Занятие для волонтёров на тему "Типы восстановительных программ". Конспект с презентацией
Конспект занятия для волонтёров Школьной службы примирения на тему: «Типы восстановительных программ»
Цель: знакомство с типами восстановительных программ. Задачи:
1. познакомить с различными типами восстановительных программ;
2. обратить особое внимание на программы, которые возможно проводить в школе Оборудование: ноутбук, доска и проектор.
Ход занятия
1. Введение
Приветствие. Определение темы, по которой будет вестись сообщение. (Слайд №1) Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами встречаемся не первый раз и тема нашего сегодняшнего мероприятия называется «Типы восстановительных программ». Мы познакомимся со всеми программами, которые являются восстановительными и попробуем разобраться какие из них мы можем применять на практике после обучения. (Дать ребятам высказаться).
2. Основная часть Ведущий: Давайте посмотрим, какие типы программ существуют в восстановительном подходе. (В своей тетради медиатора вы можете записывать основные понятия).(Слайд №2)
Восстановительные программы
1. Программа примирения
2. Программа по заглаживанию вреда
3. Школьная конференция
4. Круг сообщества
5. Челночная медиация
6. Семейная конференция
7. Мировое кафе
Ведущий: А сейчас мы с вами о каждой программе поговорим отдельно, можно задавать вопросы, если они будут появляться в ходе подачи информации.
1. "Программа примирения" - это переговоры между участниками конфликта (виновником и потерпевшим), который ведёт подготовленный ведущий. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. (Слайд №3) Ведущий: Всем ли понятно данное определение? (Дать ребятам высказаться) Ведущий: Всё верно. Чаще всего в школе мы сталкиваемся с данным типом программы, когда в Школьную службу примирения поступает заявка. И вы хорошо знаете позиции виновника, пострадавшего и нейтральной стороны, т.е. ведущего программы. Молодцы. Ведущий: Следующая программа также может быть вам хорошо известна.
2. "Программа по заглаживанию вреда" - вторичная профилактика и работа с ситуациями драк, краж и порчи имущества и т.п. ( в том числе по делам, переданным в КДН и ЗП и суд) – для этого привлекаются специалисты муниципальной службы примирения. (Слайд №4) Ведущий: Можем ли мы проводить данную программу в школе? (Дать ребятам высказаться) Ведущий: Можем, если стороны готовы разрешить ситуацию мирно, не привлекая полицию и договориться о возмещении ущерба.
3. "Школьная конференция" - тип программы восстановительных технологий, проводимой в образовательных учреждениях с привлечением всего класса в ситуациях конфликта относится к разряду массовых программ. (Слайд №5) Ведущий: Когда мы можем проводить данную программу? (Дать ребятам высказаться). Ведущий: Всё верно, когда в классе бывают случаи буллинга. Но к данной программе необходимо хорошо подготовиться и она может быть очень долгой по времени. Ведущий: Следующая программа.
4. "Круг сообщества" - это одна из форм проведения мероприятия по урегулированию конфликтов. Цели проведения круга могут быть разными, но главная – принятие совместного решения. В круге принимают участие дети, участвующие в конфликте. (Слайд №6) Ведущий: Сегодня после знакомства со всеми программами мы проведём практическое занятие и подробнее познакомимся с данной программой и сможем стать участниками «круга сообществ». Эту программу вы сможете проводить сами в младших классах (3-5 класс). Ведущий: Следующая программа.
5. "Челночная медиация" - вид медиации, которая состоит из поочерёдных индивидуальных встреч медиатора с каждой стороной. Медиатор разделяет конфликтующие стороны, встречается с каждой стороной или с группой сторон, проясняет ситуацию и передаёт информации. При этом обидчик и потерпевший могут не встречаться, а через ведущего передавать информацию, которую бы они хотели передать. Возможна переписка в двух сторон, а ведущий передаёт письменное сообщение от одной стороны другой. (Слайд №7)
Если кто-то желает высказаться, дать ему эту возможность. Ведущий: Да, всё верно, вы можете как почтальон передавать сообщения от одной стороны другой. Это хорошо видно в мультфильме «Простоквашино», когда кот Матроскин поссорился с Псом Шариком. Ведущий: Следующая программа.
6. "Семейная конференция" - восстановительная программа, нацеленная на передачу ответственности семье за решение проблем, связанных с воспитанием и благополучием её ребёнка.
То есть собирается за столом переговоров вся семья и с помощью ведущего берёт на себя ответственность за будущее ребёнка, который попал в сложную жизненную ситуацию. Эта программа проводится взрослыми участниками восстановительного процесса. (Слайд №8) Ведущий: Следующая программа.
7. "Мировое кафе" - это метод помощи групповых обсуждений. Участники рассаживаются как в обычных кофейнях, по три-четыре человека за столик. Один человек будет хозяином стола, остальные будут играть роль гостей. Во главу угла ставится общение между участниками и добавление мыслей и идей. Эффективен для разработки новых мыслей и идей. (Слайд №9) Ведущий: Очень хорошо подходит для решения вопросов о сложный ситуациях, которые зашли в тупик, или о планировании работы Школьной службы примирения на учебный год и т.п.
3. Заключение Ведущий: Это все программы с которыми я хотела вас сегодня познакомить. Если есть вопросы, то можно их сейчас задать. (Дать ребятам высказаться). Ведущий: В заключении мне хотелось бы узнать данная информация была ли вам полезна и хотели бы ли вы использовать данные программы в своей практике, конечно, это не касается программы примирения, так как мы её чаще всего используем. Ведущий:Спасибо за внимание. Мне было сегодня с вами комфортно работать. (Слайд №10) Ведущий: Практикум по программе «Круг сообщества» проведёт педагог-психолог.