Роль словарной работы на уроках письма и развития речи
Роль словарной работы на уроках письма и развития речи
Главным направлением в моей педагогической деятельности является поиск, внедрение и использование инновационных образовательных технологий на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе использую современные образовательные технологии: Технология Результат использования
Технология игрового обучения Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта.
Обучение в сотрудничестве Развивают коммуникативные навыки, взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.
Концентрированное обучение Делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности.
Интегрированные уроки Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.
Здоровьесберегающие технологии и методики Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса.
ИКТ-технологии Позволяют существенно повысить уровень усвоения учебного материала.
При организации образовательного процесса особое внимание уделяю проблеме речевого развития обучающихся. Учитывая такие особенности речи обучающихся как:
• бедный словарный запас;
• неумение обучающихся высказать собственные мысли;
• нарушение в формировании монологической речи
считаю проблему актуальной.
Начало решений трудной задачи – это работа со словом. Слово является основной единицей языка, строительным материалом в предложении.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным) программа по русскому языку следующим образом определяет задачи работы над словом:
1. Обогащение словаря;
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;
3. Активизация словаря.
Словарная работа, будь то урок чтения или урок письма не является главным этапом урока. Она лишь неотъемлемая его часть, которая плавно вписывается в структуру урока.
При изучении темы «Части речи» в 6 классе учащиеся знакомятся с новым словом богатство. Учитель пишет это слово на доске и прочитывает его. Это же слово на информационном стенде в печатном варианте БОГАТСТВО.
Учащиеся сравнивают правописание слова с его произношением, подчеркиваются те буквы, которые требуют запоминания.
Задача учителя использовать новое слово при изучении материала по теме урока. Подбираем однокоренные родственные слова.
Богач, богатый, богатеть.
Учитель. – Докажите, что эти слова родственные.
Учащиеся. – У них одинаковый корень. Они близкие по смыслу.
Учитель. – Какой частью речи является каждое из данных слов?
Кто? Какой? Что делать?
сущ. прил. гл.
По вопросам определяем часть речи. Данная работа проводится с опорой на таблицу «Части речи».
Придумываем противоположные по значению слова.
Кто? Какой? Что делать?
бедняк бедный беднеть
Учитель. - Существует множество русских народных пословиц о бедности и богатстве. Прочитать их можно в сборнике В. И. Даля «Пословицы русского народа»
Одну из них записываем в тетрадь. Вид работы: комментированное письмо.
Мужик богатый, что бык рогатый.
Учащиеся комментируют изученные орфограммы, определяют части речи, находят новое слово. Обсуждается смысл пословицы. Благодаря сравнению в данной пословице, создается речевая ситуация.
Таким образом, на изучении нового слова строится весь урок. На следующем уроке, чтобы закрепить правописание изученного слова, провожу упражнение – письмо по памяти со зрительным самоконтролем.
Дружба и братство дороже богатства.
Существует несколько способов объяснения нового слова. Один из них -это словарная работа на ассоциативное мышление.
Река - мост. Часы – время.
Грибы - лес. Пустыня – верблюд.
Клюква - ? (болото). Письмо - ? (конверт)
В работе с учащимися с ОВЗ наиболее продуктивным является использование различных наглядных средств, например: показ соответствующих предметов.
Урок в 5 классе. Тема: «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространенные предложения».
Традиционно урок начинаю со словарной работы. В данном случае это картинный самодиктант с заданием: поставить ударение в слове и подчеркнуть безударную гласную в корне слова.
Проверка словарной работы осуществляется по слайду (использование компьютерных технологий). Учащиеся самостоятельно ставят себе оценку. Учитель. – Зачем человеку нужны слова? Учащиеся. – Слова нужны, чтобы составлять предложения.
Учащиеся участвуют в инсценировке, ищут решение проблемной ситуации, составляют нераспространенное предложение. Это предложение – сообщение.
Пришла весна.
А рядом на доске строки А. Пушкина.
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…»
Сравнив два предложения о весне, учащиеся понимают, чтобы так красиво говорить о природе, как поэт, надо учиться. Составить красиво предложение поможет схема № 1.
Что делает? Что?
догорает заря
Где? Какая?
У горизонта алая
Дидактические игры, физкультминутки также работают на развитие речи учащихся.
Игра «Пересадки»
Данная игра не требует специальной подготовки. Проводится она, как правило, в конце урока на закрепление изученного материала. На вопрос учителя дается учеником полный ответ. Если этот ответ правильный, ученик имеет право пересесть на другое место. Следующий ученик, давший правильный ответ на другой вопрос, сядет на освободившееся место. Победителем является тот, кто больше сделает пересадок в течение пяти минут. Игра развивает речевое общение детей.
