Конспект урока математики с презентацией, 6 класс. Задачи на проценты
Технологическая карта урока «Нескучная математика: задачи на проценты», 6 класс
Нескучная математика: задачи на проценты, урок открытия новых знаний с презентацией
Автор: Малюгина Ритта Александровна, учитель математики МБОУ СОШ Чехов – 3 с углубленным изучением отдельных предметов. Описание: традиционно решение задач на проценты ставит учеников в тупик. Поэтому учитель всегда в поиске того, как достучаться до сознания ученика, чтобы «подружить» его с текстовыми задачами. Вашему вниманию предлагаю конспект урока, который не дает знания в готовом виде, а позволяет учителю включить детей в учебную деятельность, а ученикам ощутить себя первооткрывателями. На уроке анализируется формула процентов, и выводится алгоритм для нахождения числа по его проценту. Я надеюсь, что данная разработка станет полезным подспорьем для учителей математики, преподающих в 6 классе. Раздел: среднее образование. Тип урока: ознакомление с новым материалом. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: число, процент, задача. Методы:
• репродуктивный,
• частично-поисковый,
• эвристический,
• объяснительно – иллюстративный. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Цель: вывести формулу для нахождения числа по его проценту, сформировать способность к использованию этой формулы для решения задач на проценты. Задачи: Образовательные:
• помочь сформулировать алгоритм нахождения числа по его проценту;
• научить применять данный алгоритм при решении задач. Развивающие:
• создать условия для развития грамотной математической речи, культуры математических записей;
• совершенствовать умения выступать и защищать свою точку зрения;
• формировать социальную компетентность. Воспитательные:
• воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, информационной культуры учащихся. Планируемые результаты: Предметные:
• знать алгоритм нахождения числа по его проценту;
• уметь решать задачи на нахождение числа по его проценту. Личностные:
• уметь построить план выхода из затруднительного положение;
• интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Метапредметные:
• уметь применять полученные знания в решении жизненных задач. Образовательная технология: технология деятельного метода. Ресурсы: Оборудование к занятию: ноутбук или компьютер, интерактивная доска, секундомер. Демонстрационный материал: видео задача, презентация, карточки-информаторы, оценочная «лестница», эталоны для самопроверки.
Карточка – информатор:
Эталоны для самопроверки:
Дополнительные источники: в работе использована цитата венгерского педагога и математика Дьордо Пойа.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята!Над какой темой работали на предыдущих уроках? Ученики: Решение задач на проценты. Учитель: Все ли виды задач мы рассмотрели? Ученики: Нет. Учитель: С каким видом задач мы только познакомились? Ученики: Нахождение процента от числа. Учитель: Сегодня мы продолжаем осваивать тему проценты, и будем работать с вами в парах. Повторим правило сотрудничества (карточка – информатор). Учитель: Для того чтобы каждый из вас достиг цели и получил удовлетворение от деятельности, как вы сегодня должны поработать на уроке? Ученики: Я должен быть сосредоточенным, внимательным, активным… Учитель: Вы правы, ведь как говорил венгерский педагог и математик Дьордо Пойа
II. Актуализация опорных знаний учащихся, формирование темы урока, постановка цели.
Учитель: Прежде чем приступить к новой теме мы должны пройти этап актуализации. Что на этом этапе нам предстоит сделать? Ученики: Мы должны повторить то, что нам пригодится для изучения нового материала. 1. Проверка домашнего задания Учитель: Начнем мы этот этап с проверки домашнего задания.
Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и выполните взаимопроверку. Если в тетради вашего соседа правильное решение и правильное оформление, то вы ставите «+». Если решение верное, но оформлено неверно, то вы ставите «+» и «-».
(Один из учеников комментирует задачу у доски, решение которой было заготовлено на перемене).
Учитель: Какая формула помогла нам справиться с решением домашних задач? Ученики: Формула нахождения процента от числа
Учитель: Зафиксируем её на доске, как актуальную информацию. Учитель: Посмотрите следующее задание. Как называется неизвестный компонент.
Ученики: Неизвестный компонент – первый множитель. Учитель: Сформулируйте правило, как его найти. Ученики: Чтобы найти первый множитель, нужно произведение разделить на второй множитель. 2. Деление натурального числа на дробь Учитель: Какой алгоритм нам пригодиться, чтобы закончить вычисление? Ученики: Чтобы разделить натуральное число на дробь, нужно натуральное число умножить на знаменатель и разделить на числитель. Учитель: Закончим вычисление, применяя данное правило.
3. Нахождение закономерности Учитель: В завершении этапа актуализации поработаем над развитием логического мышления. Учитель: От какого числа:
а) 40 составляет 50%?
б) 30 составляет 50%?
