Сценарий осеннего развлечения "Чудесный короб" для детей старшего дошкольного возраста
Автор сценария: Музыкальный руководитель МБДОУ-детского сада № 42 комбинированного вида города Орла Кузнецова Оксана Владимировна
Описание работы: Сценарий предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей, которые могут использовать материал без музыкального сопровождения и пения. Сценарий составлен для детей старшего дошкольного возраста, содержание которого построено на знакомых детям играх с пением русских областей.
Новизна состоит в обыгрывании предметов, находящихся в коробе, которые напоминают об игре. Пояснения перед игрой дети так же слышат впервые. При таком подходе мероприятие действительно является развлечением для детей, не требующим предварительной репетиции.
Актуальность:
Народные игры с пением являются средством приобщения детей к русской культуре, к родному языку, игры действительно приносят радость и эмоциональную разгрузку детскому организму.
Цель: Приобщение детей к культурно-игровым традициям русского народа
Задачи:
1. формировать представление о многообразии музыкального материала, подвести к пониманию того, что в каждой области России существуют свои игры
2. развивать интерес к разучиванию фольклора
3. воспитывать дружелюбие
4. формировать познавательный интерес
Оборудование:
- красивый короб
- корзина с красными платочками, шапочка рябины, шапочки ворон
- предметы в коробе: рушник, бутафорский стручок гороха, куколка Травница, куколка Крупеничка, рябиновые бусы, старая соломенная шляпа
Содержание развлечения
Звучит русская народная мелодия, дети заходят в музыкальный зал, садятся на стулья. Музыкальный руководитель встречает детей, держит в руках большой короб.
Музыкальный руководитель: Дети, интересно вам, что у меня в коробе? А в нём у меня чудесные вещи, которые я собрала, вспоминая лето и празднуя осень. А вот и первая чудесная вещь.
Рушник с орловской вышивкой
Это –
рушник. Назван он так, потому что раньше длинное ткацкое полотно не разрезали, а рушили, рвали, нарушали длину полотна. От слова «рушить» и произошло название «рушник». Посмотрите, как он богато украшен вышивкой, таким рушником руки не вытирали. На этот рушник можно было положить овсяный каравай или праздничный пирог.
По русской народной традиции в день Осенин женщины выходили к реке. Старшая из женщин держала овсяный каравай, испечённый из муки свежего помола. Вокруг неё молодые девушки водили хороводы, пели песни, славили щедрость земли. Затем каравай делили на всех, ели его и кормили им домашний скот.
Угостим мы караваем
И коровок, и коней,
Ведь они нам помогали
И трудились много дней!
Проводится игра Новгородской области «Пирог»
Содержание игры: Дети делятся на две команды, образуют две шеренги и становятся друг напротив друга. По центру в конце шеренг садится ребёнок-пирог. Все поют и выполняют движения.
Вот такой высокенький, эх!
(поднимают руки вверх)
Вот такой широкенький, эх!
(разводят руки в стороны)
Вот такой вкусненький,
(гладят по животу)
На столе пирог с капустою.
Режь да ешь!
(выполняют махи вытянутыми вперёд руками)
После этих слов первые стоящие игроки в шеренгах бегут к «пирогу» и дотрагиваются до его плеча. Первый, кто коснулся «пирога», уводит его в свою шеренгу, становясь последними, а добежавший вторым, становится «пирогом».
Далее музыкальный руководитель предлагает выбрать предметы детям. После выбора предмета музыкальный руководитель даёт пояснения, а затем в соответствии с выбранным предметом проводится игра.
Стручок гороха
На Руси любили горох, заготавливали его на зиму, сушили, хранили в мешках. Варили из гороха не только суп, но и гороховую кашу, пекли пирожки с начинкой из гороха, оладьи и блины.
Проводится игра «Баба сеяла горох» (бытовала в Орловском крае)
Содержание игры: Дети становятся по кругу, выполняют игровые действия по содержанию игрового текста. Объяснить, что это шуточная игра, что танцевальное движение «присядка» выполнялась только мужчинами, а не женщинами, а если и выполнялась, то только в шутку, чтобы повеселиться, подразнить кого-то. На слова «прыг-скок» выполняются прыжки.
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела, дальше пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала «русскую» плясать,
А потом вприсядку.
Музыкальный руководитель: На Орловской земле сеяли и гречку, собирали её, очищали от шелухи, насыпали в мешочки. А еще шили куколку-Крупеничку, хранили её в доме, чтобы урожай на следующий год хорошим был.
Музыкальный руководитель достаёт из короба куколку-Крупеничку
Посмотрите, какая куколка, потрогайте, понюхайте, как пахнет гречкой, из которой хозяюшки много кушаний приготовить могут. Что можно приготовить из гречки? (кашу, кулеш, пирожки с гречкой, пирог с капустой и гречкой, блины, гречаники).
Хозяйки и гостей встретят приветливо, и гречаниками угостят – всем хватит! А после угощения выбегут гости на улицу – играть будут!
Проводится игра Брянской области «Поскакушки».
