О проблеме претекста в творчестве И. Бродского
Претекст в литературе — это исходный текст, элементы которого заимствуются автором при написании собственного текста. Проблема исследования претекста является актуальной в литературоведении. Как правило, замысел поэтического текста подчас складывается из многогранных поэтических впечатлений, полученных автором ранее, переплавляется, осмысляется творцом и позднее переплавляется в новое художественное полотно.
Выпускник Тверского государственного университета кандидат филологических наук Степанов А.Г. написал
исследование о претекстах в творчестве И.Бродского. Им издана книга «Что слышит поэт? Бродский и поэтика перекличек. STUDIA POETIKA»
Формат 60/90 1/16. Бумага офсетная №1, печать офсетная. Издательский Дом ЯСК, М, 2022.
В книге есть аннотация, в которой определяется задача книги, разделы книги. Есть предисловие «От автора».
Книга состоит из четырех глав, заключения, списка литературы, в котором два раздела: «Художественные тексты, воспоминания» и «Исследования».
Имеются два указателя: указатель произведений Бродского и указатель имен.
Все это, несомненно, можно отнести к достоинствам проекта.
В первой главе «Бродский и предшественники» рассматриваются вопросы, связанные с проблемой механизма памяти, традициях поэтики М.Цветаевой в творчестве Бродского, о ритмической перекличке между Бродским и Пастернаком, о возможных претекстах «В альбом Натальи Скавронской».
В главе второй «Среди современников» автор рассматривает творческие взаимосвязи между поэтическими текстами Бродского и его современников: С. Чудакова, О. Охапкина, Г. Григорьева, Е. Рейна.
В третьей главе «Поэт для нашего времени» рассказывается о генетических связях между «Черной речкой» Д. Быкова и «Полднем в комнате» Бродского.
Глава четвертая «Память формы. О ритмической структуре Бродского, Л. Костюкова, М. Фрейдкина, Б Ахмадуллиной, о ритмических контекстах стихотворения Бродского «Испанская танцовщица».
В книге отсутствуют иллюстрации, фото.Обложка- твердый переплет.
На обложке размещена фотография памятника И. Бродскому в Москве (скульптор Г. Франгулян) на фоне летнего пейзажа.
На задней обложке – фото автора, справка о нем. Степанов А.Г.- к.ф.н., доцент кафедры истории и теории литературы ТвГУ, преподаватель Института ин. языков Ланчжоуского университета.
Книга, несомненно, представляет собой глубочайшее, всесторонее исследование по проблемам возможного взаимодействия и влияния поэтических текстов на творческий процесс конкретного автора.
Терехина Н.В., преподаватель колледжа
Рекомендуем посмотреть:
Валентина Прокофьева о Старицком крае
Родной город в лирике Галины Филипповой
Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился»
Крестьянская семья в творчестве Тряпкина