Образ родного дома в лирике Н.И. Тряпкина
Тема малой родины представлена у Тряпкина в нескольких аспектах: это родной дом , родная деревня, старицкая земля (история, сельские пейзажи, жители, народные традиции). Попробуем обратиться к произведениям поэта и представить мир саблинского детства , который сохранился на всю жизнь в памяти Тряпкина и запечатлен в его творчестве.
Одним из главных образов этого мира является образ дома, крестьянской избы. Одно из стихотворений, так и называется: «Изба», причем, слово это слово автор употребляет как имя собственное, пишет с большой буквы, что говорит о
лексической многослойности образа.
В произведениях о раннем детстве к слову «дом» Тряпкин использует синонимы «избенка» , «милый скворечник», «дедов приют», «хата»:
Помню избенку, и двор, и задворки,
Справа и слева кривые подпорки…
Как же выглядел дом, в котором родился будущий поэт? Обратимся к стихотворению «Этот милый скворечник…». Скорее всего, это был небогатый, небольшой домишко, не случайно герой называет его скворечником:
Этот милый скворечник средь улки стоял, у прогона,
Не наряден, да складен, проструган, промыт и прошит.
Трехоконный фасад. Оконтовка простого фасона.
Треугольный фронтон. Да крылечко звенело, как щит.
Это обычный деревенский дом в три окошка. То есть, это не пятистенок, помещение имеет небольшое пространство для жилья, поэтому три окошка, а не пять.
На бедность избы указывает отсутствие изысканных украшений («Оконтовка простого фасона…» или: «Ни сурьмы, ни белил, никаких финтилей – завитушек…») -
Тряпкин использует метафору, сравнивая детали деревенского декора с макияжем модницы, чтобы уточнить, что ничем не выделялся дедов дом, и наличники, и фронтон были скромные, простые, без роскошной, затейливой резьбы.
Можно предположить, что внутреннее пространство было тесноватым для большой семьи. Мы узнаем из стихотворения, что, кроме деда, бабушки и мальчика, там проживали еще мама, две невестки : («Из проструганной кухни передняя шла половина, // Где кроили и шили, а дед забавлялся со мной, // Где голландскую печку торжественно звали камином, // Где веселые тетки возню затевали зимой…»).
В стихотворении
«Первые воспоминания» дважды встречается строчка: «…А в окна стучится солома, // Аржаная солома, такая лучистая вдруг!» и «И все кажется мне, что стучится в окошко солома…!», а в стихотворении «Первое воспоминание» такие строчки: «И вижу я под мартовским окном // Солому ту – хвостатую, ржаную. // Она до крыши облегала дом, // Храня в сугреве душу избяную… » или: «Как хорошо, что вырос я // У тех соломенных завалин…» Вполне возможно, соломой на зиму обкладывали избу, чтобы сохранялось больше тепла в доме. Кроме того, соломой могли крыть крышу, в тверских деревнях такое покрытие встречалось часто. И это тоже говорит о скромном достатке семьи. А в стихотворении
«Радость» он пишет:
Вот и я в этом мире
Так обязан судьбе!
Тем обязан, что вырос
В деревенской избе –
В золотой, небогатой, -
В настоящей, тверской…
«В золотой» - это и изобразительный эпитет (золотого цвета солома вокруг избы среди заснеженного двора), и
эмоционально-оценочный, указывающий на отношение лирического героя к родному дому, и
стилистический, отсылающий нас к былинным, сказочным временам.
Глазами ребенка мы видим не только дом, но и двор, и подворье – обычные для деревенских поселений: «Вот лежу я, младенец, в дощатой своей колымажке,// Под сладчайшею сенью – у прясел дедка, во дворе…» Или «Только чую одно – что лежу под дворовым укрытьем // И что жаркое солнце стоит у раскрытых ворот…»
Слово «прясло» имеет несколько значений. В «Этимологическом онлайн-словаре русского языка Шанского Н. М мы читаем: «Прясло - 1. Изгородь из длинных жердей ,протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни. 2. Приспособление из продольных жердей на столбах для сушки сена, снопов».
В данном контексте больше подходит втрое значение: малыш лежит в тени в «дощаной колымажке» («Или в бабкином старом корыте?») в жаркий летний день («Да разохались квочки, купаясь в пыли на жаре…»), т.е. в самый разгар сенокоса, и, скорее всего, во дворе на пряслах, сушится сено, поэтому –«… лежу под дворовым укрытьем…».
Об этой обычной, скромной крестьянской усадьбе поэт пишет с необыкновенной любовью и нежностью.
«Милый скворечник», «святейшие пенаты», «под сладчайшею сенью» - эти эмоциональные эпитеты передают трогательное, любовное отношение к дедушкиному дому как к самому лучшему, желанному, святому месту на земле.
Здесь герой чувствует себя любимым, защищенным от бед и невзгод, поэтому прясла называет «дворовым укрытьем», а крыльцо сравнивается со щитом, который защищает дом, семью («Да крылечко звенело, как щит…».
Дом в стихах о саблинском детстве воспринимается как святое место, храм. В произведении
«Бабка» поэт использует
метафору «…И твое воркованье // У печного того корабля…», отсылающую нас к христианской символике: в христианстве корабль является символом церкви.
Тема святости воплощается на лексическом уровне: используются слова «на святках», «лампадка», «благодатные», «блаженные», «вирши духовные», «плывут… столетья». Дом – это храм святое место для семьи, потому что он наполнен любовью, является местом, где рождается и царит любовь, где каждый живет по законам любви.
Таким образом, обращаясь к стихотворениям, в основе которых лежат впечатления саблинского детства поэта, мы можем представить, каким было изначальное пространство, как выглядел дом Тряпкиных и какое значение имел он в жизни ребенка.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства
Подлинная история Анны Карениной. Тайны романа
Жанровое своеобразие цикла стихотворений Тряпкина «Журавлиная цепочка лет»
Православные мотивы в рассказе Буйды «Казанский вокзал»