Содержание игры: Из игроков выбираются два мальчика. Каждый из них сгибает ногу в колене и придерживает рукой. Мальчики начинают прыгать на одной ноге вокруг себя и припевают. Все игроки тоже пропевают игровой текст, при повторе немного ускоряя темп, при этом мальчики начинают прыгать тоже быстрее. Тот, кто первым встанет на обе ноги, выходит из игры, его заменяет другой мальчик.
Чук-чук, гречки,
Чёрные колечки,
А я гречки намелю,
Гречаников напеку.
(гречаники – лепёшки из гречишной муки)
Куколка-Травница
Такую куколку изготавливали женщины и девочки, с наступлением осени в каждом доме были такие куколки, которые напоминали весёлое лето. Сначала шили мешочек, который наполняли пахучей травкой – клали мяту, чабрец, душицу, поэтому эта куколка называется Травница. Для изготовления одежды брали яркие лоскутки ткани. А травку брали в саду, помните строки игровой песенки? В саду мята… Предлагаю поиграть.
Проводится хороводная игра Орловской области «У нас по кругу»
У нас по кругу, по широкому.
В саду мята, рожь нежата,
Некошёная трава.
Как там шли-прошли всё два молодца.
В саду мята, рожь нежата,
Некошёная трава.
Они шли-прошли, становилися.
В саду мята, рожь нежата,
Некошёная трава.
Становилися, поклонилися.
В саду мята, рожь нежата,
Некошёная трава.
Содержание игры: Из числа игроков выбираются два мальчика, они становятся в центр хоровода. Остальные участники игры становятся в хоровод, спиной в центр, невысоко поднимают руки, идут вправо и поют первый куплет и припев, а мальчики ходят «под воротцами» (под руками детей), через центр хоровода, наклоняются и проходят из хоровода и в центр хоровода.
Участники игры идут влево и поют второй куплет и припев, мальчики повторяют движения. Участники игры идут вправо и поют третий куплет, на слова «становилися» все останавливаются, опускают руки и поворачиваются в центр хоровода, на слова припева девочки выполняют «пружинку» с поворотом, мальчики хлопают в ладоши. Все поют четвёртый куплет, на слова «поклонилися» мальчики выполняют русский поклон, на слова припева девочки выполняют «пружинку» с поворотом, мальчики хлопают в ладоши. В конце хоровода мальчикам предлагают игровое задание (выйти из круга, догнать друг друга, занять свободное место и др.).
Старая соломенная шляпа
Кому же мы подарим такую шляпу? Кому такая шляпа просто необходима? (огородному чучелу, пугалу). Осенью не собрать хороший урожай, если на огороде не было бы помощника – пугала огородного. Сторожит пугало овощи и фрукты, отгоняет крылатых разбойников.
Проводится музыкальная игра «Пугало»
Содержание игры: Дети образуют две шеренги, руки переплетают, образую «плетень». Все поют игровой припев, на первый куплет игрового припева идёт первая шеренга к другой, в конце дети первой шеренги выполняют поклон. На второй куплет идёт вторая шеренга к первой, в конце дети второй шеренги выполняют поклон. На музыкальный проигрыш все разбегаются, по окончании музыкального проигрыша дети должны образовать свои шеренги-«плетни», кто быстрее. Игровой припев исполняется на мелодию «Во саду ли в огороде».
Во саду ли, в огороде пугало стояло.
Оно старою метлою птичек разгоняло.
Во саду ли, в огороде фрукты наливались,
Но их птички не клевали – пугала боялись.
Рябиновые бусы
Нарядна осенью рябина, на ней красуются яркие ягоды. Девочки во все времена изготавливали бусы из рябиновых ягод, с ними танцевали, их дарили, с ними играли.
Проводится народная игра Вологодской области «Рябина»
Содержание игры: У центральной стены зала стоит девочка-«рябинка» с корзиной «ягод» (красных платочков). Основная группа детей – «воробьи», стоят у противоположной стены. Между «воробьями» и «рябинкой» стоят «вороны», которые не дают «воробьям» пролететь к «рябине». Все поют игровую припевку:
Ах, ах, ах, ах!
Стоит рябина во лесах,
Воробушки прилетали,
Красны ягоды клевали,
Их вороны прогоняли.
После припевки «воробьи» стараются пролететь к «рябине», сорвать ягоду (взять платочек из корзины). До кого вороны дотронуться, выбывает из игры.
Музыкальный руководитель: Мой короб опустел, но это только сегодня. За время до следующей нашей встречи в нём опять будет много интересного, и короб опять превратится в чудесный короб!
Развлечение заканчивается, музыкальный руководитель прощается с детьми до новых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного осеннего занятия в старшей группе «В гости к осени»
Сценарий осеннего развлечения для старшей группы
Сценарий развлечения "Здравствуй, осень золотая" для детей средней и старшей групп
Сценарий Осеннего развлечения в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Игра «Капуста» для детей старшей группы
Инсценировка сказки в старшей группе на тему: Грибы
Инсценировка сказки «Репка» в стихах для детей старшей группы
Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа
Осенняя прогулка «Наблюдение за солнцем». Старшая группа