Во многом успех усвоения словарных слов зависит от разнообразия видов словарной работы. На уроке учащимся предлагаются следующие задания:
1. Какое слово выше стоит в словаре?
Авиация или агрегат, аэрофлот или архив, былина или благодарность.
2. Данные слова расположить по алфавиту.
Биография, авторитет, легенда, единомышленник, малодушие, свидетельство, бетон, правонарушение, библиография.
3. Потолкованию угадай слово.
4. Прочитай в толковом словаре значение слов:
Биография и библиография. Какое из этих слово станет заголовком к стенду (на стенде перечень книг, словарей, использованных к уроку). Учащиеся выбирают слово Библиография.
Каждое задание становится «мостиком» к следующему этапу урока. Читаем пословицу из сборника В. И. Даля.
Без хлеба, соли за стол не садятся
Запись пословицы в тетрадь. Учащиеся комментируют орфограммы:
• правописание предлогов со словами;
• правописание «не» с глаголами;
• - тся и –ться в глаголах
• однородные члены предложения.
Учитель развивает тему «хлебосольства» русского народа. Учащиеся самостоятельно угадывают новое слово «обычай». Данное слово нужно вставить в пословицу в нужной форме. В каком народе живешь, того и (обычаи) держись.
Итогом урока может быть самостоятельная работа, состоящая из двух заданий.
1. Вставь пропущенную букву;
2. В данное предложение вставь подходящее по смыслу слово.
Для учащихся среднего звена при проверке и закреплении изученного материала часто использую загадки. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности, загадка развивает ум, смекалку, будит мысли. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления, развивает речь. Использовать загадки можно для словарных диктантов.
Загадки для словаря 6 класса.
• Лежали на свету,
Бросились во тьму,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет. (Семена)
• Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
• С оранжевой кожей
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
• Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А огромный… (океан).
• Слева бантик, справа бантик.
У красотки платье фантик.
Пренарядная кокетка –
Шоколадная …(конфетка).
• Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет. (Смородина)
Человек постоянно создает или открывает новые предметы, признаки, действия. И всем им нужно дать наименование, найти новое слово. Большинство новых слов образуется с помощью приставок и суффиксов. А сложные слова откуда берутся? Они получаются путем сложения. Учащиеся 8 класса знакомятся со схемой образования сложных слов, работают над их составлением.
Словарная работа на данном уроке проводится с опорой на натуральные предметы. Учитель показывает солнцезащитные очки.
Учитель. – Какую связь этот предмет имеет с темой урока «Сложные слова»? Зачем нужны такие очки?
Учащиеся. – Они защищают глаза от солнца. Значит они солнцезащитные. Мы образовали сложное слово.
Учитель. – Используйте это слово в предложении и самостоятельно закончите мысль.
Я купил себе … очки, чтобы … .
Обсуждаются варианты придуманных предложений. Лучшее предложение записывается в тетрадь. Так для активизации слова создаётся естественная речевая ситуация.
Проведение словарной работы считаю обязательным элементом на каждом уроке. Разнообразить её помогает следующий дидактический материал.
• Найди словарные слова на данную букву алфавита.
• Работа над деформированным предложением. Чтобы стать (герой), нужно быть отважным.
• Учитель загадывает слово. Три попытки это слово узнать.
• Игра «Соревнование». Играют две команды. На доске записаны в два столбика слова с пропущенной буквой.
• Запоминание орфографического облика слова. Закрывается часть записанного на доске слова. Ученики должны его угадать.
• Различные шарады. «Узнайте слово, которое задумано». Задуманное слово однокоренное слову красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс – как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
• Морфологические упражнения. Подберите словарные слова, обозначающие предметы. Три слова мужского рода, три слова женского рода, три слова среднего рода.
Выпишите из словаря по три слова 1, 2, 3 склонения. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной, способствует запоминанию трудных слов.
В данной статье упоминаю общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе по методике А. К. Аксеновой. (В сокращении)
1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа – 2-3, для учащихся старших классов – 3-5.
2. Необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов.
3. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей; затем слово включается в предложение и записывается.
4. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянные повторения слова, включение его в различные контексты.
5. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Любые приемы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
6. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка.
Я стараюсь в своей работе придерживаться данной методики и хочу сказать, что научить детей с ОВЗ связной правильной речи – большой кропотливый труд. Только каждодневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты.
У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям. Все дети по природе любознательны. Им интересно расширять свой кругозор. Стремление к знаниям в человеке заложено изначально. Поэтому, главное, не погубить его. И подтверждением этому стремлению является положительная динамика в усвоении знаний по предметам чтение и письмо.
Скачать Роль словарной работы на уроках письма и развития речи