Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Русская действительность второй половины 19 века в романе Тургенева «Новь»

Русская действительность второй половины 19 века в романе Тургенева «Новь»
И.С. Тургенев – яркий представитель реалистического направления в русской литературе. Многие его произведения создавались на основе тех впечатений, которые писатель получал в жизни. «Всякая написанная мною строчка, – рассказывал он в одном из писем,– вдохновлена чем-либо или случившимся лично со мной, или же тем, что я наблюдал. Я не копирую действительные эпизоды или живые личности, но эти сцены и личности дают мне сырой материал для художественных построений».

Действительно, реальные детали в его произведениях способствуют созданию и исторического фона, на котором развертывается действие, и характеров персонажей, в которых угадываются конкретные лица, и раскрывают мировоззрение героев, а также обозначают пространство действия.

Так, в романе «Новь» нашли отражение наблюдения Тургенева, почерпнутые им в наиболее ему знакомой средней полосе России, и прежде всего в Орловской и Тульской губерниях. Не случайно поэтому в черновой рукописи вместо С… ой губернии в ряде случаев обозначена Т… ая губерния, а город К., куда послали Машурину, раскрыт как Калуга. Даже названия деревень в «Нови» – Борзёнково (имение Маркелова) и Голоплёки (отсюда – «голоплецкий Еремей») не придуманы писателем: деревни с такими названиями действительно принадлежали Тургеневым.

Автор погружает читателя в конкретную историческую эпоху: персонажи романа спорят о крестьянской реформе, говорят о восстании государственных крестьян, вызванном ложными «грамотами» и слухами о переводе их в крепостное состояние в 1843, рассказывают о появлении в Челябинском уезде Оренбургской губернии бродяги в солдатской одежде, выдававшего себя за цесаревича Константина Павловича и обещавшего крестьянам свою защиту от притеснений местных дворян и чиновников. «Солидарность» самозванца «с желаниями народа чрезвычайно пришлась по душе легкомысленным мирянам, толпы легковерного народа встречали его восторженно». Таким образом, автор намекает в романе на некоторые характерные особенности тактики народников, стремившихся использовать в интересах своего революционного дела веру темной крестьянской массы в народолюбие царя.

Источниками ознакомления писателя с российской действительностью были поездки в Россию в 1872 году, знакомство с материалами судебных дел – «нечаевского дела», дела долгушинцев, процессов «50-ти» и «193-х» ( в этот период, в 1874–1875 годы, велись массовые аресты участников «хождения в народ») - политических процессов над революционерами-народниками. Тургенев получал информацию из прессы, а также имел возможность изучить подробно материалы благодаря личному знакомству с адвокатамиА. И. Урусовым, К. К. Арсеньевым, В. Д. Спасовичем и некоторыми другими, которые рассказывали о тонкостях дела, своих впечатлениях о подзащитных, об их судьбах.

Важным источником информации о народничестве были также дружеские связи писателя с революционерами-эмигрантами, особенно с одним из идеологов народничества – П. Л. Лавровым, издававшим в 1873–1876 гг. за границей журнал «Вперед!», в котором большое внимание уделялось революционному движению в России. Тургенев был подписчиком этого журнала, с интересом его читал и положительно отозвался о его программе в письме к Лаврову от 1(13) июля 1873 г. Писатель, не разделяя революционной и социалистической программы Лаврова, с сочувствием относился к его деятельности.

В 1874 г. произошла известная полемика между вождями революционного народничества – П. Н. Ткачевым и П. Л. Лавровым, обменявшимися брошюрами, в которых была изложена политическая программа обоих направлений. Эта полемика имеет отношение к творческой истории романа «Новь».

В противоположность Лаврову, отстаивавшему идею «всенародной социальной революции», требующей длительной подготовки путем пропаганды революционных идей в народе, Ткачев, будучи сторонником заговорщической тактики, считал, что народ в любой исторический момент готов к революции и может ее совершить; задача революционеров, по мнению Ткачева, состояла прежде всего в призыве народа к немедленному восстанию. В романе позицию Лаврова представляет Соломин, позицию Ткачева – Маркелов.

Программа скромной и незаметной, но необходимой просветительской деятельности среди народа близка Тургеневу. По мнению Тургенева, в России пора Базаровых прошла, и для «предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных талантов, ни даже особенного ума – ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение; нужно уметь жертвовать собою безо всякого блеску и треску – нужно уметь смириться и не гнушаться мелкой и темной и даже низменной работы». Далее Тургенев пояснил, что «низменная работа» – это «учить мужика грамоте, помогать ему, заводить больницы и т. д.» «…в России давно пора «бросить мысль „о сдвигании гор с места“, о крупных, громких и красивых результатах» и что следует удовлетвориться «скромной полезной деятельностью». Эти идеи характерны для центрального образа романа – Соломина.

В системе образов романа есть представители всех классов в России второй половины 19 века: состоятельный дворянин либеральных взглядов Сипягин, успешный государственный чиновник, консерватор Калломейцев, купец Голушкин, разночинцы Остродумов, Машурина, Соломин, революционеры Маркелов и Нежданов. Раскрывается мировоззрение героев: их отношение к общественному строю в России, к реформам и способам проведения реформ, к народному образованию, искусству.

Пространственный охват обширен: читатель оказывается то в губернском городе, то в имении Сипягина, то на фабрике у Соломина, то в деревне среди мужиков.

Таким образом, Тургенев дает широкую картину исторического этапа российской действительности.
Нашли в произведении и впечатления И.С. Тургенева от общения с близкими, друзьями, знакомыми. В «Формулярный список лиц новой повести» вошло большое количество лиц, с которыми автор встречался когда-либо, общался в разной степени, а также лиц из его ближайшего окружения.

Все это способствовало более достоверному изображению российской действительности, являлось несомненным достоинством произведения, о чем писали такие критики, как А. В. Половцов, А.В. Анненков и другие.
Терехина Н.В., преподаватель колледжа

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
Гайда Лагздынь. Биография | К проблеме интертекста в романе Тургенева «Новь»
Опубликовано: 246 дней назад (21 апреля 2024)
Просмотров: 308
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!