Конспект урока математики с презентацией, 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Конспект урока математики в 6 классе
Автор: Молчанова Ирина Михайловна ,учитель математики , муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хотисинская основная общеобразовательная школа» МР « Перемышльский район» ,Калужской области. Назначение материала: Предлагаю конспект урока математики в 6 классе по учебнику «Математика 6» авторы: Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов,А.С. Чесноков,С.И. Шварцбурд .М.,Изд. «Мнемозина» 2013 г. Конспект урока предназначен для учителей, работающих в 6 классе. Тип урока: Открытие нового знания. Тема урока: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основные цели:
1)сформировать навык сложения и вычитания дробей с разными знаменателями ;
2) повторить и закрепить основное свойство дроби, привидение дроби к новому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, вычисление НОК чисел;
3) развивать умения учащихся формулировать цели работы и выбирать пути её достижения;
4) совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;
5) воспитание аккуратности и математической грамотной речи. I.Самоопределение к деятельности. Цель этапа I: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: продолжение работы с обыкновенными дробями.
Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? В руках у меня тучка и солнышко. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком.
Организация учебного процесса на этапе I.
-Что мы изучали на предыдущих уроках? ( основное свойство дроби, приведение дробей к общему знаменателю).
Сегодня ,ребята, вы подниметесь в своем познании на одну ступеньку выше. II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа:1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, сокращение дробей, приведение дроби к новому знаменателю, приведение дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Организация учебного процесса на этапе II :
Cлайд
1.Задание выполняется фронтально (устно) . Сократить дробь :6/( 12); 15/85.
2.Задание выполняется фронтально (устно) . Выделите целую часть: 13/4 ;25/12.
3.Задание выполняется фронтально (устно). Восстановите запись : 4/7 = /63; 11/12 = /36 .
4.Задание выполняется фронтально (письменно). Приведите 3/4 к знаменателю 24; 4/9 к знаменателю 36.
5.Задание выполняется фронтально (письменно). Найдите НОК. чисел : 6 и 12; 7 и 13, 12 и 28.
6. Задание выполняется фронтально (письменно). Приведите дроби к одному знаменателю :3/4 и 1/6 ; 1/4 и 5/7.
7.Задание выполняется фронтально (письменно) Выполните действия : 1/5 + 3/5 ; 21/49 - 9/49 ; 4/13 +9/13.
(если какая-либо ошибка встречается часто, организую дополнительную работу по решению соответствующих примеров)
Самостоятельная работа ( один обучающийся решает на скрытой части доски)
Найти периметр треугольника, если его стороны равны 7/15 м, 11/15 м; 6/15 м.
-Что такое периметр треугольника?
- Какой буквой он обозначается?
-Как вычислить периметр треугольника?
После её решения предлагаю воспроизвести ранее изученное правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. III. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. Цель этапа:1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе III:
Предлагаю задачу «Найдите периметр треугольника ,если его стороны равны:5/12 дм,11/24 дм; 7/36 дм.
Прошу записать обучающихся действия ,с помощью которого может быть найден периметр треугольника
( P= 5/12+11/24 +7/36= )и вычислить его значение. Обучающиеся предлагают разные варианты решения и ответы. А некоторые из них вообще не приступают , т.к оказываются перед проблемой : еще не знакомы со способом сложения дробей с разными знаменателями.
-Чтобы продолжить работу запишем тему урока, какую? (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями).
Тему урока записываю на доске ,а обучающиеся в тетради.
-Ребята, каждый человек должен уметь формулировать цель своей деятельности и искать пути её достижения.
-Какова же цель нашего сегодняшнего урока?(вывести правило(алгоритм) сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и научиться применять его при выполнении сложения и вычитания дробей). IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе IV:
Анализируя выполненную в начале урока работу (пункты №4,№ 6, №7) обучающиеся самостоятельно решают проблему .
5/12 + 11/24 + 7/36 = 30/72 + 33/72+ 14/72 = (30+33+14)/72 = 77/72 = 1 5/72
Предлагаю упражнение на вычитание дробей ( 7/12 - 7/20 ).
Формулирую правило совместно с обучающимися. Формулировка правила
Чтобы найти сумму (разность ) дробей с разными знаменателями нужно привести их к общему знаменателю ,сумму (разность) числителей полученных дробей записать в числитель результата и оставить общий знаменатель.
Алгоритм (обсуждается совместно с учителем)
1.Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей .
2.Приведи дроби к общему знаменателю.
3.Общий знаменатель запиши в знаменателе результата.
4. Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата.
5. Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть.
Алгоритм раздаю каждому обучающемуся.
