Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «Химический воображариум»
Автор разработки: Селиванова Ольга Александровна, учитель химии МБОУ СОШ №1 пгт.Троицко-Печорск Республика Коми
Данное внеклассное мероприятие «Химический воображариум» проводилось для 5 классов в рамках естественно-экологической декады. Оно способствует формированию у учащихся интереса к химии, к последующему выбору ими своей будущей профессии. Основной целью проведения указанного мероприятия является первоначальное знакомство учащихся 5 классов с предметом химии, веществами, свойствами и с правилами обращения с веществами, а для учащихся 7 класса развитию личностных и метапредметных учебных действий.
Сценарий мероприятия был разработан совместно учителем химии с учащимися 7 класса. Семиклассники посещали вводный курс «Старт в химию» и изъявили желание повести «простые» опыты для учащихся 5 класса. Была проведена большая подготовительная работа: изучена информация о «простых» демонстрационных опытах, подобраны эффектные опыты исходя из наличия реактивов и интереса семиклассников, даны названия опытам и определена их последовательность, распределены роли (кто какой опыт будет проводить), и конечно проведены репетиции всего мероприятия с проведением опытов и их комментариев. С учащимися 7 класса был проведен серьезный инструктаж по соблюдению техники безопасности в ходе подготовки мероприятия и перед его проведением. Заранее приготовлены реактивы, оборудование и все рационально разместили на демонстрационном столе.
Задачи внеклассного мероприятия:
1. развивать познавательную активность учащихся 5 и 7 классов к новому предмету;
2. пробудить интерес пятиклассников к предмету «Химия», познакомить их с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете химии;
3. обратить внимание пятиклассников на вещества рядом с нами и происходящие с ними химические реакции;
4. развивать у семиклассников творческие, интеллектуальные способности и практические навыки проведения демонстрационных опытов, следуя правилам техники безопасности.
Форма проведения: беседа, комментарии учителя с демонстрацией опытов, которые проводят учащиеся 7 класса, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование: лабораторное оборудование (пробирки, химические стаканы и колбы, пробирочные штативы, специальные подставки) и реактивы в растворенном виде (указаны в описании опытов). План мероприятия:
1. Вступительное слово учителя о предмете «Химия», правилах поведения и техники безопасности в кабинете химии.
2. Беседа учителя о химических веществах и их превращениях, происходящих вокруг нас с демонстрацией опытов (проводят семиклассники).
3. Игра «Химический элемент».
4. Подведение итогов, рефлексия (заключительная обобщающая беседа).
Ход занятия:
Учитель:
Ребята, вам выдали билеты на «Химические воображариум», просьба их сохранить, они понадобятся в конце мероприятия (Приложение 1). В 8 классе вы начнете изучать новый для вас предмет «Химия». А что она изучает? (вещества) Правильно, химия – это наука о веществах и их превращениях. Какие химические вещества вас окружают? (соль, сахар, вода и т.д.) Все вещества, окружающие нас, состоят из химических элементов. Какие химические реакции вы наблюдали дома, в повседневной жизни? (гашение соды уксусом, обесцвечивание чая лимоном и т.п.). На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и окружающих нас веществ. Как вы думаете, почему предмет «Химия» изучается только в 8-ом классе? (чтобы понимать какие вещества можно смешивать). Да, ведь для проведения опытов надо знать свойства веществ, чтобы правильно обращаться с ними и отличать их друг от друга. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией. А что необходимо соблюдать в изучении «Химии»? (правила проведения опытов). Правильно. Давайте познакомимся с правилами техники безопасности в кабинете химии (рисунок 1).
Химия – это область чудес, но знание химии позволяет осуществлять эти чудеса своими руками. Сегодня семиклассники вам продемонстрируют некоторые эффектные опыты. Учитель описывает опыт, а ученики 7 класса проводят демонстрационные опыты по химии, соблюдая правила техники безопасности. Опыт №1 «Хамелеон»(проводит Анастасия)
Опыт №2 «Газировка»(проводит Кирилл)
Опыт №3 «Непроливайка»(проводит Алексей)
Опыт №4 «Операция»(проводит Даниил)
Опыт №5 «Фараоновы змеи»(проводит Кирилл)
Опыт №6 «Чудо огня»(проводит Александра)
Опыт №7 «Вулкан»(проводит Алексей)
Учитель: ребята теперь вы знаете немного больше о химии, видели необычные опыты, может, кто то, из вас свяжет свою профессию с наукой «Химия». У вас есть время подумать. А теперь вам предлагаем поучаствовать игре «Химический элемент», для этого возьмите свои билеты, которые получили в начале мероприятия. Правила игры следующие: посмотрите номер билета, найдите его в таблице химических элементов Д.И. Менделеева, узнайте о нем информацию, прочитав с карточки элемента, найдите своих «соседей – химических элементов» и выстроитесь в ряд по порядку номеров.
Вот такой ряд химических элементов у нас получился. А теперь на листочках напишите свои отзывы об увиденных опытах и в целом о проведении мероприятия. (Приложение 2).
Скачать Внеклассное мероприятие по химии для 5 класса
Ольга Александровна, здравствуйте! Какое же увлекательное мероприятие Вы с семиклассниками подготовили и провели для учеников 5 класса! Чтобы у человека проснулся познавательный интерес его надо УДИВИТЬ! Именно эту задачу, как я вижу, Вы ставили перед собой и с успехом с ней справились. ГОЛОСУЮ с большим удовольствием
Ольга Александровна!
У Вас получилось очень интересное и познавательное внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «Химический воображариум». Все задачи решены, цель мероприятия достигнута, а главное Вы сумели привить ИНТЕРЕС к химии как к увлекательной и удивительной науке, используя простые, но эффектные опыты. Уверена, что Вашим школьникам было ИНТЕРЕСНО, ПОЗНАВАТЕЛЬНО, УВЛЕКАТЕЛЬНО!
Весь ход мероприятия грамотно составлен, описано все подробно, кто этим вопросом заинтересуется, уверена, что используя Вашу разработку сможет легко провести такое ЧУДЕСНОЕ мероприятие. Желаю Вам творческих успехов. Мой голос для Вас!