Каков мой путь? (о рассказе Юлии Ива «Чужая роль»)
Название рассказа отражает и тему, и идею произведения.
Достаточно распространенной является ситуация, когда родители, не сумев реализовать свои мечты, планы, свой потенциал, перекладывают эту задачу на плечи своих детей, навязывая им чужую роль в жизни.
Главная героиня, шестнадцатилетняя Сашенька, - послушная дочь. Она выполняет то, что требует от нее мама. У Сашеньки когда-то была старшая сестренка Ася, умершая в раннем возрасте. Мама не может примириться с потерей первенца и во второй дочери видит Асю. Кроме того,
сама мама не смогла реализовать свой творческий потенциал: когда-то она мечтала стать актрисой, но замыслы эти не осуществились, и теперь мамину мечту должна воплотить в жизнь Саша. Мама определила дочь в театральную студию уже во втором классе, но занятия в студии, репетиции и выступления не вызывают радости у девочки. Саша понимает, что она бездарна как актриса, ей не хочется заниматься тем, что требует от нее мама. Мама навязывает дочери и стиль в одежде, заставляет выступать в платье, которое девочке не идет, возможно, оно подошло бы Асе, но не Саше. Даже на завтрак предлагает Саше белый шоколад, который девочка терпеть не может, но этот шоколад любила Ася…
Саша начинает понимать, что ей необходимо прекратить жить чужой жизнью, играть чужую роль. С одной стороны, выступление в роли Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» В. Шекспира дает возможность для поступления в театральное училище, так как на премьере будут присутствовать руководители учебного заведения, влиятельные люди, которые помогут обеспечить поступление в престижное учебное заведение. Об этом мечтает мама, именно она просила руководителя студии дать главную роль своей дочери. С другой стороны, девочке не нравится та дорога, которую выбрала для нее мама. Кроме того, в труппе есть более талантливая юная актриса – именно ей надо предоставить возможность поступления.
Изменить ситуацию Саше помогает друг Кир. Он предлагает девочке вместо участия в премьере спектакля, в котором Саша играет главную роль, отправиться в поход с его родителями. Девочке нелегко дается сделать выбор: Саша очень ответственная. Решившись предпочесть поход с другом и его семьей, она просит актрису - дублера, более талантливую и увлеченную театром, заменить ее и отправляется с друзьями.
В повести явно осуждается мамина позиция. Девочка оказывается мудрее мамы, решает помочь ей найти себя, свою роль в жизни.
Несколько вопросов к автору. Кир приглашает школьницу в поход – родители мальчика , наверное, изначально должны были бы согласовать этот вопрос с родителями девочки. Кроме того, неравнозначны роли, о которых думает героиня в конце рассказа: быть актрисой - не ее призвание, но просто наслаждаться гармонией природы в походе – это тоже не призвание. Понятия выбора жизненного пути неравнозначны.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина