Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Анализ стихотворения Кашина “В моей деревеньке убогой»

Материалы для анализа стихотворения А.А. Кашина “В моей деревеньке убогой»
Стихотворение А.А. Кашина “В моей деревеньке убогой» написано в 2001 году и опубликовано в первом сборнике «Бесшумный полет совы» (2004 год). Стихотворение можно отнести к «социально – гражданственной», как говорил сам Кашин, лирике и рассматривать в ряду других его произведений о деревне и малой родине.

Вот как пишет сам автор: «…Это тема печальной грусти по умирающей русской деревне…». Главная проблема, которая волнует поэта, – разрушение привычных, традиционных крестьянских устоев, исчезновение деревень Верхневолжья.

В небольшом произведении представлено два временных плана: настоящее и прошедшее. Настоящее – умирающая деревня, в которой «осталось десяток дворов…»

Автор создает образ угасающей деревни. Этой цели служат эпитет «убогой («В моей деревеньке убогой…»), существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «деревеньке», «речка», развернутая метафора в составе олицетворения «… А избы мне машут платками // Исхлестанных ливнями крыш…». Выражение «хватает мне собственных бед» соотносит состояние ЛГ с состоянием современной деревни, которое обозначено словом «беда». Усиливает этот образ и лейтмотив ухода, прощания: «… Все той же овражной дорогой // Я буду обратно брести…»

Прошлое незримо присутствует в стихотворении. Глагол «осталось» («Осталось с десяток дворов…») говорит о том, что когда-то здесь кипела жизнь, дворов было больше, что в деревне родилось и выросло не одно поколение крестьян – поэтому не случаен эпитет «большие-большие» («Большие – большие деревья // С укором помашут мне вслед…»), который помогает читателю соотнести настоящее с этапами славного прошлого. Этой же цели служит и анафора «все так же», соотнося современность с прошедшими годами. Олицетворение «…волнуются птицы, / Скликая лихой молодняк…» в сочетании с анафорой «так же» вызывает ассоциации с картинами прежней, бурной, кипучей, наполненной трудовыми заботами и повседневными делами жизни, где был «лихой молодняк», олицетворяющий будущее, продолжение рода, наследование традиций предков.

Стихотворение имеет лирический сюжет, связанный с развитием чувства ЛГ. Это сложное чувство, сочетающее и любовь к малой родине, и чувство вины перед ней. Условно можно выделить две части в развитии сюжета. Первая часть - две первые строфы и шесть строчек третьей строфы передают состояние тихой, умиленной радости от встречи с родными местами. Автору - ЛГ важна каждая деталь дорогого его сердцу деревенского мира: и «овражная дорога», и комары, которых он «сгоняет с лица», и «лихой молодняк»… Мы чувствуем восхищение природой, которое передается с помощью метафоры (интертекст с есенинскими строками ): «Скольжу, упираясь руками // В овражную звонкую тишь…». Активно используется звукопись, в частности, аллитерации, для создания образа неглубокой речушки, протекающей по дну извилистого оврага: «ВоРЧливая РеЧка КРутица // Все так же ГРыЗет иЗвестняк…» Кроме того аллитерации помогают создать звуковой образ пения лесных птиц.

Чувство радости передает и деепричастие «ликуя» - ликуют избы, встречая заблудшего сына. Их любовь по-матерински безмерна: «Готовые бегство простить…». Несомненно, радуется встрече и автор. Но в его радости есть и печаль от вида деревни умирающей, от понимания бед малой родины.

Слово «бегство» готовит читателя к восприятию второй части, в которой передается усиливающееся чувство стыда от того, что герой вынужден покидать родные края, чувство вины за страшное настоящее, за гибель родного края. Автор использует слова «стыдно», « с укором» («Большие- большие деревья // С укором помашут мне след…», глагол «брести», который передает подавленное состояние ЛГ, прямое признание вины «…Ради Бога, // Родная деревня, прости…».

Этот поэтический текст в сочетании с другими стихотворениями А. Кашина, посвященными теме деревни, можно считать частью большого лирического цикла.

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
К жанровому своеобразию произведения Н.А. Мининой и Н.Ю. Минина «Наш сердцу милый уголок» | О книге Шиткова "Старицкие дворянские усадьбы начала 18- начала 20 века: история и судьбы"
Опубликовано: 356 дней назад (14 ноября 2023)
Просмотров: 209
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!