-Ребята, мы достигли цели нашего урока? ( Нет. Нужно научиться применять полученный алгоритм для выполнения действий сложения и вычитания дробей с разными знаменателями). V.Первичное закрепление во внешней речи. Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе V:
Решение примеров по алгоритму (каждый « шаг» алгоритма озвучивается обучающимися)
Обучающиеся записывают в тетрадях пример
1/3 + 2/9 = ;
Один из учеников зачитывает первый шаг алгоритма «Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей» и дает ответ;
3)Ученик зачитывает второй шаг алгоритма «Приведи дроби к общему знаменателю», и весь класс выполняет эту операцию;
4)учитель открывает запись на слайде :
1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 =
5) учитель предлагает проверить выполненную операцию;
6) один из обучающихся зачитывает следующий «шаг» алгоритма :« Общий знаменатель запиши в знаменателе результата.» на слайде появляется запись:
1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 = /9
7)учитель предлагает проверить выполненную операцию;
8) ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : « Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата.» на слайде появляется запись:
1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 = (3+2)/9
9) учитель предлагает проверить выполненную операцию;
10)ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : «Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть.»; на слайде появляется запись:
1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 = (3+2)/9 = 5/9
-Мы решили примеры. Ребята, скажите есть ли одинаковые ответы? (Да. Для дробей справедлив переместительный закон )
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе VI:
Работа в парах. Один из учеников решает пример письменно и поясняет вслух соседу каждый шаг выполняемого действия. Сосед- внимательно слушает. Затем они меняются ролями.
1 13/24 +2/(15 ) ; 5/9 - 5/12 ;
2. 11/12 + 9/16 ; 1/6 + 1/15
После выполнения работы в парах предлагаю сверить выполненное задание с эталоном.(Самопроверка).
-Выполните самооценку ( «+» , если верно, «-« если неверно).
- возникли затруднения?
-Для тех у кого получилось легко и быстро дополнительное задание на оценку №327 (в,д) VII.Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: применение изученного алгоритма при вычислении удобным способом.
Организация учебного процесса на этапе VII:
На доске и в тетрадях:
-Выполни удобным способом ,используя подходящее свойство действия.
1/8 + 6/13 +3/8 ; ( 16/25 + 7/8 ) -3/8; (4/9 + 5/12 )-1/9 ; 3/7 + 5/9 +4/7 + 4/9 .
VIII.Рефлексия деятельности.
Цель этапа:1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе VIII :
– Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Где используются «открытые» знания?
- А сейчас я прошу вас оценить себя. Продолжите предложения: “Сегодня я узнал, что…”,
“Я научился…”
Оцените свою работу на уроке и поставьте в символ, который соответствует вашей оценке:
- со всеми заданиями справился, все было понятно;
– активно работал на уроке, но остались некоторые вопросы;
– ничего не понял. Домашнее задание: учить алгоритм № 360 –«3», №360+ № 364 «4»; №360+ № 364,№365-«5»
- Сдайте тетради на проверку и листы самооценки.
-Благодарю вас за сотрудничество, активность ,интерес.
-Урок окончен.
Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Представленный конспект урока дает возможность понять профессиональную компетенцию учителя. На мой взгляд, у вас все получилось: четкая структура, смена видов деятельности, использование коммуникационных технологий, поэтапные задания, алгоритм действий. Совет: не забывайте о динамических паузах и физкультминутках. Удачи в работе!
Я далек от математики, но вижу, что на уроке не приходится скучать. Большую роль в этом играет презентация к уроку. Поставлено множество задач, которые успешно решаются в ходе занятия. Спасибо, Ирина Михайловна! Удачи Вам! Голос №2
Уважаемая Ирина Михайловна, добрый вечер! Большое спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с представлением Вашего опыта. Очень интересный, содержательный, логически выстроенный материал, безусловно, продуктивен и соответствует современным требованиям. Думаю, дети с удовольствием и большой пользой занимаются на Ваших уроках. Желаю дальнейших успехов, примите мой голос №3, Вам всего самого доброго...С уважением, И. В.
Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с уроком. Урок составлен с требованиями ФГОС. Структура урока составлена в технологии системно - деятельностного подхода.После каждого момента поставлены цели, которые необходимо выполнить. Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям. Сравнили настроение с тучкой и солнышком. На уроке создавались проблемные стуации - открытие нового знания.Новые знания обучающиеся получили в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Ирина Михайловна, вы хорошо поработали с детьми, и, конечно, устали - нужна физминутка.Мне понравилась Ваша рефлексия. Урок хороший. Голос.
Здравствуйте, Ирина Михайловна! Мне понравился Ваш урок. Этап введения в урок был осуществлён Вами рационально, имел мобилизующее начало и добрые пожелания. Цель и задачи урока сформулированы с учётом особенностей учебного материала, структура урока соответствует поставленной цели. Нужно отметить логичность, последовательность этапов урока, разнообразность выбора форм опроса и обучения. Задания на уроке - творческие, закрепляющие, развивающие и посильные. Они стимулируют мыслительную деятельность учащихся (синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование). Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос!
Ирина Михайловна!
Конспект урока по математике мне понравился целостностью. Материал замечательный. Главное, что сквозит в Вашей работе - желание воспитать в детях умение думать, анализировать. Публикация чудесно иллюстрирована, что упрощает усвоение материала по теме. Конспект заинтересует многих педагогов.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.