Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированный урок, 10 класс. Истории России + литература

Конспект интегрированного урока по истории России и литературе в 10 классе (2 часа)
1 урок.
«200 лет отделяют нас от события, о котором сегодня пойдет речь на уроке, но до сих пор историки разных стран не пришли к единому мнению о нем. Какие точки зрения существуют по поводу Бородинского сражения? Среди побед Наполеона, начертанных на его могиле, значится и победа у Бородино, но М.И. Кутузов в реляции Александру I написал, что «французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата». Кто же из них прав, если мы победили, то какие факторы способствовали этому, каковы последствия?
На уроке мы должны: - актуализировать имеющиеся знания из курса истории по теме «Отечественной война 1812»г;
- выяснить, насколько сохранена автором «историческая правда» о происходящих событиях в художественном произведении.
Ученики разбиваются на группы, используя различные источники выполняют задания.
1 группа. Используя дополнительную, справочную литературу и Интернет – ресурсы, составьте биографическую справку о М.И. Кутузове, его взаимоотношениях с императором Александром I. Как описывает Л.Н. Толстой назначение Кутузова главнокомандующим русской армии в романе« Война и мир»? (глава №6)
2 группа. На основе анализа исторической карты, документов, художественного произведения выскажите предположение, почему именно Бородинское поле выбрано для сражения Кутузовым? Каково соотношение сил сторон? Как шла подготовка к сражению русской и французской армиями?
3 группа. Внимательно прочитайте главы № 19,28,39 романа « Война и мир», дайте оценку деятельности М.И. Кутузова и Наполеона Бонапарта до, в ходе и после окончания сражения. Как оценивают роль личности в историческом процессе Л.Н. Толстой и историки? Ответ оформите в виде таблицы.
4 группа. Используя справочную литературу, текст романа «Война и мир» ( главы №19,39) объясните значение понятий, используемых автором для описания боя. Сравните описание боя у Л.Н. Толстого с историческими источниками. Сохранена ли автором в художественном произведении «историческая правда» о происходящих событиях? Кого из литературных персонажей можно считать героями?
5 группа. «Страшный замах руки, - по мнению Л.Н. Толстого,- упал бессильно». В чем видят причины такого исхода автор? Какие точки зрения существуют у историков об итогах Бородинского сражения? В чем Вы видите значение победы русской армии при Бородино?
6 группа. Используя знания по истории и культуре, интернет - ресурсы, подготовьте проект-экскурсию о памятниках героям Отечественной войны 1812 года.

2 урок.
Август 1812 года русская армия получила нового командующего, М.И. Кутузова. Дайте краткую биографическую справку о М.И. Кутузове. Как складывались отношения с императором Александром I?
Как описывает это событие в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой? (выступление 1 группы).
По дороге в армию Кутузов узнает, что Смоленск оставлен. «Ключ к Москве взят,- с огорчением сказал он». После этого его мысли вновь и вновь возвращались к тому, какой выбор он должен сделать. 17 августа 1812 года у села Царево Займище он прибыл в армию. Каково отношение войска к назначению Кутузова главнокомандующим?
Разобравшись в обстановке, Кутузов отдает приказ продолжить отступление, понимает, что решающей битвы не избежать. При помощи решительных мер он улучшил снабжение армии, пресек мародерство, подтянул дисциплину. Большие надежды командующий возлагал на формирование в Москве народного ополчения.
В чем заключается пафос «Войны и мира»?
Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у Бородино. Почему именно здесь решил дать сражение М.И. Кутузов? Каково соотношение сил? Как шла подготовка к сражению противников?
Как отвечает на эти вопросы Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»? (выступление группы № 2)
Из курса обществознания Вы знакомы с понятием « личность». Какие качества необходимы для полководца, по Вашему мнению? Что будет, если есть только ум или только воля?
Какую оценку роли личности, в происходящих событиях, дает Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»? Дайте оценку деятельности М.И. Кутузова и Наполеона Бонапарта (выступление группы № 3)
26 августа начнется генеральное сражение у деревни Бородино. Группа № 4 раскрыла значение понятий, встречающихся в романе у Л.Н. Толстого и в исторических документах при описании боя. Сохранена ли автором «историческая правда» о происходящих событиях?
Кого из литературных персонажей можно считать героями?
Бородинское сражение продолжалось 12 часов. Каков исход боя? В чем Вы видите значение победы русских войск у Бородино?
Какова точка зрения Л.Н. Толстого? (выступление группы №5)

Обобщение.
Вспоминая об Отечественной войне 1812 года, мы обратились к героическим страницам истории, к доблести и самоотверженности наших предков в защите Родины. (выступление группы № 6)
Бородино – это победа или поражение? Какие факторы обеспечили победу русской армии при Бородино? (героизм армии, патриотизм народа, полководческий талант М.И. Кутузова, выбор места для сражения и т.д.) Каковы последствия?
Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого «Кутузов - великий полководец потому, что он великий человек». (Сочинение-эссе. Домашнее задание.

Рефлексия:
1. Как я усвоил (а) материал:
- усвоил (а) весь материал и получил (а) новые знания;
- усвоил (а) частично материал;
- слабо усвоил (а) материал.
2. Как я работал (а) на уроке:
- удовлетворен (а);
- не удовлетворен (а).
3. Как работала группа:
- все приняли активное участие;
- участвовали не все.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края» Зачётный тест по истории России для 10 класса Календарно-тематическое планирование по Всемирной истории, 10 класс Конспект урока истории Казахстана в 10 классе. Звериный стиль, культура саков

Похожие статьи:

Конспект урока истории для 10 класса по теме: «Политическая и духовная жизнь общества в конце 60-х начале 80-х годов»

Конспект урока всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века

Программа факультативного курса для учащихся 9, 10, 11 классов по истории Казахстана

Конспект урока по истории в 10 классе «Личность и деятельность Петра I»

Опубликовано: 1642 дня назад (26 октября 2019)
Просмотров: 589
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!