с) 20 составляет 50%? Учитель: В чем возникло затруднение? Ученики: Мы не умеем находить число, если известен его процент? Учитель: Подумайте, что такое 50% относительно целого? Ученики: 50% – это половина целого. Учитель: Переформулируйте задание. 40 – это… Ученики: половина от целого. Учитель: Если 40 – это половина, то найдите целое и решите остальные пункты задания. Ученики: Если 40 – это половина целого, то целое – это 80. Если 30 – это половина целого, то целое – это 60. Ученики: Если 20 – это половина целого, то целое – это 40. Учитель: Назовите полученные результаты в порядке возрастания. Ученики: 40; 60; 80. Учитель: Установите закономерность и продолжите ряд на три числа вперёд. Ученики: Каждое последующее число больше предыдущего на 20. Следовательно, получим числовой ряд: 40, 60, 80, 100, 120, 140. Учитель: На какие группы можно разбить числа полученного ряда, сформулируйте принцип. Ученики: Двузначные и трёхзначные; делящиеся на 3 и не делящиеся на 3; делящиеся на 6 и не делящиеся 6 и т.д. Учитель: Подведем итог данного этапа. Учитель: Прочтите название алгоритмов, которые мы записали на доске на этапе актуализации. Они помогут вам в открытии новых знаний.
III. Пробное действие (задача, которая не решается из-за недостатка знаний)
Учитель: А сейчас внимание на экран. К нам хотят обратиться ученицы 9 профильного класса.
Учитель: Итак, выпускницы решили бросить нам вызов. Ну что принимаем его? Попробуем решить эту задачу?
IV. Фиксация затруднения
Учитель: С чего вы начали решение задачи? Ученики: «Одели» схему. Учитель: Давайте зафиксируем, что же вызвало затруднение. Для этого сравним схему домашней и проблемной задач.
Ученики: В домашней работе было неизвестен процент от числа. В предложенной задаче неизвестно целое.
V. Выявление причин затруднения
Учитель: Почему мы с вами справились с заданием на этапе актуализации, а задача, которую озвучивают девятиклассницы, вызывает затруднение? Ученики: 50% определить легко, это же половина. Учитель: Правильно, нахождение 50% – это частный случай. Нам помогло логическое мышление. В видео задаче рассматривается задание с «неудобными» процентами. Каких знаний вам не хватает, чтобы справится с проблемным заданием? Ученики: Мы не знаем формулу для того, чтобы найти целое, если известен процент от него. У нас нет алгоритма решения подобных задач.
VI. Постановка цели (формулируем тему урока и цель)
Учитель: На основании затруднения сформулируйте тему нашего урока. Учитель: Какую цель поставим на уроке?
VII. Построение проекта выхода из затруднения (составляем план работы над проблемой)
Учитель: Для того, чтобы начать действовать хорошо бы иметь план.
(Фронтальное обсуждение для составления плана выхода из затруднительного положения)
Учитель: Все согласны с планом? Значит, двигаемся к цели. Ведь «Осилит дорогу только идущий»
VIII. Реализация плана
Учитель: Первый пункт плана нами уже реализован и схема «одета». Значит, переходим к следующему пункту. Предлагаю выйди к доске, записать известную нам формулу и в ней выделить неизвестную нам величину красным мелом. Учитель: Можем ли найти неизвестный компонент. Какие знания нам помогут? Ученики: Нам поможет правило: чтобы найти первый множитель, нужно произведение разделить на второй множитель. Учитель: Мы это сегодня повторили на этапе актуализации. Выйдите к доске и реализуйте эти знания на нашей формуле. Учитель: Что нам остаётся сделать? Ученики: Подставить известные величины в полученную формулу и решить задачу. Учитель: Выполняем решение у доски с комментированием, а ребята будут записывать в тетрадь. Учитель: Итак, задача решена. Учитель: Давайте вернемся к нашему плану. Все пункты нами пройдены? Ученики: Нет. Нам нужно составить алгоритм.
IX. Составление алгоритма
Учитель: На этом этапе я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах лежит раздаточный материал (карточка-информатор), на которой уже внесены опорные слова. Они помогут вам при составлении алгоритма. Работа всем ясна? Приступаем. У вас 2 минуты.
X. Закрепление (первичное во внешней речи). Отработка алгоритма.
Учитель: Какой наш следующий шаг? Ученики: Нужно потренироваться пользоваться алгоритмом (Ученик решает задачу у доски с комментированием)
Ответ: 552 страницы. Учитель: Теперь я предлагаю каждому отработать данный алгоритм на практике. Но всех я послушать не смогу. Какой вид работы нас выручит? Ученики: Работа в парах Учитель: Совершенно верно. Первый вариант решает и оформляет задачу, которая записана на слайде. А второй вариант внимательно слушает своего товарища и помогает, если возникнут проблемы.
