Как же мы узнаем Его?
Современная литература отличается философичностью. Можно говорить о наследовании традиций классической литературы, православной литературы в творчестве авторов начала 21 века.
Например, мотив второго пришествия Христа присутствует в рассказе Олега Павлова «Конец века». Действие в рассказе происходит в ночь на Рождество. В больнице дежурный врач, медсестра, нянечка и охранники отмечают праздник. Скорая привозит избитого и обмороженного нищего. Медперсонал больницы долго спорит, отказываясь принимать пострадавшего (мы не занимаемся обморожениями, везите в другую больницу и т.д.). Несчастный долго лежит в приемном покое (санитары ждут, когда он умрет, - меньше возни будет, все равно бомж, никто не спохватится), потом на холодном полу ванной комнаты при открытом окне (чтобы избавиться от неприятного запаха, окно открыли). Нянечка начинает проводить санобработку, моет его, полуживого. В процессе санобработки больной умирает. «Антонина вдруг стихла и ослабла, увидав с ног до головы и всего этого человека. Это был молодой человек, чуть не мальчик - но измученный и тощий, как старик. Чесотка сделала его кожу одной темнотой, и только лицо да руки были режущей белизны, красоты…
Он лежал в корыте грязной больничной ванны так глубоко и убито, будто висел, приколоченный к ней гвоздями. Что баба силилась отмыть как грязь, но так и не отмыла - свинцовые полосы, черные пятна - были раны. Но такой, израненный, и делался он вдруг человеком, так что у Антонины сщемило несвоей болью сердце… Стоя неподвижно, ничего не знающая, не помнящая, баба глядела и глядела на него, как он лежит, и взгляд ее измучивали белокожие и гладкие, что небесные, его ручонки …»
Умершего санитары спускают в подвал, где находится морг. После праздников не обнаружили тела неизвестного. « В леденящей пещере морга бетонная лавка была голо покрыта белой, в темнотах мертвецкого пота, простыней….» Двери морга дано не закрывались на замок, поэтому причиной исчезновения трупа решили назвать странное ограбление.
В рассказе явные аллюзии с библейскими текстами. Действие происходит на рубеже веков в канун Рождества. В начале рассказа автор не дает описания внешности персонажа, он помещен в целлофановый большой мешок. По отдельным деталям можно определить, что это нищий, санитары и врач называют его бомжом.
Но потом, когда его отмывает нянечка Антонина,
удивительным образом обнаруживаются параллели с распятым Христом: «лицо да руки были режущей белизны, красоты…», «Он лежал в корыте грязной больничной ванны так глубоко и убито, будто висел, приколоченный к ней гвоздями…».
Здесь аллюзия с распятием как фабульный компонент и как лейтмотив, если учитывать преамбулу повествования, муки персонажа, которые выпали на его долю, его смирение и покорность судьбе. Автор использует характерные эпитеты и сравнение, например: «белокожие и гладкие, что небесные, его ручонки…». Описание напоминает изображение распятого Христа или сюжет «Положение во гроб» на картинах готических художников, например, изображение на створке алтаря из церкви в Тржебоне (Около 1380 г. Прага. Национальная галлерея), возможно, изображение на русских иконах «Положение во гроб» – подчеркивается телесная немощность, утонченность, молодость, смирение.
Морг назван здесь пещерой. В Евангелии от Марка мы читаем: «Пришел Иосиф из Аримафеи, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова... Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. XV, 43-47).
Метафора «в ледяной пещере морга» сближает образ неизвестного с Христом.
Наконец, чудесное исчезновение тоже можно назвать явлением аллюзии– тело нищего не нашли, а на простыне остались темные пятна – это напоминает плащаницу, на которой сохранился образ Христа.
Рассказ имеет глубочайший философский смысл. Автор утверждает, что каждый человек – творение Бога, в каждом – проявление божественного начала, поэтому каждый – нищий или богатый, любой – ценен, достоин уважения, любви, внимания.
Страшно, что люди оскудели душой, разучились любить, быть милосердными, поэтому они не смогли увидеть в умирающем самого Христа. Жизнь без христианской любви, в грехе, жестокости, безверии напоминает ад.
Мотив второго пришествия разрабатывается и другими авторами: В. Хлумовым (повесть «Старая дева Мария», Ю. Вознесенской (роман «Приключения Ланселота»).
Таким образом, мотив второго пришествия в произведениях современных авторов является формой художественного воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божием.
Наталья Терехина Старицкий колледж
Рекомендуем посмотреть:
Образ родного дома в лирике Тряпкина
Подлинная история Анны Карениной. Тайны романа
Жанровое своеобразие цикла стихотворений Тряпкина «Журавлиная цепочка лет»
Православные мотивы в рассказе Буйды «Казанский вокзал»