Конспект игровой беседы с детьми старшей группы "Справочная аптеки"
Задачи:
1. Закрепить знания детей о лекарственных травах. Учить узнавать их на картинках по характерным признакам.
2. Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, громко.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций лекарственных и ядовитых трав, рассказ об их пользе и вреде, экскурсии в лес, на луг, поле, в фитобар, чтение стихов, рассказов.
Словарная работа: фитобар, лекарственные растения, справочное аптеки, календула, васильки, крапива.
Оборудование: лекарственные травы, картинки с изображением лекарственных трав, костюмы доктора Айболита и зайчика, игрушка-телефон, плоскостные деревья, пенёк, столы, бокалы, чай из лекарственных трав.
Интеграция образовательных областей - познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
Ход игры
Раздаётся стук в дверь. Входит воспитатель в белом халате:
- Здравствуйте, дети, вы узнали, кто я?
- Да, узнали! Вы – врач!
- Да, я доктор Айболит. Мне прислали телеграмму.
Читает: «Добрый доктор Айболит, в лесу заболели звери. Приходите со своими помощниками и помогите нам»
Доктор Айболит:
- А у меня нет лекарств. Но, кажется, я что-то придумал. Что это у вас лежит на тарелочках?
Дети отвечают, что это растения, травы.
- А какие это растения?
- Лекарственные. – Дети называют их: одуванчики, крапива, василёк, календула, мать-и-мачеха, ромашка.
- А что значит, лекарственные растения?
Дети:
- Это значит, что с их помощью можно лечиться.
- Вот вы и поможете мне лечить лесных зверей! И лечить мы их будем вот этими лекарственными растениями. Я думаю, вы не откажитесь помочь бедным лесным зверям?
Дети соглашаются помочь Доктору Айболиту, и они отправляются в лес – идут по тропинке, звучит пение птиц
(аудиозапись).
Доктор Айболит напоминает детям:
- Идти надо тропинкой, не мять траву, цветы; не наступать на гнёзда птиц, не ломать ветки. Посмотрите, как красиво в лесу! Прислушайтесь к лесным голосам. Не надо портить такую красоту, надо её беречь. Вот мы и пришли в лес (на пеньке сидит зайчик, а на деревьях развешаны картинки с изображением лекарственных трав, на дереве – телефон).
Доктор Айболит обращается к зайчику:
- Зайчик, ты почему такой печальный? Что случилось?
Зайчик:
- Заболели звери, а я не знаю, как им помочь. Вот, тётка- Сорока дала картинки и волшебную книгу, но я не умею читать.
- Наши дети тебе помогут, они хорошо знают лекарственные травы. Ты сейчас убедишься в этом.
Дети рассказывают:
Мать-и-мачеха: Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны – беловойлочные, пушистые, выходят после цветения. Листья вырастают – сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие. Собирают в середине июля, сушат в тени разложив тонким слоем. Лечит -кашель; заживляет раны; повышает аппетит; живот - желудочные заболевания; жаропонижающее.
Одуванчик: Для целебных надобностей заготавливают корни. Их выкапывают поздней осенью или ранней весной. Промывают, провяливают на воздухе несколько дней, пока из разреза не перестанет выделяться млечный сок. Тогда его досушивают в печи или хорошо проветриваемом помещении, разложив тонким слоем.
Из молодых листьев весной делают витаминный салат, применяют при авитаминозе. Лечит - разные болезни глаз; боли в желудке; успокаивающее; снотворное действие; повышает аппетит; при авитоминозе.
Шиповник: Плоды собирают в августе/сентябре, сушат на воздухе разложив тонким слоем, а затем обязательно в печах – их нужно прокалить, чтобы избавиться от вредителей. Плоды шиповника содержат витамина С. Отвар шиповника повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. Лечат - общеукрепляющее средство (чтобы не заболеть), так как содержит витамин С; при инфекционных заболеваниях; при авитоминозе; при усталости.
Ноготки (календула): Используют цветочные корзинки, которые собирают во время цветения. Сушат в тени на воздухе, разложив тонким слоем. Применяется наружно и внутрь настойка из цветков. Лечат - кожные заболевания, заживление ран; при ангине (полоскание); при стоматите; при язвенной болезни желудка.
Ромашка: Используют цветочные корзинки с цветоносами, которые собирают во время цветения. Сушат в тени на воздухе, разложив тонким слоем. Применяют наружно и внутрь. Лечат - для лечения ангины (полоскание); лечение ран; стоматит; желудочные болезни; зубная боль (полоскание); кожные болезни; воспаление глаз.