Учитель: Сверьте ваше решение с эталоном. Около каждого пункта поставьте знак «+», если он выполнен верно. Учитель: Поднимите руки те, у кого задача решена верно. Учитель: Кто допустил ошибку, сверив с эталоном, разобрались, в чем возникло затруднение? Учитель: Меняемся ролями. Решает и оформляет свою задачу второй вариант. Первый вариант контролирует и помогает.
Учитель: Сверим ваше решение с эталоном. Около каждого пункта поставьте знак «+», если он выполнен верно. Учитель: Поднимите руки те, у кого задача решена верно. Учитель: Есть вопросы у ребят, которые допустили ошибки?
XI. Самостоятельная работа
Учитель: Мы потренировались в решении задач на нахождение целого по его проценту. И теперь нам нужно проверить свои знания.
(Проверка работ 2 учеников осуществляется с помощью VEB – камеры с фронтальным обсуждением). 1 вариант: Ответ:700 килограммов мороженого изготовили 2 вариант: Ответ: надо взять 900 килограммов раствора
XII. Решение нестандартной задачи
Учитель: Мы закончили работу над обязательной частью. Я предлагаю Вам попробовать свои силы в решении нестандартной сюжетной задачи. Давайте сделаем «шаг» вперед.
Решение:
1) 100% + 20% = 120%
2) 400 * 120/100 = 480 (з.) – получили придворные после повышения.
3) 100% – 20% = 80%
4) 480 * 80/100 = 384 (з.) – получили придворные после понижения.
Ответ: король был прав. Это хитрый финансовый ход
XIII. Рефлексия
Учитель: Над какой темой мы сегодня работали? Ученики: Нахождение числа по его проценту. Учитель: Какую цель мы перед собой ставили? Ученики: Составить алгоритм для нахождения числа по его проценту. Учитель: Удалось нам ее достичь? Ученики: Да. Учитель: Давайте оценим результат своей работы с помощью оценочной лестницы. Определите, на какой ступени вы находитесь после работы на уроке. Учитель: А теперь заполните оценочные листы. Домашнее задание. Учитель: Домашнее задание, как всегда будет дифференцированным. Оцените свой уровень усвоения материала и выберите то, с которым на данном этапе вы можете справиться: Обязательная часть: Учебник С.М. Никольского № 126, 127 Дополнительная часть: Продолжение следует…
Попробуйте проверить тактический ход придворных.
Загрустили министры. Долго они думали, совещались и решили, что обратный ход должен вернуть им потерянные деньги.
- Ваше Величество, мы восхищаемся вашим умом. И даже готовы еще пожертвовать в казну денег, если дела государства идут не так хорошо. Давайте в этом месяце вы понизите нам жалование на 20%, а на следующий месяц повысите на эти же 20%.
- Я согласен, пусть будет так, как вы хотите, - ответил король.
Так кто же на этот раз кого перехитрил и почему? Учитель: Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. Учитель: Урок окончен.
Презентация на тему: Нескучная математика: задачи на проценты
Здравствуйте,Ритта Александровна. Я "далека" от математики, но могу высоко оценить методически правильно выстроенное занятие. Оригинально решена постановка проблемного задания. Содержание задач соответствует последним требованиям Мин. образования: они носят практический характер, повышают финансово-экономическую грамотность детей.
ГОЛОС Вам от меня №2. Удачи в конкурсе!
Ритта Александровна Малюгина #20 июля 2019 в 08:33+1
Спасибо за столь лестный отзыв. Рада, что Вам понравилась моя работа.
Тема данного урока одна из самых важных в изучении математики, поскольку умение оперировать процентами необходимо в современном мире каждому человеку. В ходе данного занятия ученики практическим путем приходят к решению проблемы, а полученные знания закрепляются решением грамотно подобранных задач.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Урок проблемный и развивающий. Важно, что учитель нацеливает учеников на сотрудничество и умело организовывает проблемную ситуацию, но выводы учащиеся делают сами. Учебный материал доступен и посилен ребятам. А главное, что этот урок интересен и детям, и учителю. Увлеченный педагог всегда может предложить альтернативу традиционному подходу к обучению. Удачи вам, Ритта Александровна, на этом сложном, но интересном пути!
Спасибо за столь лестный отзыв. Рада, что Вам понравилась моя работа.
Наталья Анатольевна Теребун #28 июля 2019 в 10:34+1
Тема урока очень важна в современной жизни, поэтому крайне важно научить ребят не бояться "процентов". Конспект урока соответствует формату сценирования - бери и смело проводи занятие, чётко определены цели и задачи , разработаны и понятны этапы урока. Прослеживается грамотное использование системно – деятельностного подхода, построение линии создания проблемной ситуации, учащиеся задействованы в различных видах работ и ориентированы на саморазвитие при грамотном сопровождении педагога. Успехов Вам в дальнейшей работе и удачи в конкурсе.