Творческий проект "Весёлый Петрушка" для детей 6-7 лет
Автор: Кузнецова Оксана Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ - детский сад № 42 города Орла
Аннотация проекта
Данный проект призван решать задачи возрождения детского театра с участием перчаточной куклы Петрушки. Зрелища, организованные для детей и с участием детей всегда решали и будут решать задачи эстетического и познавательного характера, а умение действовать с перчаточной куклой, с куклой-марионеткой вызывает у детей положительные эмоции, что решает вопрос здоровьесбережения.
“Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей” Б. М. Теплов
Валят друг на дружку, а все — на Петрушку. русская пословица
Актуальность проекта
Петрушка – один из наиболее древних персонажей театра кукол, который пользовался особой популярностью в России на ярмарках и народных гуляниях, петрушечные представления являлись формой городского зрелищного фольклора. Но эти представления не были написаны для детей дошкольного возраста, слушателями могли быть часто только взрослые. В 50-60-е годы 20 века сюжеты петрушечных представлений были изменены, сюжеты стали «детскими», они были призваны не только веселить детей, но и учили нравственности. Изменился и внешний облик куклы.
Современные сценки и постановки носят шуточный характер, Петрушка-безобразник всегда рад стать примерным и иметь друзей.
Проблема заключается в том, что мало времени уделяется театрализованной деятельности, а особенно работе с перчаточными куклами в свободной деятельности детей в стенах детского сада, нет таких кукол и в «домашнем театре», а значит, не сформированы представления о том, кто такой Петрушка, как он выглядит, где он может выступать. При знакомстве с Петрушкой дети назвали его Буратино и клоуном, несколько детей заметили сходство имени куклы с зеленью петрушки.
Необходимо расширить представления детей о Петрушке, как о персонаже народного театра. Материал по данной теме существует, поэтому задача проекта собрать имеющийся материал и скомпоновать его в единый раздел.
Цель проекта
Формирование представления о Петрушке, как о русском народном персонаже кукольных представлений
Задачи проекта
Изучить материал об истории возникновения Петрушки в русском кукольном театре
Собрать имеющийся литературный и музыкальный материал, написанный для детей дошкольного возраста
Оформить мини-музей «Театр Петрушки»
Изготовить атрибуты для показа кукольных сценок
Научить детей приёмам кукловождения
Разучить с детьми небольшие сценки кукольных спектаклей
Активизировать словарный запас (перчаточная кукла, кукла Петрушка, ширма, балаган, театральное представление, ярмарка, кулисы, шарманщик, шарманка, рубаха, колпачок с кисточкой, бубенец)
Вызвать положительные эмоции у детей, доставить детям радость
Ресурсы
Временные: 2018 – 2019 учебный год
Информационные: интернет-ресурсы, фонд библиотеки им. Бунина (краеведческий отдел и отдел искусств), фонд детской библиотеки им. Пришвина, личная литература, фонд методического кабинета ДОУ
Материально-технические: имеющиеся куклы Петрушек, требующие реставрации, атрибуты, которые изготовят родители, пособия и атрибуты, которые станут экспонатами мини-музея
Финансовые: личные средства, финансовая поддержка администрации ДОУ
Кадровые: музыкальный руководитель – высшая квалификационная категория,
педагог дополнительного образования – первая квалификационная категория
Партнёры: музыкальный руководитель, родители подготовительной группы, дети подготовительной группы, воспитатели, педагог дополнительного образования
Этапы и план реализации проекта
I этап – подготовительный (сентябрь)
Работа с детьми
Беседа «Что вы знаете о Петрушке?»
Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка»
Разучивание песни «Ярмарка» Е. Гомоновой
Работа с родителями
Анкетирование
Просьба изготовить подставку для перчаточных кукол
Совершенствование предметно-развивающей среды
Реставрация кукол Петрушек
Создание перчаточных кукол
Изготовление ширмы-чемодана
Методическая работа
Изучение литературы, подбор литературного и музыкального материала
Изучение литературы в фондах областной библиотеки им. Бунина
Изучение литературы в фондах детской библиотеки им. Пришвина
II этап – основной (октябрь – апрель)
Работа с детьми
Знакомство с куклой Петрушкой
Разучивание песни «Ярмарка» Е. Гомоновой
Разучивание песенок-распевок о Петрушке
Творческое пение «Песенки Петрушки»
Посещение мини-музея «Театр Петрушки»
Обучение приёмам кукловождения, разучивание мини-сценок
Проведение игрового занятия «Петрушкины забавы»
Работа с родителями
Просьба изготовить кукол-дергунчиков (для домашнего театра)
Индивидуальные консультации «Создание домашнего театра»
Оформление буклета для родителей «История театра Петрушки»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Изготовление театра на палочке (рукоятка зубной щётки)
Создание мини-музея «Театр Петрушки»
Изготовление шарманки
Методическая работа
Составление презентации «Театр Петрушки»
Оформление картотеки стихотворений и загадок о Петрушке
Презентация мини-музея на Днях новатора
Консультация для воспитателей и презентация «История возникновения театра
Петрушки»
III этап – заключительный (май)
Работа с детьми
Развлечение «Петрушкины потешки»
Работа с родителями
Показ сценки для детей «Петрушка и подушка»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Пополнение экспонатами мини-музея «Театр Петрушки»
Методическая работа
Оформление материала для международного конкурса
Ожидаемые результаты
Дети будут узнавать русскую перчаточную куклу Петрушку, смогут рассказать о характере Петрушки, как главного героя театрального кукольного представления.
У детей появятся в речи такие слова, как перчаточная кукла, кукла Петрушка, ширма, балаган, театральное представление, ярмарка, кулисы, шарманщик, шарманка, рубаха, колпачок с кисточкой, бубенец.
Дети будут уметь разыгрывать небольшие сценки, используя разные виды детского театра (на палочках, на магнитах, кукол-дергунчиков), научатся кукловождению.
Дети смогут рассказать стихи о Петрушке или спеть песенки-попевки.
Перспективы дальнейшего развития
Пополнение мини-музея новыми экспонатами
Совершенствование приёмов кукловождения
Разучивание сценок и сочинение историй детьми в свободной деятельности
Литература
1. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. – М. 1986
2. Гусев, Некрылова А.Ф. « Русский народный кукольный театр»
3. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания». – М.: Лепта-Книга, 2007
4. Кошманская И.П. «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс»
5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. - метод. пособие; Великий Новгород, 2006
6. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Наука, 1994.
7. Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011
8. Савушкина Н.И. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора. Народный театр
9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002
10. Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, «Аркти», 2007
11. Театральная энциклопедия. — М., 1965.
12. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008
Приложение
Подборка стихов и загадок о Петрушке
План-сценарий развлечения «Петрушкины забавы»
Сценка «Петрушка и подушка»
Анкета для родителей
Буклет для родителей
Паспорт мини-музея «Театр Петрушки»
Фотоматериалы к публикации.
фото 1 общий вид мини-музея "Театр Петрушки"
фото 2 документация проекта, картотека стихотворений
фото 3 перчаточные куклы
фото 4 экспонат музея - шарманка
фото 5 экспонат музея - ширма-чемодан
фото 6 экспонат музея - немецкая перчаточная кукла Касперле
фото 7 буклет для родителей "История театра Петрушки"
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду «Эти разные мячи»
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Похожие статьи:
Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»