Крапива жгучая Используются листья и корни. Применяется отвар из корней и листьев наружно и внутрь. Сушат в тени на воздухе, разложив тонким слоем. Лечат - кожные заболевания; желтуху; как кровоостанавливающее средство; желудочные заболевания; лечение ран; успокоительное.
Подорожник Используют листья цветущего растения. Собирают листья. Используют как в свежем, так и в засушенном виде. Применяют наружно и внутрь. Лечат - раны; кожные заболевания; как кровоостанавливающее средство; болезни печени; от кашля (отхаркивающее); болезни желудка; при зубной боли, воспаление дёсен; воспаление глаз; при лечении ран, укусов ядовитыми змеями; при отёках от ужаливания ос, пчёл, пауков и других насекомых.
Доктор Айболит берёт волшебную книгу и читает:
1. Золотая серединка и лучи идут кругом
Это может быть картинка – солнце в небе голубом.
Нет, это не солнце на бумажке
На лугу растут… (ромашки).
Доктор Айболит предлагает показать ромашку на картинке, назвать её характерные признаки, найти ромашку среди лекарственных трав и сказать, что можно лечить ромашкой (и также проделать с другими лекарственными растениями).
2. Носит цветочек жёлтый сарафанчик
Подрастёт нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное (одуванчик)
3. У растения есть листок
Он двойной, ребята.
Снизу – мягкий, тёплый, как пушок
Сверху – холодноватый (мать-и-мачеха)
4. Расцвели в саду цветы.
Да красивые они,
Жёлтые рубашки
Похожи на ромашки. (Календула или ноготки)
5. Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня! (Крапива)
6. Кустик очень я колючий
Красивые на мне цветы
А после цветиков красивых
Появляются плоды.
Да полезные такие
Витамином налитые
Свежими их не едят
А для чая кипятят
Я не финик, не терновник
А колючий я …. (шиповник).
7. Я ногу поцарапал, Когда бежал к друзьям, Но я совсем не плакал, Я вылечился сам. На ранку – подорожник, а потом Я ногу осторожно перевязал бинтом. Скакать по кочкам можно И бегать у ракит. Спасибо, подорожник – Мой доктор Айболит!] Тонкий стебель у дорожки, На конце его серёжки. Нам – он как хороший друг – Лечит ранки ног и рук (подорожник)
Доктор Айболит:
- Ты убедился, зайчик, что дети хорошо знают лекарственные травы. Они любому зверю могут рассказать, какими травами надо лечиться, так что скачи скорее к своим лесным друзьям, и скажи, пусть они звонят в наше справочное аптеки.
Зайчик убегает, немного погодя раздаётся звонок телефона. Доктор Айболит берёт трубку:
- Алло! Справочное аптеки слушает. Кто звонит? Медведь? А что у тебя болит? Живот?
К детям:
- Какой мы дадим совет медведю?
Дети предлагают ему лечиться отваром ромашки или корнем одуванчика. Рассказывают, как приготовить лекарственные отвары.
Позвонила лиса. Она поранила лапку. Какой совет дадим лисе?
Дети предлагают приложить листик подорожника.
Позвонила белочка. У бельчонка ангина и она не знает чем её лечить. Дети предлагают полоскать горло отваром календулы.
Позвонил волк. Его укусила пчела. Дети предлагают приложить лист подорожника.
Доктор Айболит обращается к детям:
- Скажите, ребята, отвар из какого растения, поможет зверятам укрепить иммунитет и быть здоровыми и весёлыми? (шиповник)
- Правильно. А теперь, настало время возвращаться в группу. Закончилось наше небольшое путешествие. А сколько вокруг ещё цветов, кустарников, деревьев, знакомых и незнакомых – со своими секретами, загадками и тайнами. Чтобы подмечать в природе самое необычное и интересное, нужно быть особенно наблюдательным и, конечно же, бережно относиться ко всему, что нас окружает, и тогда, каждое новое путешествие принесёт радость, хорошее настроение и обязательно здоровье.
Идут обратно по тропинке, звучит пение птиц. Дети приходят в группу, и доктор Айболит их приглашает в фитобар попробовать чай из лекарственных трав.
Итог занятия:
Что нового узнали? Где были? О чём беседовали? Кому помогли?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экологии. Старшая группа
О лекарственных растениях для детей 1 - 4 класса
Познавательный проект в младшей группе. Лекарственные растения
Экологический досуг в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Беседа об овощах для детей в старшей группе
Беседа на тему «Фрукты» в старшей – подготовительной группе
Конспект беседы в старшей группе «Добро не умрет, а зло пропадет»
Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы
Беседа для детей «Ложь человека не красит». Старшая группа