Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»

Интерпретация стихотворения Н. Весловой «Где родился – там сгодился»
В творчестве старицкой поэтессы Надежды Веселовой, автора трех поэтических сборников и многочисленных публикаций, программным можно считать стихотворение «Где родился, там сгодился».
Стихотворение начинается с фразы «Где родился – там сгодился». Это пословица, народный афоризм, который имеет глубокий философский смысл и является тезисом в произведении. Слова «где…там», использующиеся в качестве анафоры, не только скрепляют текст, но и раскрывают тезис, задавая в каждой строфе (а их семь) новое направление мысли, обогащая звуковой образный ряд стиха.
«Где родился» - речь идет о малой родине и отношении к ней лирической героини. Малая родина для Веселовой – это родные пейзажи: красавица Волга с ее высокими берегами, поросшими лесом, солнечный свет, отражающийся в речной воде, пение соловьев на рассвете. Создавая узнаваемую пейзажную зарисовку, автор использует замечательные метафоры:
Там, где солнце через Волгу,
Не касаясь, ходит вброд,
Где щебечет без умолку
По ночам лесной народ…
Вода отражает солнце, поэтому возникает эффект зеркала: светом залито все пространство – солнце в небе, солнечные блики на волжской глади, весь мир сверкает, переливается в ярких лучах. Звуковой образ возникает благодаря ассонансу (О): «сОлнце», «вОлгу», «хОдит», вбрОд», этот прием рождает зрительные ассоциации с чем-то круглым (солнцем, радугой, коромыслом, девичьим кокошником), усиливает ощущение радости бытия. Аллитерация свистящих звуков «ЩебеЧет», «ноЧной», «леСной» не только создает звуковые образы пения птиц, но и конкретизирует пространство, перемещая читателя в предрассветную соловьиную рощу на волжском берегу.
В программном стихотворении Веселова говорит и о героических страницах истории нашей земли:
Где легенды и преданья
Воскрешают пульс времен,
Там, где память тверже камня,
Где забытых нет имен.
Метафора «пульс времен» связана со значением «биение», «удар»; в сочетании с аллитерацией звуков «Г», «Д», «Р», «С»: «Где», «леГенДы», «пРеДанья», «вРемен», «воСкрешают», «пульС» создает зрительный и звуковой образ боя. Мы слышим звон мечей, удары копья о кольчугу, свист летящих стрел и ядер. Множество врагов на протяжении веков пыталось захватить нашу землю, но никому не удалось поработить ни Старицкий край, ни страну. Аллитерация «Т» «ТЬ» в следующих двух строчках: «Там», «памяТь», «Тверже» усиливает значение крепости, прочности, твердости – твердости духа, крепостных стен, храмов. Сравнение «Память тверже камня» выполняет еще одну функцию: рождает мотив памятника, запечатленного в камне – надгробия, храма, старинного здания. Как известно, город Старица и окрестности богаты памятниками архитектуры, историческими зданиями, храмами, и подобные зрительные ассоциации вполне закономерны. Этот мотив продолжает следующая строка, которая дышит печалью, - «Где забытых нет имен». Для лирической героини важно ощущать кровную связь со своими мужественными предками, быть благодарной им за то, что сохранили и приукрасили родную землю, помнить о своих корнях, чтить память погибших.
Грустно звучит и четвертая строфа:
Где щербатыми домами
Виновато смотрит Русь.
А под ржавыми крестами
Не ржавеют боль и грусть…
Необыкновенно выразительно олицетворение «щербатыми домами виновато смотрит Русь…». Слово «щербатый» устойчиво сочетается со словом «рот» - так говорят о тех, у кого недостает зубов, – о старушке или ребенке. Щербатый дом – старый, ветхий, покосившийся, бедный. Нищая не по своей вине, страдающая, беззащитная, как старушка или ребенок, Россия смотрит «виновато». Это предельно совестливый, чистый взгляд из глубины души и из глубины веков, куда нас вновь переносят следующие строки: «А под ржавыми крестами // Не ржавеют боль и грусть…» Употребление в прямом и переносном значениях однокоренных слов «ржавеют» и «ржавыми» усиливают мотив вечности, памяти, связывая прошлое с настоящим.. Несмотря на «ржавые кресты», основы духовности, нравственности сохранились в народе – в этом уверена лирическая героиня. Не случайно следующая строфа является признанием в любви к народу, населяющему край, к землякам: «Где знакомый – каждый третий, // А пятнадцатый – родной…» Родной – связанный узами кровного родства и духовно близкий, любимый человек. Таким образом, родина для героини Надежды Веселовой – это и близкие сердцу пейзажи, и богатая история земли, и живущие на ней люди.
Образ малой родины перерастает в образ России. Если во второй строфе угадываются черты именно Верхневолжских мест (Волга неширокая и неглубокая, ее можно перейти вброд), то пейзаж шестой строфы – это обобщенная картина русских просторов:
Где шумит прибой душистый
Васильками вдоль межи,
Где хмельной, студеный, чистый,
Ветер выспался во ржи…
Меняется лексика со значением пространства. Слова «прибой», «шумит», «ветер» вызывают ассоциации с морем, океаном степей и полей, безгранично раздвигая пределы изображаемого. Этому способствуют и звуковые образы, возникающие благодаря аллитерации «Ш», «С», «Ж»: «Шумит», «дуШиСтый», «ваСильками», «меЖи», «рЖи». Слово «ветер» является символом стихии, непокорности, вольности и в сочетании с эпитетами «хмельной», «студеный», «чистый», звукописью «В» - «ВЬ» («Ветер», «Выспался», «Во ржи» помогает создать образ бескрайней свободной страны. Мы понимаем, что речь идет не только об уголке тверской земли, но о прекрасной огромной Родине.
Лирическая героиня сама является плотью от плоти народа. Вполне естественно и органично вплетается в художественную ткань текста разговорная лексика, народные выражения: это и пословица «где родился, там сгодился», и слова «щербатыми», « без умолку», «лесной народ», «студеный», «по всем приметам», это и теплый юмор народной приметы: «Где с дождем родятся дети, // Потому что дождь – грибной…». Душу героини переполняет чувство любви к родному краю, его жителям, его истории, чувство благодарности за настоящее, за возможность жить на свободной земле, восхищаться ее красотой, ощущая себя частичкой мироздания:
Где с малиновым рассветом
Росы падают в траву.
Там, где я, по всем приметам,
Очень счастливо живу…
Терехина Н.В., преподаватель Старицкого колледжа

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Крестьянская семья в творчестве Тряпкина Старицкая земля в стихах Кашина
Родной город в лирике Галины Филипповой | Образ родного дома в лирике Тряпкина
Опубликовано: 607 дней назад (26 марта 2023)
Просмотров: 351
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!