Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Крестьянская семья в творчестве Тряпкина

Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
Тема семьи чрезвычайно важна в творчестве Н.И. Тряпкина. В стихотворениях, основанных на ранних, саблинских впечатлениях, автор создает образы отца, матери, деда, бабушек, теток.
Глава семейства – отец. Мальчик воспринимает его как героя. Известно, что Иван Тряпкин сражался на фронтах Гражданской войны в коннице Буденного: «…А родитель мой с Буденным землю-волю защищал…» Во многих стихотворениях используются детали, создающие героический ореол вокруг имени отца:
А у тех королей наилучшие были осанки:
Залихвастские кудри, папаха, клинок да ремни.
И все были герои. И скоро вернулись с гражданки…
Или:
В половецких степях пролетают отцовские взводы.
О геройская Русь! Далеко ты еси за холмом.
Отец не только был воином - героем, но и героем – тружеником: «Мой отец был столяр…», «Сам глава был столяр и с весны уходил на подряды…», «А главное место – умнейший отцовский верстак, // Отцовская трубка, отцовский столярный набор…», «На груди твоей желтые руки, // Отработавшие навек. // И морщин лицевые излуки – // Точно сотни застывших рек…». Чаще всего отец изображается за работой, а сам процесс труда - строительства новых изб - романтизируется: «Помню отца – с топором, в гимнастерке… // Мать приходила, меня приводила, // Пахло весною и свежей стропилой…», « И запомнилось детство со звоном отцовских рессорок…». Стихи об отце наполнены энергией молодости, вольности, ощущением начала пути:
«Восседаем на той рессорке, // а дорога бежит в лесок, // И бубенчик в скороговорке - // Словно пеночки голосок…// Это было на самой чистой // Да на той ли моей заре. // Ах, ты конь мой, конек рысистый, // Колокольчики в серебре…»
Отец музыкален – он играет на мандолине, любит пошутить, ерничает, балагурит (Стихотворение «Семейные забавы»). В образе отца соединены важные лейтмотивы памяти, сыновнего долга и сыновней благодарности.
Мать в его стихах – добрая, сильная женщина – труженица. Ей и бабушке Настасье приходилось:
И косить, и пахать, и ходить за скотиной и птицей,
Убираться в полях и держать весь порядок в дому –
Это все было наше, и не с кем тут было делиться,
И за каждый пробел это все нам сулило суму…
Сын и мать неразрывно связаны незримыми нитями. Мать вводит ребенка в большой мир с его буднями, повседневными делами:
Никаких орденов. Ни похвал, ни речей, ни медалей.
Я и так был герой. Только дайте мне вожжи и кнут…
Мать за плугом идет – я, как воин, верхом на коне,
Мать с косою в лугу – я с граблями за нею повсюду…
Заботу мамы лирический герой постоянно ощущает на себе.
Во многих стихах автор создает образы бабушек. Эти тексты проникнуты особой душевной теплотой, добрым светом, нотками юмора. В произведении «Стихи о моих бабках», упоминая о «родовых и побочных» ( то есть двоюродных, троюродных бабушках, прабабушках), рассказывает о доброй и веселой бабке Марине, создает обобщенный образ бабушки, самоотверженно любящей своего внука, готовой и накормить, и согреть своим сочувствием, заботой:
Эй вы, бабки мои! Парасковьи, Настасьи, Натальи!
Степаниды, Ульяны!.. Да сколько тут было имен!
Только вас было больше. И самой прямой магистралью
Эта песня моя посылает вам низкий поклон…
«Прибегали мы к вам – и всегда для вас были желанны,
И для всех у вас были и ласка, и всякая снедь,
И всегда доставало для нас той несякнущей манны,
Что хватило на жизнь. И не страшно теперь помереть…»
«Несякнущая манна» - это не только всеобъемлющая любовь, которую самоотверженно и щедро дарили родные, любовь, помогающая выстоять в годы любых испытаний, но и нравственная сердцевина человека, которая впитывается с младенчества с молоком матери, укрепляется в семье, где умели жить в ладу друг с другом и с совестью по законам патриархального крестьянского мира.
Кроме того, поэт говорит о семье как начале начал, о пристани, от которой отправляется в плавание по океану жизни человек, об истоках, о том зерне таланта, которое определило судьбу «певца-гусляра», как называл себя Тряпкин.
В стихотворении «Бабка» он рассказывает о бабушке Настасье, которая, как Арина Родионовна, открывала маленькому внуку мир народной поэзии:
Ну, а ты всё поешь и поешь,
То ли сказки свои родовые,
То ли вирши духовные,
Коим не видно конца.
И плывут на меня до сих пор
Грозовые столетья былые,
И в глаза мои смотрит Судьба,
Не скрывая лица.
И уж если теперь
Мои песни хоть что-нибудь значат,
И уж если теперь я и сам
Хоть на что-то гожусь, –
Ах, всему тому корень
Тогда ещё, бабушка, начат –
Там, у нас на печи,
По которой я нынче томлюсь…
В своей автобиографии Тряпкин пишет: «Хотя стихосложения мои в значительной степени исходят из фольклора, никаким фольклором я специально не занимался. Распевный склад моих стихотворений является результатом моего крестьянского происхождения. Известно, что российские поселяне наши всегда были песельниками и плясунами. Это свойство моих сородичей и перешло к моей музе».
Наверное, на развитие таланта повлияли и песни, легенды, сказания бабушки Настасьи, и сочинение озорных стихов и песенок в адрес бабушки Марины, которая вовсе не обижалась, а сама принимала участие в веселой словесной игре. В стихотворении «Стихи о моих бабках» автор вспоминает дразнилки, которые сочинял в детстве, например: «Бабушка Марина // Вышла из овина, // Встала у ворот // Задом наперед».
Всех членов большой семьи связывают теплые, добрые, по-настоящему родственные отношения, которые характеризуются такими смысловыми доминантами, как «любить», «любуясь», «гоститься», «гость», «возлюбя», «ласкать», «ласкаться» и др.. («Жили зять и старуха в таком обоюдном согласье, // Как не часто бывает в семейных твердынях у нас…» - стихотворение «Семейные забавы»).
Автор стремится подчеркнуть, что члены его родительской семьи оказались духовно близкими, похожими друг на друга людьми, вот почему их семейная жизнь была счастливой.
Замечательно, что отношения доброты, заботы друг о друге характерны для жителей родной деревеньки, о которой пишет Тряпкин, как будто односельчане тоже являются членами этой большой дружной семьи. В стихотворении «Песнь о лучшей собаке» поэт говорит о том, как саблинцы провожали их, навсегда покидающих родной край, уезжающих на новое место:
Уж давно деревенька ушла за овсяный пригорок,
А народ – все старался, держась возле наших телег.
И совали нам пышки и всякое млеко и творог,
Словно там, впереди, ожидал нас лихой печенег…
Теплые, душевные отношения и в семье, и среди односельчан нашли отклик в сердце мальчика. Близкие люди учили его любви к другим, к природе, к животным, к крестьянскому труду, ко всему прекрасному, что наполняло изначальный мир ребенка. Эта любовь до сих пор живет в стихах нашего замечательного земляка, поэта Николая Тряпкина.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Старицкая земля в стихах Кашина
Образ родного дома в лирике Тряпкина | Старицкая земля в стихах Кашина
Опубликовано: 630 дней назад (2 апреля 2023)
Просмотров: 375
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!