами, сопровождающими праздник.
Оборудование: народные костюмы для участниц конкурса, карточки с пословицами, березка, ленточки (по количеству участниц), искусственные цветы, украшенная скамья и венок для победительницы конкурса, угощение, сувениры (птички-жаворонки).
Используемая литература:
1. Народная игра как средство воспитания и развития ребёнка: сб.народных игр/авт.-сост. Ю.П.Брюхова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. – 62 с.
2. Петров В.М., Тришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей, - М.: ТЦ Сфера, 1998.
Ход праздника
Зал празднично украшен. Звучит народная музыка, дети проходят, садятся на стулья. В центре зала ведущая приветствует гостей.
Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! В нашей школе сложилась добрая традиция отмечать дни народного календаря. В весеннее время на Руси традиционно организовывалась Красная горка. Она проводилась в разные сроки; в разгар весны и на её переломах. По старинному обычаю люди одевались ярко, празднично. Дети и молодежь гурьбой высыпали на улицу, на возвышенное место, из своей среды выбирали хорошенькую девушку, которая должна была служить символом Весны, и заводили хороводы, игры, а также закликали солнце.
Вот и сегодня, следуя традициям наших предков, мы будем играть, водить хороводы, словом, радоваться Весне.
В зал выходят бабушка и внучек.
Бабушка и внучек:
Снег сошел, подсохла горка.
Ты одёрни, внучек, шторку.
Солнце светит на лугу.
Ой, я больше не могу!
Глянь, на горочку идет
Разодетый наш народ.
Горка – праздник не простой,
В ней свой лад и свой покрой.
(уходят)
Звучит музыка. На сцену выходят девушки в народных костюмах.
Ведущая: Сколько народу собралось сегодня на горке! Пора начинать праздник. Для начала, следуя народным традициям, выберем девушку на роль Весны – красны. Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждая из этих девочек достойна символизировать Весну-красну-2018, но самое главное – это их желание быть сегодня в роли красавицы Весны. А у которой из них это желание сильней, мы скоро узнаем.
Конкурс «Сударушка Весна».
Ведущая представляет девушек – участниц конкурса. Входит Сказительница.
Сказительница:
Ой, вы, добры молодцы да красны девицы,
Принесла я вам весть печальную.
Туча тёмная, туча грозная
К нам сюда надвигается,
Солнце ясное, солнце красное
Скрыть от нас все пытается.
Уж полсолнышка в туче прячется,
А еще половиночка да вот-вот закатится.
Не бывать, видно, празднику!
(Авторский текст).
Ведущая: Ребята, чтобы праздник наш продолжился, надо помочь солнышку. Вот вам, девицы-красавицы, первое задание: нужно спасти солнышко, удержать его, прогнать черную тучу. В старину люди часто обращались к солнцу, земле, птицам, растениям. Более чем ныне наши предки ощущали свое единство с окружающей природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, обрядами, они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, злаков, прилету птиц. Давайте и мы обратимся за помощью к силам природы. Этот конкурс, дорогие участницы, потребует у вас умения говорить выразительно.
Участницы конкурса выходят в центр зала, читают стихи-заклички.
1-ая девушка: Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Выгляни из-за тучи,
Да до нашей кручи.
2-ая девушка: Ой, вы, птицы - перелетушки,
Вы слетайтесь к нам на угорышки.
Принесите вы солнце красное,
Подарите нам небо ясное.
(Авторский текст).
3-я девушка: Ой, ты, ветер-ветерок, не сворачивай,
Помоги ты нам, не отказывай.
Ты подуй, ветерок, с новой силою,
Прогони ты от нас тучу синюю.
(Авторский текст).
4-ая девушка: Дай нам сил, земля-матушка,
На весь мир, на весь род,
На добрых людей
Да на птиц небесных.
Сказительница: Налетело тут птиц невидимо,
Вот вздымают они в небо синее,
К красну солнышку птицы тянутся,
Удержать его все пытаются.
К ним на помощь спешит Весновей молодой,
Вот поднялся он ввысь над горою крутой.
Подчинился богатырь тут молодушке;
Он прогнал тучу прочь от угорышка
Стало ясно солнышко припекать,
Землю, словно золотом заливать.
(Авторский текст).
5-ая девушка: Подходила близко туча,
Не дошла до нашей кручи.
Подходила, грохотала,
Стрелы на поле метала.
Нам казалось – шла с бедой,
Оказалось – шла с водой.
Не дошла да пролилась –
Вдоволь пашня напилась.
Сказительница: А как только туча отвернулась от горочки, девушки к березке побежали, в хоровод встали.
6-ая девушка: Березка, березка,
Завивайся, кудрява!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли.
Вкруг тебя обошли,
Хоровод завели.
Девушки-участницы исполняют хоровод вокруг березки.
Хоровод «Березка»
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоёт.
Ай, да берёзка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмём,
У березки стройной пляску заведём.
Припев.
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!
Ты без нас, берёзка, в поле не скучай.
Припев.
Сказительница: Я на горочку-то шла,
Тяжело с собой несла.
Про все весенние дела
Поговорки припасла.
К вам пришла, не тут-то было,
Поговорки все забыла!
Приближаться к горке стала,
Тут я их и растеряла.
(Авторский текст).
Ведущая: Вот вам девицы – красавицы второе испытание.
