Конспект музыкального занятия «Путешествие в весенний лес». Старшая группа
Музыкальное занятие в старшей группе «Путешествие в весенний лес». Конспект с презенртацие
Автор: Яковлева Алла Александровна Описание: данный конспект занятия предназначен для проведения его с детьми старшей дошкольной группы, будет полезен музыкальным руководителям детских садов. Цель: сформировать основы музыкальной культуры детей посредством различных видов исполнительской деятельности. Задачи: Образовательные:
- Познакомить детей с музыкальным произведением «Пляска птиц», муз. Н.Римского-Корсакова.
- Познакомить детей с песней «Птичий дом», муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской; разобрать текст песни.
- Познакомить детей с танцем; разучить с детьми тройные притопы. Развивающие:
- Упражнять детей в ритмичном выполнении подскоков.
- Упражнять детей в марше и легком беге по кругу; развивать умение слушать и слышать смену музыки.
- Развивать ритмичность движений. Воспитательные:
- Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Закреплять с детьми правила игры, слова игры. Оборудование: музыкальное сопровождение «Пляска птиц», муз. Н.Римского-Корсакова; песня «Птичий дом», муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской, презентация.
Ход
- Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами будем заходить в зал подскоками. Внимательно слушайте музыку, двигайтесь легко, четко, под музыку, стараемся тянуть носочки от себя. У мальчиков руки на поясе, девочки держат платьице. Строимся в круг.
- Молодцы, ребята, вы ритмично зашли в зал, слушали музыку и выполняли подскоки в такт музыки.
- Ребята, подровняйте, пожалуйста, круг. А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас? (Весна). С приходом весны вся природа оживает, животные выходят из спячки, птицы прилетают из теплых краев.
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвой!
(А. Н. Плещеев)
- Сегодня такая прелестная погода, что мне захотелось пригласить вас в весенний лес. Хотите отправится туда вместе со мной? (Да). Ребята, но отправимся мы в весенний лес с хорошим настроением под музыку, ведь природа оживает, проявляет свою красоту и радует глаз. Путешествие наше будет под музыку «Шаг и бег». Когда будет играть мелодия марша, вы будете маршировать по кругу, высоко поднимая колени, будто весна уверенно приходит в лес прогоняя зиму с наступлением марта. Но когда мелодия сменится на другую, легкую и быструю, вы побежите на носочках по кругу, легко и тихонько, словно бегут весенние ручейки. Мальчики будут держать руки на поясе, а девочки на платьице. Будьте внимательны и слушайте музыку, постарайтесь прочувствовать все весенние чувства, прочувствовать пробуждение природы. (Выполнение упражнения).
- Молодцы, ребята, вы слушали музыку, слышали ее изменение, маршировали в такт ей, уверенными весенними шагами и легко на носочках бегали по кругу, будто бегут весенние ручейки. Вашими движениями вы смогли передать как природа ведет себя с приходом весны, и смогли оказаться в весеннем лесу. (На слайде изображение весеннего леса). Какая же прекрасная здесь погода, природа и животные. А сейчас давайте пройдем все стулья-пенечки, и посмотрим, что же нас будет ждать дальше. Идем танцевальным ритмичным шагом, ставя ногу легко на носок. Ведь мы гости в весеннем лесу, и не стоит понапрасну тревожить лесных жителей. Не забываем, что мальчики держат руки на поясе, девочки держат платьице, тянем носочки. (Под музыкальное сопровождение дети танцевальным шагом проходят на стульчики).
- Ребята, на стульях мы сидим красиво, ножки вместе, спинки прямые. (На слайде иллюстрация птиц в лесу). Ребята, посмотрите, кого мы с вами встретили? (Птиц). Каких птиц вы узнали? (Варианты детей) Верно, некоторые птицы уже прилетели из теплых краев. Ребята, а вы видели, как птички летают? (Да). А вы слышали, как птички поют? (Да). А видели ли вы, как танцуют птички? (Да). А как они танцуют? (Прыгают, летают). Да, ребята, вы правы. Танцы птиц схожи на игры. Они скачут на своих лапках махая крылышками, иногда взлетая. А в воздухе у них еще краше танцы. Они изящно летают, показывая свои умения в воздухе.
