Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дидактические игры с блоками Дьенеша
Автор: Черенкова Алёна Владимировна
Назначение: данный материал может быть полезен воспитателям детских садов.
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с опытом работы
Задачи:
- Познакомить с многообразием игр с использованием блоков Дьенеша, способствующих формированию математических способностей у детей.
- Провести обмен мнениями и опытом работы с данным методическим материалом
План проведения мастер класса
1. Знакомство с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша
2. Практическая часть «Игра как средство обучения» - игры с педагогами с использованием блоков Дьенеша
В своей работе с детьми я использую различные игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Данное методическое пособие способствует развитию когнитивных способностей дошкольников, а именно развивает логическое мышление, память, внимание, восприятие, воображение.У детей формируются умения классифицировать обьекты, синтезировать и абстагировать свойства предметов.
Методическое пособие «Блоки Дьенеша» - это набор из 48 геометрических фигур, которые отличаются по четырем свойствам: цвет, форма, величина, размер. Абсолютно одинаковых по всем свойствам фигур в наборе нет.
Алгоритм введения игр с данным пособием:
Знакомим и учим выявлять свойства
Сравниваем, классифицируем, обобщаем
Осваиваем язык символов и операций.
Вся работа с данным материалом строится по принципу от простого к сложному. Занятия усложняются исходя из готовности к восприятию нового материала дошкольниками и их возрастными особенностями. С какого возраста можно применять данное пособие?
С ним можно работать начиная с 2 лет.
Практическая часть
Уважаемые педагоги хотелось бы с вами поиграть. Давайте мы с вами почувствуем себя маленькими детьми и познакомимся с данным материалом так как я это делаю с детьми.
Вся работа опирается на алгоритм, с которым я вас ранее познакомила. Повторюсь еще раз:
Знакомим и учим выявлять свойства
Сравниваем, классифицируем, обобщаем
Осваиваем язык символов и операций
Для начала каждому ребенку раздается коробочка с фигурами. И дети просто открывают ее, рассматривают что в ней, задают различные вопросы, на которые мы свами должны дать ответ.
После того как дети рассмотрели что в коробочке проводим беседу.
- Ребята, что вы увидели в данной коробочке? (Ответы детей)
Как правило дети отвечают: фигуры, кто начинает перечислять круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ответы детей зависят от уровня проведения предварительной работы по ознакомлению дошкольников с геометрическими фигурами.
Демонстрируем фигуры детям: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Ребята, а какого они цвета? (Ответы детей)
Красные, желтые, синии.
- Ребята, найдите пожалуйста маленький и большой круг и положите перед собой.
Фигуру для выполнения задания можно взять любую, главное акцентировать внимание ребенка на различие в размере – большой, маленький. Как правило, дети находят фигуры по данному признаку и порой не обращают внимание на другие свойства (цвет, толщина)Работа проходит по двум свойствам: фигура( ее мы обозначаем в самом вопросе-задании) и размер(большой маленький), где детям уже приходится действовать самостоятельно.
Далее ведем знакомство с понятиями :тонкий, толстый.Здесь в зависимости от степени подготовки дошкольников можно задать конкретный вопрос:
- Найдите пожалуйста два больших круга желтого цвета. Посмотрите одинаковые ли они?
В зависимости от того какие фигуры выбрал ребенок( так как мы не даем еще конкретную установку на выбор величины) проводим анализ детского выбора. Возможно у кого то фигуры окажутся одинаковыми по толщине, а кто то может выбрать разные по данному свойству, не обратив на него внимание. И здесь мы подводим детей к ответу. Демонстрируем ребенку, что данные фигуры отличны по толщине –толстые и тонкие.
Познакомив детей с содержимым коробки мы далее ведем работу по закреплению данных свойств – форма, цвет, размер, величина. Данное методическое пособие хорошо тем, что с ним можно проводить занятия в игровой форме.
Проводя работу с блоками Дьенеша я подобрала картотеку игр с данным материалом.Все они довольно таки разнообразны, но обьеденены одной целью: развивать у детей умение мыслить и рассуждать. Для вас я подготовила буклеты с данными играми. Познакомимся с ними на примерах.
1. Игры с сортерами, вкладышами
В отверстия дети должны, ориентируясь на свойствах предметов подобрать нужные фигуры. Изначально только отталкиваясь от одного свойства и далее задачи усложняются)
-
Найди такой же (ребенку задают вопросы на свойства фигуры постепенно усложняя задания, в данной игре для заинтересованности ребенка можно вводить различные персонажи. Например у зайки красный квадрат, найди ему такой же. Постепенно свойства добавляются и задания усложняются).Можно вводить свойства на отрицание, то есть «не такой же». Найди такой же, но маленький и так далее.
- Волшебный мешочек (в мешочек или же сундучок помещаются блоки и ребенок вытаскивает любой из них при этом он должен описать по всем свойствам ту фигуру, которую выбрал)
Например: красный квадрат, маленький, толстый, желтый треугольник, он тонкий и большой….
Можно вводить игры-задачи на формирование логического мышления
-
«Домики». Ребенку предлагается расселить фигуры в пустые окошки (спрятать знаки вопроса )
-
«Веселый паровозик» Ребенку предлагается подобрать нужные вагоны для паровоза.(Работа по образцу).
- Задания на конструирование методом наложения и по заданному образцу
Задание для ребенка:
Там, где видишь цифры «три» - паруса ты прикрепи
Где находится «корма»? – там где видно цифру «два»
Ну атам где «единица» - судна важная частица
Здесь положим мы каркас
От воды спасет он нас
Что осталось прикрепить, чтоб от берега отплыть?-
Нужен «нос» для корабля-не страшна будет волна
Двинемся смелей вперед – там «четыре» цифра ждет.
-
Строим домики по образцу на рисунке
Закрепив у детей понятие о свойствах фигур мы вводим схемы обозначения.с помощью схем-карточек. Дошкольники учатся работать с карточками схемами. Каждой фигуре соответствует только одна определенная карточка. Так ребенку дается карточка и он ищет заданную фигуру.
Пятно определенного цвета обозначает цвет нужной фигуры
Форма фигуры обозначается черной геометрической фигурой соответственно
Дом – свойство большой-маленький
Фигура человека – толстый-тонкий
Закрепив и хорошо усвоив работу с карточками – схемами вводим понятие «отрицания», то есть не красный, не квадрат, не толстый. Ребенок должен научиться искать не такую же фигуру по определенному признаку.Знакомим с обозначением – отрицание обозначается перечеркиванием.
С помощью схем можно вводить задания на конструирование. Дети уже не просто конструируют методом наложения и подбора, но и учатся пользоваться языком символов. Можно строить ракеты, корабли, машины – все зависит от фантазии педагога.
Данный материал способствует всестороннему развитию ребенка. Его можно применять во всех образовательных областях:
Познавательное развитие: формирует когнитивные способности дошкольников, знакомит с геометрическими фигурами и их свойствами.
Речевой развитие: формирует связную речь, умение строить простые предложения, формулировать ответы на поставленные вопросы
Социально-коммуникативное: формируют умение анализировать, синтезировать, абстрагировать полученные знания в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Художественно – эстетическое: формируют умение конструировать по образцу и схеме.
Физическое: применять данное пособие можно и при проведении подвижных игр: блоки могут обозначать определенное действие, движение, с их помощью можно составлять маршруты движений и карты-схемы.
Спасибо за внимание. Хотелось бы услышать ваши вопросы, пожелания и рекомендации по дальнейшей работе.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет
Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет
Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород
Дидактическая игра для младших дошкольников
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени