Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

След Прямухина в повести Тургенева «Андрей Колосов»

В поисках Богини…
(След Прямухина в повести И.С. Тургенева «Андрей Колосов»)
Тверская земля с ее богатой историей, милыми сердцу русского человека пейзажами, хлебосольными дворянскими усадьбами всегда привлекала внимание художников, писателей, музыкантов… Одним из самых памятных уголков нашего края, из самых знаменитых мест в истории русской культуры является Прямухино.
Главную свою славу имение приобрело в пору, когда владельцем его был Александр Михайлович Бакунин, образованнейший человек, окончивший университет в Турине, переводивший едва ли не со всех европейских языков. Но главной силой, влекшей в Прямухино передовую мыслящую молодежь, были его дочери - сестры Бакунины: Любовь, Варвара, Татьяна, Александра. Именно здесь, в Прямухине, и разыгрывались любовные драмы. Их участниками были Виссарион Белинский, Николай Станкевич, Иван Тургенев , который не только приобрел здесь определенный жизненный и эмоциональный опыт, но и использовал его впоследствии во многих произведениях.
Тургенев, как и все, кто знал Николая Станкевича, отмечал его исключительный ум и талантливость, высокие нравственные качества. Станкевич был яркой личностью, руководителем кружка молодежи. Он проповедовал патриотизм и нравственное совершенствование личности, осуждал тщеславие и лживый эгоизм. Станкевич вдохновенно воспевал женщину, называя ее «святым существом», «гением - хранителем человечества», которому природа определила представлять на земле красоту и любовь. Он был устремлен к «идеальной любви», он ждал женщину-«богиню».
Известно, что самой сильной сердечной привязанностью Станкевича была Любовь Александровна Бакунина. Их отношения завязались весной 1835 г. Они встречались в Москве и Прямухине. В Любиньке Станкевич видел идеальную женщину, обладающую нравственной чистотой, стремящуюся к святости, способную любить глубоко и самозабвенно. «Я меньшим чувством довольствоваться не могу. Для высокого чувства нужна женщина с высокими достоинствами. Эти достоинства рождают деятельную… любовь. Жизнь моя станет стремлением к одной цели – быть достойным ее». Молодые люди ведут переписку, а через год Станкевич приезжает в Прямухино просить руки Любови Александровны. «Люблю Вас, люблю от всей души; всякая Ваша маленькая грусть для меня нестерпимая тяжесть… люблю Вас, буду повторять это целую жизнь и Вы, надеюсь, перестанете сомневаться … Мое человечество нераздельно с Вашим счастьем», — заверяет он Бакунину, называя ее «ангелом», «видимым Провидением».
В начале второй половины марта 1837 г. было получено давно ожидаемое письмо отца Станкевича о «готовности благословить брак», но к этому времени Николая уже одолевают сомнения в верности своих чувств. 25 марта он сообщает Неверову: «Мне надобно сказать тебе многое, что у меня на душе, но чего пока еще не должна терпеть бумага». Очевидно, меняется его отношение к Любови Бакуниной. Станкевич страдает от того, что, внушив девушке надежду на будущую счастливую семейную жизнь, назвав ее своей невестой, он не может решиться на брак с ней. Молодой человек уезжает за границу на лечение, откладывая окончательное объяснение с Любовью, которая к тому времени была тоже больна чахоткой.
Возможно, что прототипом Андрея Колосова может быть Станкевич. Действительно, герой повести Андрей Колосов во многом напоминает знаменитого гостя Бакуниных. Он явный лидер среди молодежи, пользуется необыкновенным уважением сверстников. Его любят товарищи, многие мечтают о дружбе с ним. Вот как пишет об этом Тургенев:
«В одно прекрасное утро Бобов, запыхавшись, прибежал ко мне: «Знаешь, брат, великую новость? Колосов приехал». — «Колосов? что за птица господин Колосов?» — «Ты его не знаешь? Андрюшу Колосова? Пойдем, братец, к нему поскорее. Необыкновенный, братец, человек, помилуй!»
«.. Я взглянул на Колосова и тотчас же почувствовал неотразимое влечение к нему. …Колосов был действительно необыкновенный человек. .. Он был роста довольно высокого, строен, ловок и весьма недурен собою.. мне хотелось пойти в товарищи, в оруженосцы к Колосову». «…его слова, его взгляды, его движения дышали такой юношеской прелестью, что все товарищи были влюблены в него по уши». При помощи экспрессивной лексики, обилия восклицательных предложений, оценочных эпитетов передается восторженное отношение к Колосову. Слово «оруженосец» подчеркивает героическую возвышенность, романтизм личности персонажа. С будущей возлюбленной он знакомится при необычных обстоятельствах: помогает ночью ее отцу, повредившему ногу, добраться до дома, вызывает доктора, до утра хлопочет возле совершенно незнакомого ему пострадавшего.
Возвышенность натуры были свойственны и Станкевичу. Не зря друзья прозвали его «Небесный Николай».
Прототипом Вари могла быть Любовь Бакунина. Девушки похожи и внешне: современники отмечали обаяние доброй улыбки, огромных глаз Любы, ее худобу и бледный цвет лица.
«Ее все звали в семье Любинька: добрая, поэтичная натура, хоть и не красавица лицом, но прелестная душой…Любинька вроде бы отзывалась сердцем, вспыхивала и оживлялась, но вскоре угасала. Она искала какой-то необыкновенной, возвышенной любви».
А вот детали внешности Вари: «Она была не очень хороша собой, довольно бледна, довольно худа, но я и прежде и после не видывал ни таких глаз, ни таких волос».
Варя – щедрая душой, скромная, ждущая любви и способная глубоко любить девушка: «она была… откровенное, несколько грустное создание…в ней нет ничего натянутого, неестественного, жеманного…я любил ее легкий и веселый смех, ее внимательные… взоры». Похожими характеристиками обладают и Любовь, и Татьяна Бакунины, о естественности, возвышенности, экзальтированности, одухотворенности которых отзывались современники. Вот как В.Г. Белинский писал о Татьяне: «Эти глаза, темно-голубые и глубокие, как море, этот взгляд, внезапный, долгий, как вечность…это лицо, кроткое, святое, на котором еще как будто не изгладились следы жарких молений к небу…». И вновь как деталь портрета выделяются глаза и взгляд.
Впервые Тургенев посетил Прямухино в мае 1841года. Вскоре появляется стихотворение «Дай мне руку – и пойдем мы в поле», навеянное начавшимся романом с Татьяной. Уместно привести фрагмент письма молодого поэта к ней: «…если б мог я хоть раз пойти с Вами весенним утром вдвоем по длинной, длинной … аллее - держать Вашу руку в руках моих и чувствовать, как наши души сливаются...". А вот отрывок из повести: «Помнится, в мае… яблонь была в цвету… я держал обе руки Вари… мы были счастливы тогда…». Возможно, на создание образа Вари оказали влияние и воспоминания о Татьяне Бакуниной.
Основу сюжета произведения составляет развитие отношений Андрея Колосова и Вари, автора – рассказчика и Вари.
Мы видим, как зарождается чувство любви в душах молодых людей: «Варя сидела, молча, разливая чай, изредка поглядывала на него и с робкой стыдливой услужливостью подавала ему то чашку, то сливки, то сахарницу… ночью ему удалось увидеть раза два мельком бледное личико Варвары Ивановны; он не обратил на нее особенного внимания, но утром она ему решительно понравилась... Он начал ходить к Ивану Семеновичу сперва изредка, потом все чаще и чаще…». И, наконец, он признается автору: «Я люблю Варю, она премилая девушка».
А вот как описывает состояние Вари автор: «…все лицо ее дышало восторженной преданностью…Она до того жила его жизнью, до того была проникнута им, что незаметно перенимала его привычки, также взглядывала, так же смеялась, как он…»
Но счастье их продолжается недолго. Со временем герой начинает охладевать к девушке, заставляя ее страдать: «Варя начинала встречать нас с заплаканными глазами…».
Колосов честен по отношению к возлюбленной: «Пока я любил ее, я весь принадлежал ей; я не думал о будущем и всем, всей жизнью делился с ней. Теперь эта страсть во мне погасла…Что ж? Ты прикажешь притворяться, прикидываться влюбленным, что ли? Да из-за чего? Из жалости к ней?»
Итак, по мнению Колосова, отношения между мужчиной и женщиной возможны только тогда, когда они основаны на истинной, глубокой любви.
Андрей Колосов предстает перед читателем как цельная могучая личность. Его сила духа позволяет ему поступать в соответствии с его убеждениями: разлюбив Варю, Колосов находит в себе силы прекратить с ней отношения, не унижая ее оскорбительной жалостью.
Мы знаем, что высокие требования к любви и к браку предъявлял и Станкевич. Он расстался с возлюбленной, когда понял, что любовь его угасла.
Совершенно очевидно, что движение сюжета определяется развитием внутреннего конфликта: нарастанием, а затем уменьшением и исчезновением чувства.
Печальный финал имеют и взаимоотношения Вари и автора – рассказчика. Мы узнаем о том, что автор любит девушку сначала тайно, восхищается ею, помогает преодолевать горе, расставание с Андреем, а потом признается ей в любви и делает предложение. Но, получив согласие Вари, чувствует охлаждение и тоже перестает к ней ездить.
В произведении используется особая композиция: две сюжетные линии повторяют друг друга, имея похожие кульминации и развязки. И это не случайно: воспроизводится коллизия несостоявшейся любви, что было характерно для прямухинских романов.
Страдала от неразделенного чувства не только Любовь, но и ее сестра Татьяна, в сердце которой родилась очень сильная и глубокая привязанность к И.С.Тургеневу, неоднократно посещавшему Прямухино и Торжок в 1841г. Ее искренние, полные любви и нежности письма стали источником творческого вдохновения поэта. До сватовства дело не дошло. Мы знаем, что и их роман закончился в связи с тем, что Тургенев не смог ответить такой же возвышенной, пылкой страстью к Татьяне. Знакомство с Богиней состоялось позднее…
Итак, совершенно очевидно, что прямухинские впечатления о взаимоотношениях Станкевича и Любиньки Бакуниной, Тургенева и Татьяны Бакуниной нашли отражение в ранней повести Тургенева «Андрей Колосов», повлияли и на построение сюжета, и на создание характеров и даже деталей портрета персонажей.
Терехина Н.В., преподаватель колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Образ учителя в повести Л. Нечаева «Ожидание друга» | Валентина Прокофьева о Старицком крае
Опубликовано: 635 дней назад (26 февраля 2023)
Просмотров: 413
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!