- Ребята, оказавшись в лесу, сразу можно услышать пение птиц, можно увидеть их летающих с одного дерева на другое, можно даже увидеть их пляску. А можно ли пляску услышать? (Да). Я тоже считаю, что пляску можно не только увидеть, но и услышать. Сейчас внимательно послушайте произведение, а затем скажите, какое настроение у этой музыки и слышали ли вы такую пляску птиц? (Слушание произведения). Ребята, вы слышали такую пляску? (Нет). А какое настроение у этого произведения? (Веселое, озорное). Верно, мелодия по настроению задорная, игривая, веселая, птички резвятся, веселятся, танцуют.
- Это музыкальное произведение так и называется «Пляска птиц». Написал его русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Портрет композитора на слайде). Ребята, а кто такой композитор? (Это человек, который пишет музыку). Верно, композитор – человек, который сочиняет, пишет музыку.
- Н.А.Римский-Корсаков написал много произведений и для взрослых, и для детей. Одно из них и является произведение «Пляска птиц». Как вы думаете, почему он написал такое произведение и назвал его так? (Видел, как танцуют птицы). Это может быть верно. Может он, также, как и мы, был в весеннем лесу. Слушал пение птиц, видел, как птицы танцуют, привлекая внимание друг к другу. И эти эмоции сподвигли его написать это замечательное музыкальное произведение. Слушая это произведение можно сразу представить, как стая птиц весело резвится и танцует на лесной поляне.
- Ребята, а вы услышали в мелодии будто пение птиц? (Да). Все услышали? (Да). Давайте сейчас еще раз прослушаем это музыкальное произведение, и когда вы будете слышать пение птиц, поднимайте руки. (Слушание музыки). Ребята, видите, как с помощью музыкального инструмента композитор смог передать пение птиц. А с помощью всей мелодии смог передать настроение и действие птиц, ведь под эту мелодию так и представляется, как птички на лужайке резвятся, летают, танцуют. Ребята, какое произведение мы сейчас с вами прослушали? («Пляска птиц»). Правильно, произведение «Пляска птиц». А кто композитор этого произведения? (Николай Андреевич Римский-Корсаков). Все верно, произведение «Пляска птиц» написал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Молодцы! Вы слушали внимательно произведение, не отвлекались. Смогли определить темп мелодии, ее характер, а также услышали в нем переливистое пение птичек. На следующем занятии мы вспомним еще раз и прослушаем это произведение, и вспомним, как мы с вами впервые услышали его в весеннем лесу.
- (Иллюстрация птиц на слайде). Ребята, мы ведь знаем, что в лесу птички живут в гнездах, в дуплах. У нас, в городе, птички тоже живут и в гнездах, и в дуплах. А как называются домики птичек, которые изготавливает человек? (Скворечники). Правильно, скворечники – это птичьи домики. Лесные птички как раз знают одну песню про птичьи домики. Они хотят вас познакомить с ней, чтобы мы могли на нашей площадке петь песенки птичкам, которые прилетают к нам в скворечники. Песенка так и называется «Птичий дом». Сейчас мы с вами прослушаем песенку, а вы внимательно слушайте и потом скажете мне, какой характер был в песне, о чем пелось? (Первое прослушивание).
- (1 куплет). Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики-скворечники
Мы сколотим из досок.
(2 куплет). На дворе тепло и весело,
Лёд ломается в реке.
Птичий домик мы повесили
На берёзовом сучке.
Припев. Ждём, ждём, птички, ждём,
Прилетайте в новый дом! (2 раза)
- Ребята, какой характер был в песне? (Веселый, задорный, радостный). Правильно, мелодия звучит весело, игриво, звонко. А о чем пелось в песне? (О том, что наступила весна, и что дети строят скворечники, вешают их на березку). Верно, поется о том, что ломается лед, светит солнышко и ребята делают из досок скворечники и вешают их на березовые сучки. Птички предлагают вам еще раз прослушать песенку и постараться подпевать слова. Для этого давайте встанем все около своих стульчиков и дружно будем подпевать вместе со мной. (Повторное прослушивание).