На полу разложены разрезанные на две половинки карточки, на каждой из которых написана часть какой-либо поговорки о весне. Девушкам необходимо соединить их ленточками так, чтобы получилась поговорка в рифму. Когда задание будет выполнено, дети хором произносят эти поговорки:
Март, март
Сколько хочешь гуляй
Апрель, апрель
Откроет дверь
Май, май
Солнцу рад
В марте мороз
Садится на нос
Апрельский цветок
Под кустом рай
Пришел май
Ломает снежок
Сказительница: Ой, и впрямь все девушки хороши! Как тут выбрать, какая из них Весной-красной будет?
Ведущая: Да, выбор сложен. И сейчас девочкам предстоит третье испытание: они украсят веточку березки лентами. Весной – красной станет та, на чьей веточке окажется больше ленточек. Остальные девушки станут подружками Весны. Они будут помогать сударыне Весне отстаивать свой титул. Ведь на выборе Весны – красны-2018 наш праздник не заканчивается.
По итогам игр определяется девушка на роль Весны-красны.
Обряд величания Весны.
Ведущая: Выбранную на роль Весны девушку, по традиции, украшали с головы до ног вьющейся зеленью и живыми цветами; на голову ей надевали венок из свежих цветов, сажали на скамью, сооруженную в виде трона из дерна. А вокруг неё расставляли различные кушанья: сыр, хлеб, масло и пр. Всю эту снедь осыпали цветами, венками. Венки и кушанья, как символ жизни, выбранная девушка раздавала тем, кто проявил себя в песнях и играх.
Одновременно со словами ведущей девушки-подружки производятся необходимые действия, затем выводят Весну в центр зала. Ведущая вместе с детьми обращается к Весне.
Дети: Весна, весна, что ты нам принесла?
Весна: Я – весна–красна,
Вам в подарок принесла
Листья для березки
Да сосулек слезки,
Много–много вешних вод
Да веселый хоровод.
Дети вместе с участницами конкурса выходят в центр зала, исполняют хоровод.
Хоровод «Я на камушке сижу».
Я на камушке сижу, (Дети слегка приседают на месте.)
Я топор в руках держу.
Ай, ли, ай, люли,
Я топор в руках держу.
Я топор в руках держу,
(Далее дети идут хороводным шагом по кругу,
Уж я колышки тешу,
выполняя скользящие движения ладонями
Ай, ли, ай, люли,
друг о друга.)
Уж я колышки тешу.
Уж я колышки тешу,
(Делают движения кулачками вверх и вниз –
Изгородь горожу.
«городят изгородь».)
Ай, ли, ай, люли,
Изгородь горожу.
Изгородь горожу.
(Двигаясь по кругу, слегка наклоняются,
Я капустку сажу.
опуская руки, – «сажают капусту».)
Ай, ли, ай, люли,
Я капустку сажу.
У кого нету капусты,
(Идут по кругу, разводя руки в стороны, -
Прошу к нам в огород,
приглашая гостей.)
Ай, ли, ай, люли,
Прошу к нам в огород.
Прошу к нам в огород,
(Идут по кругу, приплясывая.)
На веселый хоровод.
Ай, ли, ай, люли,
На веселый хоровод.
Сценка «Пряничек» (Авторская разработка).
Появляются бабушка и внук, ведут между собой разговор.
Бабушка и внук: Мы с тобой шли?
Шли.
Пряник нашли?
Нашли.
Я тот пряник подняла?
Подняла.
Я тебе его дала?
Дала.
Ты его взял?
Взял
А где же он?
Что?
Пряник!
Какой?
Сказительница (обращается к внуку и бабушке):
Вы на горку шли?
Шли.
Пряник нашли?
Нашли.
Где же он?
Что?
Пряничек!
Какой?
Да мой!
Я когда на горку шла,
В корзинке пряничек несла.
Видно, тесно ему было,
Вот я его и обронила.
Внук: Я в руках его держал,
А он взял и убежал!
Видно пряник не простой…
Все вместе ищут пряник, сказительница его находит (завернут в узелок).
Сказительница: Вот он, пряничек-то мой!
Сказительница приглашает в зал двух зрителей. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Сладкий пряничек»
Два участника выходят на середину зала, встают спиной друг к другу. На раз, два, три поворачиваются. Если в одну сторону, получают пряник, если в разные стороны, то уходят ни с чем.
Игра «Золотые ворота».
Ведущая и девушка Весна берутся за руки, образуя «воротца» или с этой же целью берут в руки цветные полотенца. Остальные ребята цепочкой входят в воротца. Одно¬временно с этим идет
исполнение песни-проговора «Золотые ворота».
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше,
Получилась красотища.
Получилась, получилась,
Получилась красота,
Золотые, золотые.
Золотые ворота.
Кто в ворота пойдет,
Свое счастье найдет
По её окончании ведущая и девушка Весна опоясывают двух попавшихся в ворота детей, которые образуют новые ворота. Игра повторяется несколько раз.
Ведущая: На Красную горку в старину люди пекли печенье в виде птичек, которые назывались жаворонками и куличками. Сегодня мы дарим вам сувениры, сделанные нашими учениками. Это вот такие птички–жаворонки.
До свидания! До новых встреч!
Вручение сувениров.
Девушка Весна угощает всех присутствующих калачами.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий весеннего праздника в 1-2 классе
Сценарий весеннего экологического праздника в начальной школе
Развлечение в начальной школе на тему: Весна. Сценарий
Конспект занятия на Пасху для детей младшего школьного возраста
Похожие статьи:
Весенний праздник в начальной школе. Сценарий
Сценарий весеннего праздника в 3-4 классе
Фольклорный праздник в начальной школе. В гостях у Петрушки. Сценарий
Сценарий весенней сказки для 2 класса
Международный день Детской книги (2 апреля). Сценарий для младших школьников