Православные мотивы в рассказе Ю. Буйды «Казанский вокзал»
Коренная перестройка российского общества конца 20 века привела к изменению всех областей жизни.
Вместе с распадом СССР, разрушением экономической и социальной сферы, внедрением либеральных реформ произошла ценностная катастрофа, нарушились морально-нравственный порядок и межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей, образовывался разрыв историкокультурной нравственной цепи. Социалистические ценности замещались западными ценностями потребительского общества, для которого была характерна потеря социальных ориентиров, безразличие, апатия, пассивность. СМИ активно поддерживали пробужденные и вырвавшиеся на свободу низменные инстинкты.
Но здоровая в духовно- нравственном отношении основа личности русского человека, его врожденная совестливость, внутренняя интеллигентность смогли выстоять в новых, совсем не благоприятных условиях.
И сейчас пока еще для молодежи начала 21 века приоритетными являются семья, любовь к близким, патриотизм.
Несмотря на огромное количество разного рода соблазнов, вседозволенность, размытость общественного мнения, человеку удается сохранить человеческую сущность.
В борьбе за души людей огромную роль играет книга.
В начале 21 века книге по-прежнему принадлежит ведущая роль в деле формирования духовно- нравственных основ поколения.
Можно говорить о том, что во многих произведениях современных авторов используются православные мотивы, религиозная концептуальность, что русская литература по-прежнему философична.
Современные авторы рассуждают о жизни и смерти, о смысле жизни, о счастье, о единстве мира человека и мира природы, о человеке и Боге, о вечности жизни…
Важным для литературы начала 21 века оказался мотив ожидания второго пришествия Христа.
В рассказе Ю. Буйды «Казанский вокзал», небольшом по объему произведении, достаточно большое количество действующих лиц. Это представители разных слоев населения: это и нищие, и милиционер, и состоятельные люди, «новые русские». Можно сказать, что Казанский вокзал - это символический образ России начала века. Основным местом действия является пригород Москвы, где живут Овсенька с Мишуткой и Алеша Силис, метро, привокзальная площадь, вокзал… Буйда использует детали, характеризующие эту реальность: «В темной гостиной пахло перегаром и особенно мерзко – апельсинами, в жирной мякоти которых тушили окурки», «В воняющем …. вагоне народу было мало...». Реальность – грязная, грешная, неприглядная.
Местом действия вокзал выбран не случайно.
Вокзал – это пространство, где люди находятся в состоянии ожидания: ждут поезд, чтобы уехать или встретить прибывающих. Герои Буйды тоже находятся в состоянии ожидания- каждый ждет появления Христа. Так, честный бомж по прозвищу Громобой, который отрубил себе ступню, чтобы собирать милостыню, никого не обманывая своей инвалидностью, «шел на платформу и ждал поезда, на котором Бог приедет…. Стоит на платформе, весь как на иголках, прыгает на своем костылике, шею тянет – ждет… А поезд подойдет – начинает метаться, выглядывать, пассажиров за руки хватал: в вдруг этот …или тот?» Отвечал на укоры людей: «..а как же его узнать? Ведь и тогда он явился не в царской короне, а как все, и поначалу его никто не признал, и били, и казнили…».
О втором пришествии Христа и о спасении говорят и другие персонажи. Алеша Силис утверждает: Интересный вы народ: все хотят за копейку спастись… Да чтоб спастись, надо делать что-нибудь…»
Подвыпивший Иван, новый русский считает, что можно ничего не делать, грешить и все равно спастись: «…Но ведь были бы достойны – тогда Бог кому нужен? Достойным Бог не нужен, он нам нужен… Все равно спасемся, православные! Русь никогда ничего не делала, да по-настоящему, как в книгах, никогда и не верила, а спаслась, и мы спасемся!»
А старик Овсенька, главный герой рассказа, замечает: «…нас Бог будет искать. И найдет обязательно. Как же мы его не узнаем, если он придет нас спасти? Узнаем, конечно. Он либо знак подаст… либо еще как…».
Овсенька (настоящее имя его Евсей) – столетний старик, которого сын перевез в свое время из деревни в пригород Москвы. После смерти сына он живет с выросшей сварливой внучкой, любящий выпить, и глухонемым правнуком Мишуткой.
Мишутка не нужен матери, и единственным человеком, заботящимся о мальчике, любящим и понимающим его, является прадедушка, мудрый и милосердный, смиренно принимающий невзгоды жестокой судьбы.
Замечательно, что в концовке рассказа именно Овсенька чувствует присутствие Всевышнего. Не грешники Барби, Синди и Пицца. Не бизнесмен Иван. Не Алеша Силис, несмотря на его доброту и человеческое отношение к Овсеньке и Мишутке (Алеша полон скептицизма, не верит в возможность спасения. В его сердце нет веры).
Господь приходит к Овсеньке: «Овсенька вздрогнул, проснулся и сел на постели. – Кто тут? – шепотом спросил он, вглядываясь в темноту. – Есть кто? Нет? Ему показалось, будто кто-то коснулся его щеки, и от этого прикосновения ему стало так хорошо, тепло и легко, что это напугало его…»
Христианские мотивы в этом произведении носят концептуальный характер, способствуют раскрытию идейного замысла. Автор говорит о том, что большинство населения нашей страны оказались в трудных условиях, порой им приходится выживать. Всегда ли «выживать» означает «спасаться»? (Порой человек стоит перед выбором – сохранить чистой душу и преступить нравственный закон, согрешить, чтобы выбиться из нищеты, бедности. Тогда он выживает, но не спасается.) Человек должен стараться, выживая в страшном мире, сохранить чистоту, совесть, человечность. Бог является Овсеньке – человеку чистому душой, бескорыстно любящему внука, милосердному и смиренному.
Как не вспомнить библейское: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Евангелие от Матфея,5)
Именно милосердие, смирение, любовь и есть путь спасения.
Наталья Терехина Старицкий колледж
Рекомендуем посмотреть:
Образ родного дома в лирике Тряпкина
Подлинная история Анны Карениной. Тайны романа
Жанровое своеобразие цикла стихотворений Тряпкина «Журавлиная цепочка лет»
Как же мы узнаем Его?