«Образ Старицы храню и берегу…». Старицкая земля в стихах А. Кашина
Тема малой родины является одной из главных в творчестве А.Кашина. Малая родина для него – это деревни Баканово и Крутицы, город Старица, Тверская глубинка. Именно здесь, как в капле воды, отразилась история России, здесь осмысливается прошлое и (как уверяет нас автор) начинается будущее.
Главная проблема, которая волнует поэта, – разрушение привычных, традиционных крестьянских устоев, исчезновение деревень Верхневолжья. Не случайно последний, четвертый сборник имеет посвящение: «Родной деревне, разграбленной и разрушенной, посвящаю…»
Во многих его стихах, таких, как « Деревенька моя, от весны до зимы…», «Ты помнишь наш домик в далёкой деревне…», «Просыпаюсь – не уснуть…», «Как много дорог и дорожек…», «Дорога дождями умыта…», «Мой род крестьянский очень древний…» и других появляется
лейтмотив смерти, возникает образ деревни забытой, умирающей, которую покинули люди. Автор использует
эмоционально - оценочные эпитеты: «За печальной деревней Баканово // Притулилась деревня Крутицы…», «В моей деревеньке убогой…», «…только редкие трубы торчат…», «Камыши в печальной доле // Мелководье сторожат…», «…Серенький домик, // убогий и низкий…» и другие. Эпитеты «печальный», «убогий», «бедный»,
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают представить безрадостную картину умирающей деревни и передают настроение лирического героя, его отношение к происходящему.
Создают гнетущую картину угасания и
образные детали: «Вздыхает, качаясь, изба, // Как баржа в гниющем затоне…», «Молчат, скособочившись, избы, // Морщинят подгнившие стены…», «И плачут под ветром колосья…», «Над буграми, крапивой поросшими…», «…печалятся дали просторные, // Зарастая ольхой и осиной…», «Наползают кустарники сорные // На озёра, покрытые тиной. // И теряются тропки неторные, // Занавешенные паутиной…», «Избы прячутся в деревьях…», «…на ветру скрипит сарай…», «… избы мне машут платками //Исхлестанных ливнями крыш…», «В деревне, надолго уснувшей, //разрухи покой гробовой…», «Ушла из колодца вода, // Скукожились бурые травы…», «Снова птицы гнездовья забросили…», «Забыт и заброшен мой дом, // Печалью окутаны стены…» и другие.
Этой же цели служат и
образы коршуна («Над нашей деревней забытой // Безжалостный коршун кружит…»,
старухи («А слезы не сохнут в морщинках, // И мыслей теряется нить… / В избе не осталось мужчины. Кто ж будет ее хоронить?»),
образ старого коня («И слезы набухли в глазищах, // И кнут обжигающе свищет. // И мерин вздохнул и упал…»).
Лирический герой этих стихотворений воспринимает процесс разорения деревни как личное горе, как потерю чего-то близкого, дорогого, важного для него. Рефреном звучат строки - заклинания в стихотворении «Мой род крестьянский очень древний» - «Я так прошу тебя, деревня, // Не умирай. Не умирай…»
Кто же виноват в том, что жизнь уходит из глубинки? Автор говорит о тех, кто предал Отчизну, создал такие условия, при которых крестьяне вынуждены были покидать родные дома: «Еще вчера она стремилась // К далеким, чистым берегам. // Не доплыла, сдалась на милость // Собою вскормленным врагам...»
Поэт винит и себя в происходящем, так как является современником этих печальных событий, держит ответ перед дедами и прадедами за то, что не смог уберечь от гибели то, что сохранялось веками: «Родные мои старики и старухи, - // Шепчу я чуть слышно, - нет нашей вины // В том, что такой страшной, обвальной разрухи // Не ведали вы даже в годы войны. // Не правда ли это? И сам не поверю. // Ведь жили – то мы. Это наша страна. // Не мы ль ее отдали алчному зверю? // И если не наша, то чья же вина?»
С тревогой говорит автор и о моральных потерях: разрыв с родной землей, с памятью предков грозит уничтожением традиционных духовно-нравственных ценностей, изменением этих ценностей, когда главными для людей становятся деньги, нажива. Он напоминает о тех основах, которые всегда составляли фундамент личности русского человека.
Автор надеется, что Отчизна возродится, что не погибнут нравственные устои и что новые поколения будут жить по тем законам, по которым жили наши предки.
Еще один аспект темы малой родины - изображение верхневолжских пейзажей. Автор не устает восхищаться красотой природы Старицкой земли.
Вместе с ним мы любуемся, как «По-над Волгой крадутся туманы,// Поят травы настоем росы…», «Вишни тонут в пене молока…», «Ласточки … ныряют в облака…», «Рожь бранится с васильками…», «В речку Крутичку, где тихие раки, // Вернулась семейка бобров…», «Ворчливая речка Крутица // Все так же грызет известняк…». Именно здесь лирический герой чувствует себя по-настоящему счастливым: «Я суету столичную // На жизнь в уездном городе // отныне променял…». Ему милы и дороги лесные тропинки и овраги, болота, краснеющие клюквой, и табуны лошадей на просторах полей. И, конечно же, люди, родившиеся и живущие на этой земле.
Малая родина для Кашина - это и наша Старица. В стихах « Грущу на окраине Старицы», «Асфальт расплавлен. Вязнут каблуки» автор создает образ города с его богатой историей: «А я вижу струги, плывущие // Вдоль древних, как сон, берегов. // Мне слышатся трубы, зовущие, // На битвы моих земляков…». Автор рисует узнаваемые картины городских пейзажей с древними храмами («На куполах – господняя слеза, // И гром гремит раскатисто и громко...», «А Старица в торжественном наряде // Стоит на том и этом берегу…», «Сияют, словно в праздник, образа, // Лишь в Старице приветливые лица…».
В стихах автор упоминает не только Старицу, но и Тверь, Кашин, Ржев, Берново, Малинники, Баканово, Крутицы, Каблуково (поэтический фестиваль «Каблуковские встречи»), Волгу, Крутичку.
Как мы видим, тема малой родины воплощается в творчестве А.А. Кашина многоаспектно.
Наталья Терехина, Старицкий колледж
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина