Сборник «Кто я? Зачем я? Рассказы для подростков»
(серия «Современная проза», Москва, «Аквилегия», 2023 г.) составляют одиннадцать рассказов современных молодых авторов, имеется предисловие (автора Тамары Крюковой и составителя Марины Генцарь-Осиповой).
В предисловии рассказывается о том, как происходил отбор произведений для книги, что отличает избранные тексты, отмечается их духовно-нравственная направленность: «Одиннадцать историй – все разные: лирические и трагичные, с долей юмора и серьезные, их всех объединяет одно – от каждой из них исходит свет… И еще они помогают заглянуть в души тех, кто рядом, чтобы понять, принять, простить или самому попросить прощения…»
Но уже в предисловии есть противоречие.
С одной стороны, это сборник нацеливает читателя на то, что в нем будут размещены произведения философско-психологической направленности: вопрос «Кто я?» предполагает освещение вопросов психологического характера, помогающие подростку лучше узнать себя, вопрос «Зачем я?» - из философской категории, раскрывающий смысл жизни. С другой стороны – это книга для избранных, тех, «кто хочет взлететь, но не знает, как», - пишет один из авторов Тамара Крюкова. Что значит «взлететь»? Сделать карьеру? Добиться результатов в каком-либо деле?
Целевые установки разные. Далее Крюкова пишет: «Приходит новое поколение подростков. Они смотрят на родителей и понимают, что хотят жить иначе». Этот тезис формирует критическое отношение к семье, семейным традициям, разрушает систему нравственных ценностей, складывающуюся в течение столетий. Почему иначе?
Есть базовые установки, которые являются фундаментом менталитета. Изначальное представление о добре и зле, справедливости, азбучные истины нравственности должны сохраняться в каждом поколении. Фраза о подростках, которые хотят жить не как родители, неуместна или требует пояснения.
Во втором предисловии Марины Генцарь-Осиповой тоже разводятся понятия: «опирайся на свои ценности и смыслы, уважай и чти наследие поколений…» - получается, что наследие поколений и «свои смыслы» - абсолютно разные вещи. В основе своих ценностей и смыслов как раз должно лежать наследие поколений.
Сборник составлен по тематическому и жанровому признаку. Все произведения, входящие в сборник ,– рассказы. В произведениях затрагиваются актуальные для современных подростков проблемы поиска собственного пути в жизни, формирования нравственных ценностей, психологического и физического насилия в школе и семье. В основном произведения достойные в художественном отношении, слабее последние рассказы Юлии Королевич «Ливер – танго», Евгении Ворожейкиной «Баттерфляй в мутной воде», хотя есть некоторые недоработки и у других авторов.
Композиция сборника вызывает ряд вопросов. Так как проблематика довольно обширная, хотелось бы, чтобы рядом оказывались произведения, в которых поднимается похожая проблема, или чтобы рассказы выстраивались по принципу: антиидеал – идеал (например, дисгармония в семье – гармоничные отношения и т.п.)
Хочется отметить наиболее удачные, на наш взгляд, произведения Марии Швецовой «Элька», Юлии Ива «Чужая роль», Лии Вершининой «Кто я? Зачем я?». В этих рассказах умело выстроен сюжет, продумана система персонажей, используются приемы психологизма. Тексты отличаются экспрессией, вызывают катарсис у читателя.
Терехина Наталья, преподаватель колледжа
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей подростка
Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками
Интерактивные технологии в работе с трудными подростками
Особенности обучения подростков
Похожие статьи:
Психологические особенности детей школьного возраста
Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения
Как пережить развод родителей подростку
Как подростку пережить смерть близкого человека