Материалы для анализа стихотворения А.А. Кашина “В моей деревеньке убогой»
Стихотворение А.А. Кашина “В моей деревеньке убогой» написано в 2001 году и опубликовано в первом сборнике «Бесшумный полет совы» (2004 год).
Стихотворение можно отнести к «социально – гражданственной», как говорил сам Кашин, лирике и рассматривать в ряду других его произведений о деревне и малой родине.
Вот как пишет сам автор: «…Это тема печальной грусти по умирающей русской деревне…».
Главная проблема, которая волнует поэта, – разрушение привычных, традиционных крестьянских устоев, исчезновение деревень Верхневолжья.
В небольшом произведении представлено
два временных плана: настоящее и прошедшее. Настоящее – умирающая деревня, в которой «осталось десяток дворов…»
Автор создает образ угасающей деревни. Этой цели служат эпитет «убогой («В моей деревеньке убогой…»), существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «деревеньке», «речка», развернутая метафора в составе олицетворения «… А избы мне машут платками // Исхлестанных ливнями крыш…». Выражение «хватает мне собственных бед» соотносит
состояние ЛГ с состоянием современной деревни, которое обозначено словом «беда». Усиливает этот образ и лейтмотив ухода, прощания: «… Все той же овражной дорогой // Я буду обратно брести…»
Прошлое незримо присутствует в стихотворении. Глагол «осталось» («Осталось с десяток дворов…») говорит о том, что когда-то здесь кипела жизнь, дворов было больше, что в деревне родилось и выросло не одно поколение крестьян – поэтому не случаен эпитет «большие-большие» («Большие – большие деревья // С укором помашут мне вслед…»), который помогает читателю соотнести настоящее с этапами славного прошлого. Этой же цели служит и анафора «все так же», соотнося современность с прошедшими годами.
Олицетворение «…волнуются птицы, / Скликая лихой молодняк…» в сочетании с
анафорой «так же» вызывает ассоциации с картинами прежней, бурной, кипучей, наполненной трудовыми заботами и повседневными делами жизни, где был «лихой молодняк», олицетворяющий будущее, продолжение рода, наследование традиций предков.
Стихотворение имеет лирический сюжет, связанный с развитием чувства ЛГ. Это сложное чувство, сочетающее и любовь к малой родине, и чувство вины перед ней. Условно можно выделить две части в развитии сюжета. Первая часть - две первые строфы и шесть строчек третьей строфы передают состояние тихой, умиленной радости от встречи с родными местами. Автору - ЛГ важна каждая деталь дорогого его сердцу деревенского мира: и «овражная дорога», и комары, которых он «сгоняет с лица», и «лихой молодняк»… Мы чувствуем восхищение природой, которое передается с помощью
метафоры (интертекст с есенинскими строками ): «Скольжу, упираясь руками // В овражную звонкую тишь…». Активно используется
звукопись, в частности, аллитерации, для создания образа неглубокой речушки, протекающей по дну извилистого оврага: «ВоРЧливая РеЧка КРутица // Все так же ГРыЗет иЗвестняк…» Кроме того аллитерации помогают создать звуковой образ пения лесных птиц.
Чувство радости передает и деепричастие «ликуя» - ликуют избы, встречая заблудшего сына. Их любовь по-матерински безмерна: «Готовые бегство простить…». Несомненно, радуется встрече и автор. Но в его радости есть и печаль от вида деревни умирающей, от понимания бед малой родины.
Слово «бегство» готовит читателя к восприятию второй части, в которой передается усиливающееся чувство стыда от того, что герой вынужден покидать родные края, чувство вины за страшное настоящее, за гибель родного края. Автор использует слова «стыдно», « с укором» («Большие- большие деревья // С укором помашут мне след…», глагол «брести», который передает подавленное состояние ЛГ, прямое признание вины «…Ради Бога, // Родная деревня, прости…».
Этот поэтический текст в сочетании с другими стихотворениями А. Кашина, посвященными теме деревни, можно считать частью большого лирического цикла.
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина