Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе "Приключения морских путешественников"
Цель:Способствовать формированию речевого развития у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение правильно употреблять несклоняемые существительные.
- Закреплять умение правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа.
- Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде и числе.
Развивающие:
- Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
- Развивать память.
- Развивать образное мышление, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
- Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.
- Создавать положительный эмоциональный фон.
Материалы и оборудование: Записка от попугая Кеши; карта; бутылка; макет камня; дерево с попугаем; ключ, сундук с содержимым: ленточки, тетрадь, ложка, молоток, карандаш, каска, пустая коробка, флажок; круги Луллия.
Используемые технологии: ТРИЗ «Круги Луллия», «Метод Робинзона», «Черное-белое», социо-игровая технология, синквейн.
Демонстрационный материал: картинки с контурными изображениями предметов, картинки с изображениями предметов черного и белого цвета (пират, шлюпка, спасательный круг, пиратский флаг, парус корабля).
Предварительная работа: просмотр фрагмента мультфильма «Возвращение блудного попугая», чтение отрывков из книг о пиратах, рассматривание иллюстраций пиратов.
Ход НОД
I вводная часть
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Вы где-нибудь путешествовали? А вы знаете на чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
- Вы хотите отправиться в путешествие? На чем мы отправимся в путешествие?
- Ребята, а что за конверт, лежит? Давайте посмотрим, что в нем?
(в конверте находится картинка корабля, разрезанная на несколько частей, дети собирают ее, и решают, что отправятся в путешествие на корабле).
- В путь! Ш-ш-ш
(расставляем руки в стороны, изображаем звук волны)
-Ребята, вы видите за бортом бутылка?! Что же в ней может быть? Выловим ее? Это морская почта.
«Здравствуйте, морские путешественники! Я попугай Кеша. Пираты посадили меня на цепь на необитаемом острове. Цепь, к которой я прикован можно открыть ключом. Если вы выполните задания, которые придумали пираты, вы сможете найти ключ. Надеюсь, что письмо попало добрым, смелым и дружным путешественникам. Надеюсь на вашу помощь! Идите по карте, выполняйте задания, и вы сможете помочь мне. Удачи!»
- Ребята, вы хотите помочь попугаю Кеше? А вы сможете?
(Ответы детей)
- Отправляемся в путь!
(Высаживаемся на острове, видим камень, под которым лежит карта).
II Основная часть
Первое задание: игра «Чёрное и белое».
Воспитатель показывает картинку с изображением предмета на черном фоне –детям предлагается назвать отрицательные качества или признаки этого предмета; затем показывает картинку того же предмета на белом фоне –предлагается назвать положительные свойства, качества или признаки этого предмета (картинки: пират, шлюпка, спасательный круг, пиратский флаг, деревянная нога, парус корабля).
Второе задание: игра "Да или нет?"
Воспитатель читает стихотворение, в котором допущены ошибки в употреблении несклоняемых существительных. Дети слушают и исправляют.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру?
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура!
Ходит, бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
М. А. Панова
-Ребята, а теперь рассмотрите рисунки, найдите предметы по их контурным изображениям, назовите их. С понравившимся словом составьте предложение.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Третье задание: игра «Волшебные круги» (с кругами Луллия)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, следующее задание: На кругах Луллия на верхнем секторе расположены звуковые символы, на втором – схема местоположения звука в слове, на третьем – предметные картинки. Вам нужно назвать картинку, подобрать к ней правильную схему положения звука в слове и правильный звуковой символ.
Четвертое задание: «Сундук» (метод Робинзона)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что-то зарыто под пальмой?
(Сундук).
Мы похоже нашли пиратский сундук с сокровищами! Давайте посмотрим, что же там!
Дети и воспитатель заглядывают в сундук, там лежат разные предметы:
ленточки, тетрадь, ложка, молоток, карандаш, каска, пустая коробка, флажок, тарелка, мяч, пинцет, лупа...
Воспитатель: Давайте подумаем, кому и зачем на необитаемом острове могли бы пригодиться эти предметы и как их можно еще приспособить и использовать, кроме как по назначению!
(Воспитатель достает по одной вещи, дети размышляют, как еще, кроме как по назначению, можно использовать данные предметы).
Воспитатель: Замечательно! Давайте разделимся на пары, и каждая пара возьмет по одному предмету из сундука.
(Дети делятся на пары: каждому ребенку дается часть картинки, они должны составить целую картинку, объединившись с кем-то из детей в пару, берут себе предмет, который изображен у них на картинке).
- Теперь, когда у всех есть какой-то предмет, мы постараемся придумать с ними рассказ, продолжая, друг друга. Разрешите мне начать?
Воспитатель берет из сундука карандаш, садится к детям и начинает рассказ:
«Однажды вечером Катя решила нарисовать открытку маме ко дню рождения, открыла пенал, но карандаша в нем не было. Тогда она начала искать карандаш, исследуя свою комнату...». Дальше рассказ продолжает пара ребят, привязывая историю к предмету, которые они взяли из сундука.
Воспитатель: Ребята, вам понравился наш рассказ?
(ответы детей)
Пятое задание: Теперь нам осталось дойти до последнего задания и сможем освободить попугая.
(Дошли до дерева с Кешей.)
- Здравствуй Кеша! Сейчас мы тебя освободим. Нам нужно выполнить последнее задание – сочинить синквейн. «Синквейн – французское слово и означает пять строк. Это стихотворение без рифмы из пяти строк.
Сочиняем синквейн о дружбе.
III Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Мы все сделали, о чем просил Кеша. Нам пора возвращаться в группу.
- Кеша, до свидания! Путешественники, на палубу! Ш-ш-ш:
- Вот мы и вернулись Ребята, кому мы помогали? Что узнали нового? Что было сделать легко? А что трудно?
- Вы такие молодцы! Вы были дружными, смелыми. Вы очень умные и внимательные, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР на тему: "Звуки А, У. Буквы А, У"
НОД по развитию речи для подготовительной группы по сказке "Три медведя" (блок "Моя семья")
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Структура рассказа»