- Хорошо, ребята, птичкам понравилось ваше пение, вы внимательно слушали песню, определили ее характер, и содержание. Лесным птичкам с нетерпением хочется, чтобы вы запомнили слова и пели эти песенки нашим птичкам на площадке. Поэтому, на следующем занятии мы начнем с вами разучивать слова этой песни.
- Ребята, посмотрите, кажется, и животные выходят из своих спячек на поляну. Посмотрите, как их много. (Иллюстрация на слайде). Ребята, а вы заметили, что все животные по парам? (Да). Как вы думаете, почему? (Они дружат вместе; они гуляют). Верно, может быть и так. Но мне еще кажется, что они так стоят, потому что они любят исполнять танце «Парная полька». Ведь и у животных есть свои танцы. И сейчас, когда они вышли из спячки, им очень хочется ее станцевать. Но еще больше им хочется, чтобы ее станцевали вы. И поэтому мы с вами начнем сегодня разучивать движения из танца «Парная полька». Для начала давайте послушаем мелодию и подумаем, какой характер у этой мелодии? (Слушание мелодии). Ребята, какой характер у мелодии? (Веселый). Верно, мелодия веселая, задорная, шустрая. А сейчас посмотрите движения, которые мы будем с вами выполнять. (Показываю движения со словесным объяснением).
Часть 1-я (четыре раза).
Такты 1-2. Дети приплясывают друг перед другом, исполняя легкие «три притопа», чуть поворачиваясь вправо (такт 1) и влево (такт 2).
Такты 3-4. Дети меняются местами, проходя спиной друг к другу (правым плечом вперед).
Повторение 1-й части. Повторяются те же движения, и дети возвращаются на свои места.
С окончанием музыки пары берутся за обе руки «лодочкой»: у мальчиков руки ладошками вверх, у девочек на руках мальчиков.
Часть 2-я (два раза).
Такты 1-4. Пары двигаются по кругу боковым галопом: дети движутся, повернувшись лицом друг к другу и взявшись «лодочкой».
Такты 5-8. Пары останавливаются и кружатся вокруг себя в правую сторону держа руки лодочкой.
Затем повторяется заново 1-я и 2-я часть.
- А сегодня мы с вами будем разучивать первую часть танца – тройные притопы со сменой места. Сейчас мы встанем с наших пенечков и друг за другом выходя выстроимся в круг. Сейчас все разбились на пары: мальчик с девочкой и стали в круг. Мальчики стоят внутри круга спиной в круг, девочки снаружи, лицом в круг. Сейчас я под музыку покажу это движение. Внимательно посмотрите на меня и постарайтесь запомнить. (Показ детям под музыку). А теперь выполним все вместе. Для начала мы выполним без музыки, под счет. Слушаем внимательно. (Выполнение вместе с детьми под счет). Хорошо, а теперь выполним первую часть под музыку. Слушаем музыку, если что, смотрим на меня. (Выполнение вместе с детьми под музыку). Хорошо, молодцы. А теперь постарайтесь выполнить это движение самостоятельно. (Выполнение детьми самостоятельно).
- Хорошо, ребята, молодцы, мы с вами разучили движение тройные притопы, вы внимательно слушали музыку, выполняли притопы правильно, в такт. Животным так понравилось, как вы выполняли их любимый танец «Парная пляска», что они приглашают вас в следующий раз разучить следующую часть танца вместе с ними.
- А сейчас, ребята, подровняли наш красивый круг. Ребята, к нам в весенний лес прилетела еще одна птица. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, кто же это?
- Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
- Кар! - всё время говорит.
