Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя детского сада. Роль театрализованной деятельности в развитие речи у детей 2-3 лет
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
Морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Идет развитие духовного мира детей…”
Б.М. Теплов

Младший дошкольный возраст – это 2-3 год жизни ребенка, который можно охарактеризовать приходом нового этапа в жизни ребенка. Ребенок принимается чувствовать себя конкретной личностью, изменяется его отношение к окружающему миру. На данном этапе ребенок изъявляет желание делать что-либо самостоятельно и чувствует гордость, когда у него что-либо выходит. Ребенок принимается деятельно следить за окружающими людьми и копировать их. Можно отметить, что развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется инициативным постижением общественной реальности.

Данный возрастной этап описывается склонностью ребенка к независимости, формированием мышления, формированием взаимоотношений между детьми. На втором - третьем году жизни дети делаются автономнее. Продолжается формирование предметной деятельности, ситуативно-делового общения ребенка и взрослого; улучшаются восприятие, речь, первоначальные формы произвольного поведения, игры, наглядно - действенное мышление.

Формирование предметной деятельности сплочено с постижением культурных способов действия с многообразными предметами.

На данном возрастном этапе у детей вырабатываются виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра несет процессуальный характер, существенное в ней - действия. Они производятся с игровыми предметами, форсированными к действительности. В середине третьего года жизни возникают действия с предметами – заместителями.

К третьему году жизни улучшаются зрительные и слуховые ориентировки, что предоставляет возможность детям без ошибок осуществлять последовательность заданий: реализовывать выбор из двух - трех предметов по форме, величине, цвету; распознавать мелодии; петь.

Важнейшей формой мышления делается наглядно - действенная. У детей возникают чувства надменности и стыда, приступают вырабатываться компоненты самосознания, объединенные с идентификацией с именем и полом.
Заканчивается младший дошкольный возраст кризисом 3 лет. У ребенка развивается образ Я. Кризису нередко сопутствуют последовательность негативных проявлений: негативизм, настойчивость, трудности общения со взрослыми. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.

Каково же развитие речи у детей младшего дошкольного возраста?
В процессе коллективной со взрослыми предметной деятельности продолжает формироваться понимание речи. Слово отъединяется от обстоятельства и приобретает независимое значение. Дети продолжают постигать наименования окружающих предметов, обучаются осуществлять элементарные устные просьбы взрослых в границах видимой наглядной обстановки. Численность понимаемых ребенком слов увеличивается. Улучшается регуляция поведения вследствие обращения взрослых к ребенку, который принимается понимать не только наставление, но и рассказ взрослых [5, c.12].

Ребенок в младшем дошкольном возрасте описывается значительной активностью. Усиленно формируется активная речь. Ребенок непрерывно беседует, между ребенком и родителем, в том числе между ребенком и ровесниками возникают диалоги. Основной отличительной особенностью младшего дошкольного возраста делается то, что ребенок приступает говорить, при этом осуществляя какое-либо действие, то есть речь делается частью действия. К 3 годам они постигают важнейшие грамматические структуры, стараются выстраивать простые предложения, в разговоре со взрослыми применяют почти все части речи. Активный словарь доходит приблизительно до 1000 - 1500 слов. В завершении третьего года жизни речь делается средством общения ребенка с ровесниками.

Не редко, воспитатели в работе с детьми наблюдают проблемы в речевом развитии.

При оптимальном речевом развитии в 2-3 года у детей осуществляется постоянный процесс умножения пассивного и активного словаря. Другая ситуация встречается у детей с проблемами в речевом развитии. При недоразвитии речи численность слов и звукоподражаний у детей временами выражается не больше 10-20 слов. Фразовая речь у большинства из них не имеется, общение реализовывается за счет слов-предложений. У детей замечается значительная речевая активность, приумножается словарь, но при этом они ощущают сложности в произношении звуков и в слиянии слогов в слова, в словообразовании.

Могут появиться сложности с точным произношением звуков. Отдельные из них легко выговорить, а прочие временами останутся проблемой еще несколько лет. В данном возрасте для детей согласные звуки Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С обыкновенно не составляют особенных проблем. Другие же согласные зачастую элементарно съедаются, исключаются. С гласными такие проблемы отсутствуют – их выговаривать не трудно [5, c.13].

В младшем дошкольном возрасте существенно у детей усовершенствовать умение слушать, понимать речь, давать ответы на элементарные, а затем и более трудные вопросы, поддерживая разговор. Вопросы взрослого – это важнейший прием активизации речи и мышления ребенка. Подвергая рассмотрению или присматривая действия, явления, предметы, малыши способны дать правильные ответы на вопросы, но нередко испытывают сложности в том, чтобы представить себе ситуацию в едином целом. Постигнуть ее и осознать помогает взрослый.

Значительную роль в формировании данных процессов играют развлечения и праздники с возникновением новых героев, сказочных персонажей (переодетых взрослых людей), с введением кукольного театра [1, c.153].
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

В дошкольном возрасте игровая деятельность, в том числе и театрализованная, являются основным видом деятельности ребенка.

Театр – это один из видов искусства, который представляет собой художественное отображение действительности посредством драматического действия.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, объединенная с моделированием образов, связей, с применением всевозможных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики [2, c.141].

К формам организации театрализованной деятельности причисляют занятия, индивидуальную работу, театрализованные игры, праздники, развлечения.

Театр располагает обширными возможностями в развитии речи. Развивается словарь ребенка, улучшается звуковая культура речи, ее интонационный строй. Играемая роль, выговариваемые реплики ставят ребенка перед необходимостью понятно, внятно, ясно объясняться. У него совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность выказывает значительное воздействие на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь благодаря увеличению словарного запаса, улучшает артикуляционный аппарат. Ребенок постигает роскошь родного языка, его красноречивые средства. Употребляя выразительные средства и всевозможные интонации, отвечающие характеру героев и их поступков, ребенок стремится объясняться разборчиво, чтобы его все поняли. В театрализованной деятельности вырабатывается диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше постигают содержание произведения, логику и порядок событий, их формирование и причинную обусловленность. Театр содействует освоению компонентов речевого общения: мимики, жеста, позы, интонации, модуляции голоса [3, c.87].

В младшем дошкольном возрасте самый элементарный и самый занимательный вид театра – пальчиковый. Это театр без атрибутов, но с самым важным – героем и его жизнью.

В магнитном виде театра применяется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого различного размера.
Теневой театр в садах – самый таинственный и особенный для восприятия детей, дети принимают заинтересованное участие в такой деятельности. Вместо игрушечных персонажей, тени можно образовывать прямо кистью руки и пальцами. Данный вид театра именуется «театром живых теней» [6, c.57].

Театр масок – это театр живой куклы, и подходит он для детей каждого возраста. Даже самым маленьким детям предоставляется возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Воспитатель может предложить детям пересказать таким особенным образом понравившуюся малышам историю.

Кукольный театр – один из самых доступных ребенку и занимательных для него вариантов переработки и формулирования впечатлений, знаний, эмоций. С детьми младшего дошкольного возраста зачастую применяются инсценировки настольного кукольного театра на всевозможном материале, в частности, на материале авторских или народных сказок, близком и ясном детям данного возраста [4, c.125]. Такие инсценировки порождают большой эмоциональный отклик, естественно, детям хочется поделиться своими эмоциями, поведать о случившемся. Однако дети еще не обладают разговорной речью. Вследствие этого цель педагога, применяя многообразие методов, оказать поддержку детям и концентрировать внимание на правильное использование слов в речи, на верное выстраивание синтаксических конструкций в пересказах детей, на правильное произношение слов и т. п.

На базе моей группы детей младшего дошкольного возраста я организовала кружковую работу по театрализованной деятельности. Основными направлениями данной деятельности стало: создание театральной студии; разработка картотеки театрализованных игр; НОД с детьми: инсценировки русских народных сказок, а также работа с родителями: разработка консультаций, памяток, круглых столов и игровых родительских собраний.

На сегодняшний день можно сказать, что в результате такой деятельности достигнуты большие успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы
1. Белоглазова, Е.В. Развитие речи дошкольников посредством досуговых мероприятий / Е.В. Белоглазова // Развитие современной науки. – 2017. №4. – С. 153-157.
2. Летягина, И.Н. Театрализованная деятельность как средство для речевого развития детей младшего дошкольного возраста / И.Н. Летягина // Педагогический опыт. – 2016. №2. – С. 141-143.
3. Песошнова, Л.Г. Активизация речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / Л.Г. Песошнова // Филологическое образование в период детства. – 2013. №2. – С. 87-89.
4. Сабодаш, О.А. Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании / О.А. Сабодаш // Вестник Чаропевецкого государственного университета. – 2014. №3. – С.125-128.
5. Тихонович, Д.Н. Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста / Д.Н. Тихонович // Педагогический журнал. – 2016. №5. – С.12-17.
6. Третьякова, О.Н. Театрализованная деятельность в детском саду / О.Н. Третьякова // Альманах мировой науки. – 2016. №1. – С. 57-58.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек" Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ

Похожие статьи:

Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников

Консультация для педагогов ДОУ. Критическое мышление
Опубликовано: 815 дней назад (27 октября 2019)
Просмотров: 1762
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0
Людмила Александровна Козырева # 29 октября 2019 в 03:00 0
Здравствуйте, Александра Олеговна! Вы представили замечательный, эффективный и полезный опыт работы по развитию речи. Сейчас бедная, неразвитая речь встречается даже у более старших детей, поэтому Ваша деятельность несомненно принесет много пользы Вашим воспитанникам. И не только в развитии речи, но и в становлении личности. Успехов Вам в Вашей деятельности. Голос!