Клюв – страшней иголки. (Ворона)
- Верно, посмотрите, на ветке сидит ворона. (На слайде иллюстрация вороны на ветке). Видимо она услышала, как весело у нас здесь в весеннем лесу, увидела наши танцы со зверями и решила присоединиться к нам. Но ворона прилетела к нам не просто так, а хочет поиграть с вами. Она часто прилетает в этот лес, и играет с ее жителями в ее любимую игру, которая так и называется «Ворон». И сейчас нам она также предлагает сыграть в эту игру. Послушайте правила игры.
- Мы станем в ровный круг, закроем глаза, а я быстро пройдусь за кругом и до кого-то дотронусь – это будет наш ворон. Мы будем говорить слова и выполнять движения. На слова «Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора» мы идем в круг танцевальным шагом. На слова: «А на той горе дубок, а на дубе воронок», мы все танцевальным шагом выходим из круга, а ворон остается в кругу. Далее, под слова «Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах», ворон выставляет поочередно ногу на пятку, а все ребята за ним повторяют. На слова «Черный ворон на дубу, он играет во трубу», ворон показывает будто игру на трубе, а все остальные также повторяют за вороном. На слова «Труба точеная, позолоченная», ворон делает 3 притопа с одной и другой ноги, дети все повторяют. И на слова «Труба ладная, песня складная», ворон и дети кружатся на месте вокруг себя вытянув руки вперед ладонями вверх. Затем все ребята закрывают глаза, а ворон пролетает за спинами участников и дотрагивается до кого-то, но не говорит до кого. Затем игра повторяется. Хорошо, ребята, приготовились. Ворона будет сидеть на ветке и наблюдать, хорошо ли вы запомнили слова и движения игры. (Ход игры).
- Молодцы, ребята, вы были внимательными, и правильно выполняли движения под слова. Посмотрите, к нам пришли еще животные посмотреть на то, как вы умело умеете играть в эту интересную игру. (На слайде иллюстрации животных). (Игра повторяется 2-3 раза).
- Молодцы, ребята, вороне очень понравилось, что вы внимательно слушали слова, и произносили их вместе с нами. Соблюдали правила игры, выполняли качественно движения и повторяли их за воронами.
(На слайде иллюстрация весеннего леса).
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие в весенний лес? (Да). Какое настроение у вас после этого путешествия? (Хорошее, радостное). Это очень хорошо, что после путешествия наши эмоции схожи.
- А кто мне скажет, что же мы сегодня с вами делали в лесу? (Пели, танцевали, слушали музыку, играли). Сегодня у нас было очень продуктивное путешествие, мы очень много всего сделали.
- Давайте вспомним, как же называлось произведение, которое мы с вами сегодня прослушали в лесу? («Пляска птиц»). Верно, мы слушали и представляли, как птицы плясали и резвились на поляне.
- А какой же любимый танец животных мы с вами начали разучивать? («Парная полька»). Правильно, любимый танец животных в лесу – это «Парная полька».
- Артем, что тебе понравилось в сегодняшнем путешествии? (Мне понравилось играть и слушать музыку). Хорошо. Милана, а что понравилось тебе? (Мне понравилось танцевать). Очень замечательно. (Выборочно спрашиваю детей о том, что понравилось в путешествии).
- А может в сегодняшнем путешествии у кого-то возникали какие-то трудности? Или может что-то им не понравилось? (Дети высказывают свои трудности в ходе реализации занятия).
- Ребята, в сегодняшний день, в эту прекрасную погоду, я очень рада, что мы с вами отправились в весенний лес. Мы с вами прочувствовали атмосферу и получили эмоции при пробуждении леса от зимнего сна. Вы очень постарались сегодня показать, какие вы умелые, внимательные ребята, и правильно выполняли все задания.
- Ребята, наше путешествие в весенний лес подходит к концу и нам пора возвращаться в группу. Чтобы оказаться снова в группе, нам нужно выйти из леса подскоками. Поэтому мальчики ставят руки на пояс, девочки держат платьице. Поворачиваемся все за ведущим. Двигаемся легко, четко, слушаем музыку. До свидания!